РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Ессентуки «12» мая 2012 года Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Емельянова В.А. при секретаре Базяцкой Е.В., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитин В.А. к Администрации г. Ессентуки о признании незаконным бездействия администрации г. Ессентуки выразившегося в не формирования списка граждан, уволенных с военной службы, на получение жилого помещения, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения, УСТАНОВИЛ: Никитин В.А. обратился в суд с иском к администрации г. Ессентуки о признании незаконным бездействия администрации г. Ессентуки выразившееся в не формирования списка граждан, уволенных с военной службы на получение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 08 октября 2010 года № 342 -ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», Законом СК от 03 марта 2011 года № 16-кз «О порядке предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенных с военной службы, членам из семей, членам семей погибших (умерших) военнослужащих». Постановлением Правительства Ставропольского края от 07 июля 2011 года № 259-п «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого дома, помещения некоторым категориям граждан, уволенных с военной службы, членам их семей, членам семей погибших (умерших) военнослужащих»; о возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем формирования списка лиц, уволенных с военной службы и имеющих право на получение жилого помещения, для предоставления в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края с включением в него в соответствии с действующим законодательством. Никитин В.А. в судебном заседании подержал исковые требования и суду пояснил, что он проживает по адресу: *** семьей. Решением исполкома Комитета Ессентукского городского Совета народных депутатов *** от *** его семья взята на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Общая очередь на тот момент была ***, по списку первоочередного получения жилья ***. До *** он находился на службе в органах внутренних дел на должности среднего и старшего начальствующего состава. Выслуга лет на момент увольнения составляет *** года. 26 ноября 2010 года Государственной Думой был принят Закон № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О статусе военнослужащих». Данные изменения устанавливают порядок обеспечения жильем военнослужащих, уволенных с военной службы, продолжительность службы которых составляет 10 лет и более и принятых на учет органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей за счет Федерального бюджета. Порядок и условия обеспечения жилыми помещениями распространен на граждан, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации. На основании федерального Закона Постановления Думы Ставропольского края 28 февраля 2011 года принят Закон Ставропольского края № 1968 - IV ДСК. Статьей 2 Закона предусмотрено, то порядок предоставления жилых помещений определяется Правительством Ставропольского края. 07 июля 2011 года Правительством Ставропольского края принято Постановление № 259-п, которым утвержден порядок предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым гражданам, уволенных с военной службы. Пункт 3 Постановления предусматривает, что учет граждан осуществляется посредством ведения министерством строительства и архитектуры ставропольского края сводного списка граждан, формируемого на основании списка граждан, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края. Таким образом, обязанность составления списка граждан, имеющих право на получения жилого помещения и включения его данный список возложена на администрацию муниципального образования, в данном случае на администрацию города Ессентуки. В нарушение требований указанного закона администрация г. Ессентуки не сформировала список, не включила его в него и не предоставила список в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края. *** он обратился с заявлением в администрацию города Ессентуки с требованием формирования списка на получение жилья, включения его в него и направлении списка в Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края. *** им получен ответ из администрации в соответствии с которым ему отказано в удовлетворения требования. *** он вновь обратился в администрацию г. Ессентуки. До настоящего времени ответа на его заявление он не получил. Фактически ему отказано в формировании списка и включении его в него. Данный отказ совершен в форме бездействия администрации в формировании списка и включения в него. Бездействие администрации г. Ессентуки нарушает его право на получение жилого помещения либо предоставления единовременной выплаты в текущем году. Представитель администрации г. Ессентуки Шедиков М.А. выступающий на основании надлежащим образом оформленной доверенности, исковые требования Никитина В.А. не признал и пояснил, что решением исполнительного комитета Ессентукского городского Совета народных депутатов № 826 от 10 сентября 1987 года Никитин В.А. был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. На *** ответчик стоит в очереди в общем списке на получения жилья по***, по списку первоочередного получения жилья ***. Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 19 марта 2002 года № 168 «О совершенствовании деятельности по реализации федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» право на получение сертификата имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, подлежащие увольнению со службы, и граждане, уволенные со службы имеющие общую продолжительность службы в календарном исчислении 10 лет и более, основаниями увольнения со службы. Граждане, указанные в п. 5 настоящих Правил, решение об участии в Программе принимают добровольно и падают в комиссию заявление и документы, подтверждающие право на участие в Программе. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации распространяются на категории граждан, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В администрацию г. Ессентуки с заявлением и документами, предусмотренными данным Постановлением на участие в программе в срок до 01 января 2005 года Никитин В.А. не обращался, поэтому в списке граждан, уволенных со службы внутренних дел Российской Федерации он не значится. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии с положениями ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства. По смыслу ст. 59 и п. «г» ст. 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности. В особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам. Из материалов дела видно, что решением горисполкома *** от *** Никитин В.А. и его семья взяты на учет, как нуждающаяся в жилье, согласно письма исполнительного комитета Ессентукского городского Совета народных депутатов. Согласно справке, выданной *** от *** выданной ГУ МВД России по Ставропольскому краю Центр финансового обеспечения отдел пенсионного обслуживания Никитин В.А. является получателем пенсии за выслугу лет. *** Никитин В.