гражданское дело № 2-635/2012



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 мая 2012 года                                                      гор. Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи                             Фроловой О.В.,

при секретаре                                                          Жуковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афанасова ФИО15 к администрации гор. Ессентуки о признании права собственности,

у с т а н о в и л:

Афанасов С.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации гор. Ессентуки о признании права собственности на 96/155 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом литер «А» и жилой дом литер «Б» в домовладении по <адрес> в <адрес>туки <адрес>.

В судебном заседании представитель истца Афанасова С.В. - Першина С.В., действующая на основании надлежаще оформленной доверенности, заявленные исковые требования поддержала. Она пояснила, что 25 октября 2006 года Афанасов С.В. купил у Мальцевой П.Н. 96/155 долей домовладения литер «А» и домовладение литер «Б», расположенные по адресу: <адрес>. Стороны заключили договор купли-продажи в простой письменной форме. Данный договор был реально исполнен сторонами: продавец передал покупателю жилые и нежилые помещения, входящие на основании нотариального соглашения от 21 апреля 1999 года в состав принадлежавшей продавцу доли домовладения с ключами от входных дверей и со всеми документами - расчетная книжка и пр.. Покупатель, в свою очередь, полностью оплатил продавцу оговоренную цену проданной недвижимости в сумме рублей, что было отражено в договоре купли-продажи от 25 октября 2006 года. После этого Афанасов С.В. вселился в приобретенный жилой дом и проживает в нем по настоящее время.

В соответствии с п. 6 договора купли-продажи, Мальцева П.Н. и Афанасов С.В. должны были зарегистрировать переход права собственности в Ессентукском филиале УФРС РФ по СК. Но после подписания договора и получения денег Мальцева П.Н. утратила интерес к сделке, не являлась в УФРС, ссылаясь на плохое состояние здоровья. 27 ноября 2006 года Мальцева П.Н. умерла. Данное обстоятельство препятствует Афанасову С.В. зарегистрировать свои права на приобретённое недвижимое имущество. Поэтому истец был вынужден обратиться в суд за защитой своих интересов.

Першина С.В. в интересах Афанасова С.В. просит суд исковые требования удовлетворить, признать за Афанасовым С.В. право собственности на 96/155 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом литер «А» и жилой дом литер «Б» в домовладении по <адрес> в <адрес>туки <адрес>.

Истец Афанасов С.В. в судебное заседание не явился, хотя о рассмотрении дела надлежаще был извещен. Он обратился в суд с ходатайством, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя Першиной С.В.. С учетом мнений участвующих в деле лиц, в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца Афанасова С.В..

Представитель ответчика - администрации гор. Ессентуки Шедиков М.А., действующий на основании надлежаще оформленной доверенности, в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований. Он пояснил, что договор купли-продажи от 25 октября 2006 года, заключенный между Мальцевой П.Н. и Афанасовым С.В. соответствует требованиям закона, договор не оспорен и не признан не действительным, поэтому за Афанасовым С.В. может быть признано право собственности на 96/155 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом литер «А» и жилой дом литер «Б» в домовладении по <адрес> в <адрес>туки <адрес>.

Третье лицо - Корябин В.И. в судебное заседание не явился, несмотря на то, что был извещён надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Суд с учётом мнения лиц участвующих в деле, принимая во внимание то обстоятельство, что самостоятельных требований относительно предмета спора Корябиным В.И. не заявлялось, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося третьего лица.