А. обратился к главе г. Ессентуки с заявлением о рассмотрении вопроса по реализации его права на обеспечение жилой площадью или получение единовременной денежной выплаты в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от № 342-ФЗ в Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Из ответа на данное обращение *** от *** следует, что Никитин В.А. в администрацию г. Ессентуки с заявлением на участие в программе «Государственные жилищные сертификаты» не обращался, в связи с чем в списке граждан, уволенных со службы внутренних дел Российской Федерации не значится. В Федеральном законе от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем. О специальном характере положений Федерального закона « О статусе военнослужащих», регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится ив ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом. Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законом и иным нормативными правовыми актами Российской Федерации. Порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Согласно пункту 2.1 данной статьи, введенному Федеральным законом от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службе по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатным мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно, жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Статьей 2 Федерального закона от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» предусмотрено, что порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются, в том числе, на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации по достижении ими предельного возраста пребывания на службе или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. То есть, необходимыми условиями для реализации права на получение жилого помещения или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения условленным со службы из органов внутренних дел РФ являются наличие 10-летней выслуги и поставка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право казанные в статье 49 данного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Никитин В.А. на основании решения горисполкома *** от *** Никитин В.А. и его семья взяты на учет, как нуждающаяся в жилье, согласно письма исполнительного комитета Ессентукского городского Совета народных депутатов Таким образом, доводы администрации г. Ессентуки о необходимости обращения Никитина В.А. в орган местного самоуправления (жилищный отдел администрации) г. Ессентуки в целях постановки его на учет нуждающихся в жилом помещении в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих», т.е. в качестве уволенного из органов внутренних дел, противоречат материалам дела, а, следовательно, являются необоснованными. Принимая во внимание наличие у Никитина В.А. 30-летней выслуги в органах внутренних дел, а также факт поставки его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации г. Ессентуки, суд приходит к выводу о наличии у Никитина В.А. права, гарантированного пунктом 2.1 ст. 15 Федерального закона « О статусе военнослужащих» (в редакции ФЗ № 342 от 08 декабря 2010 года), на обеспечение жилым помещением. Согласно абзацу третьему п. 2.1 ст. 15 указанного Федерального закона при предоставлении указанной категории граждан единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из установленного Правительством РФ норматива общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации. В целях урегулирования отношений по определению порядка предоставления за счет средств федерального бюджета жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданам в соответствии в вышеназванной нормой Федерального закона «О статусе военнослужащих» в Ставропольском крае принят Закон от 03 марта 2011 года № 16-кз «О порядке предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенных с военной службы, членам их семей, членам семей погибших (умерших) военнослужащих», согласно статье 2 которого соответствующий порядок определяется Правительством Ставропольского края. В соответствии с пунктом 3 Порядка предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенных с военной службы, членам их семей, членам семей погибших (умерших) военнослужащих, утвержденного Постановлением правительства Ставропольского края от 07 июля 2011 года № 259-п, учет граждан осуществляется посредством ведения министерством строительства и архитектуры Ставропольского края сводного списка граждан, формируемого на основании списков граждан, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края. Таким образом, ответственность за предоставление указанных сведений в министерство строительство и архитектуры Ставропольского края возложена на органы местного самоуправления. Как видно из письма *** от *** Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края администрацией г. Ессентуки Никитин В.А. не включен в список по данной категории граждан, соответственно у министерства не имелось оснований включить Никитина В.А. в сводный список граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета. Исходя положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При таких обстоятельства, суд приходит к выводу, об удовлетворении исковых требований об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, так как в судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В силу прямого указания закона суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (часть 1 статьи 258 ГПК РФ). Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Никитин В.А. к Администрации г. Ессентуки о признании незаконным бездействия администрации г. Ессентуки выразившегося в не формировании списка граждан, уволенных с военной службы, на получение жилого помещения, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения - удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации г. Ессентуки выразившееся в не формировании списка граждан, уволенных с военной службы на получение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 08 октября 2010 года № 342 -ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», Законом СК от 03 марта 2011 года № 16-кз «О порядке предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенных с военной службы, членам из семей, членам семей погибших (умерших) военнослужащих». Постановлением Правительства Ставропольского края от 07 июля 2011 года № 259-п «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого дома, помещения некоторым категориям граждан, уволенных с военной службы, членам их семей, членам семей погибших (умерших) военнослужащих». Возложить на администрацию г. Ессентуки обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Никитин В.А. путем формирования списка лиц, уволенных с военной службы и имеющих право на получение жилого помещения, для предоставления в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края с включением в него Никитин В.А. в соответствии с действующим законодательством. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 16 мая 2012 года. Председательствующий, судья: В.А.Емельянов