Третье лицо Лейбович И.А. в судебное заседание не явилась. Судом предприняты меры по извещению третьего лица о месте и времени рассмотрения дела. В материалах дела имеется сообщение из Ипатовского детского дома-интерната для умственно отсталых детей, согласно которому, Лейбович И.А. 19 сентября 2007 года переведена в Тахтинский ПНИ <адрес>. Согласно сообщению из Тахтинский ПНИ <адрес>, полученному на запрос суда, Лейбович И.А. выбыла из интерната 31 марта 2008 года. Поскольку, установить место нахождения третьего лица не представляется возможным, кроме того, право Лейбович И.А. на пользование жилым помещением (Постановление Главы г. Ессентуки от ДД.ММ.ГГГГ ) сторонами не оспаривается, суд с учётом мнения лиц участвующих в деле, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие третьего лица - Лейбович И.А.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, материалы инвентарного дела на домовладение по <адрес> в <адрес>, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, и не нарушающие права и законные интересы других лиц, в том числе, отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.

Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности может быть приобретено на основании договора купли-продажи, иной сделки об отчуждении имущества

В силу ч. 3 ст. 154 ГК РФ для заключения договора необходимо выражение согласованной воли сторон. В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах, как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии со ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

В соответствии с ч. 1 ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество. Согласно ст. 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434 ГК РФ).

В материалах дела имеется копия договора купли-продажи от 25 октября 2006 года, заключенного между Мальцевой П.Н. и Афанасовым С.В.. Как следует из договора, Мальцева П.Н. продала долю в праве на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее ей на праве собственности, а Афанасов С.В. купил долю указанного домовладения, общей площадью 58,3 кв.м., в том числе, жилой 27,4 кв.м., состоящее из жилой комнаты площадью 11,7 кв. метров, жилой комнаты площадью 15,8 кв. м. прихожая площадью 8,3 кв.м., тамбур площадью 1,7 кв.м., подвал площадью 6,9 кв.м., вход в подвал а площадью 2,5 кв.м. и жилой дом под лит «Б»; жилая комната площадью 14,0 кв.м., жилая комната площадью 13,4 кв.м., кладовая площадью 5,6 кв.м., прихожая площадью 10,8 кв.м., кухня площадью 11,4 кв.м., ванная площадью 3,1 кв.м., тамбур площадью 2,3 кв.м., навес по<адрес> площадью 1,6 кв.м.. Указанные жилые и нежилые помещения расположены в жилом доме литер «А» и жилом доме литер «Б» по указанному в договоре адресу.

Отчуждаемая доля домовладения оценена сторонами и продана за 700 000 (семьсот тысяч) рублей, уплаченных покупателем продавцу до подписания настоящего договора, в связи с чем, право собственности на указанную долю домовладения продавец передает покупателю.

Судом установлено, что договор купли-продажи соответствует требованиям ст. ст. 549-550 ГК РФ, заключен в надлежащей форме, содержит все существенные для таких договоров условия, подписан сторонами.

Как следует из договора купли-продажи, доля домовладения по адресу: <адрес> принадлежала продавцу на основании договора дарения от 26 января 1965 года, реестр 267 уд.Енк., соглашения о порядке пользования от 21 апреля 1999 года, реестр 2738 уд.нгЕ, регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ. Копии указанных правоустанавливающих документов имеются в материалах дела и в материалах инвентарного дела. Таким образом, являясь собственником 1/2 доли домовладения состоящей из: 96/155 доли в жилом доме литер «А» и собственником жилого дома литер «Б», Мальцева П.Н.имела законное право на их отчуждение в пользу Афанасова С.В.

Судом установлено, что при заключении договора купли-продажи от 25 октября 2006 года Мальцевой П.Н. и Афанасовым С.В. требования закона были неукоснительно соблюдены, договор купли-продажи не нарушает права и законные интересы иных лиц.

Из материалов дела усматривается, что договор купли-продажи от 25 октября 2006 года исполнен сторонами. Продавец передал покупателю жилые и нежилые помещения, входящие на основании нотариального соглашения от 21 апреля 1999 года в состав принадлежавшей продавцу 96/155 доли жилого дома литер «А» и жилой дом литер «Б», расположенные по <адрес> в <адрес>, что отражено в пункте 6 договора. Покупатель полностью оплатил продавцу оговоренную цену проданной недвижимости в сумме рублей, что отражено в пункте 3 договора. Афанасов С.В. вселился в приобретенный жилой дом и проживает в нем по настоящее время, что подтверждается актом от 7 декабря 2011 года, составленным Прасоловой Е.И. и Григорьевым А.Н., чьи подписи удостоверены руководителем ТОС - Ломовой.

В соответствии со ст. 131 право собственности и иные вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.

В соответствии со ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору купли-продажи подлежит обязательной государственной регистрации.

Согласно ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно ст. 4 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ.

Как следует из договора купли-продажи от 25 октября 2006 года, в пункте 6 договора предусмотрено, что договор подлежит обязательной регистрации в Ессентукском филиале УФРС РФ по СК. Покупатель приобретает право на долю в праве на указанное домовладение, с момента государственной регистрации перехода права собственности.

Как установлено в судебном заседании, Афанасов С.В. лишен возможности осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на приобретенную долю в праве общей долевой собственности на домовладение по <адрес> в <адрес>, поскольку Мальцева П.Н. уклонялась от государственной регистрации договора купли-продажи в УФРС по Ставропольскому краю, а 27 ноября 2006 года Мальцева П.Н. умерла, что подтверждается копией записи акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Афанасова С.В. в суд за защитой своих интересов.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Выбор способа защиты своих прав принадлежит исключительно истцу.

Обращение Афанасова С.В. в суд с требованием о государственной регистрации перехода права собственности в порядке ст. 551 ГК РФ не представляется возможным в связи со смертью Мальцевой П.Н.. Поэтому истцом верно выбран способ защиты своих гражданских прав, путем предъявления требования о признании права собственности на 96/155 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом литер «А» и жилой дом литер «Б» в домовладении по <адрес> в <адрес>туки.

При рассмотрении дела по существу судом приняты меры к определению круга лиц, на чьи права и законные интересы может повлиять принятие решения.

Судом установлено, что 21 июня 2005 года Мальцевой П.Н. было составлено завещание, в соответствии с которым она завещала своей внучке Лейбович И.А. все свое имущество, какое ко дню её смерти окажется ей принадлежащим. Завещание в установленном законом порядке удостоверено нотариусом Созоновой Е.М.

Согласно ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Согласно ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу (или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу) заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. В соответствии со ст. 1154 ГК РФ, имущество может быть принято в течение 6 месяцев со дня открытия наследства.

В соответствии со ст.ст. 1162, 1163 ГК свидетельство о праве на наследство выдается по месту открытия наследства нотариусом или уполномоченным в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие должностным лицом. Свидетельство выдается по заявлению наследника. По желанию наследников свидетельство может быть выдано всем наследникам вместе или каждому наследнику в отдельности, на все наследственное имущество в целом или на его отдельные части. Свидетельство о праве на наследство выдается наследникам в любое время по истечении шести месяцев со дня открытия наследства.

Как следует из копии наследственного дела, 4 декабря 2006 года директором ГСУ СОН «Ипатовский дом-интернат для умственно отсталых детей» в интересах Лейбович И.А. было подано заявление о принятии наследства после смерти Мальцевой П.Н. Между тем, в дальнейшем свидетельство о праве на наследство на какое-либо имущество Мальцевой П.Н. нотариусом не выдавалось.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе, имущественные права и обязанности.

Как установлено в судебном заседании, право собственности Мальцевой П.Н. на 96/155 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом литер «А» и жилой дом литер «Б» в домовладении по <адрес> в <адрес> было утрачено в момент заключения договора купли-продажи и не могло быть предметом наследования.

Обстоятельств, свидетельствующих о том, что наследник Мальцевой П.Н. - Лейбович И.А. претендует на указанное имущество, в судебном заседании не установлено.

Также судом установлено, что у Мальцевой П.Н. имелся сын Кузин А.Б., который в соответствии со ст. 1149 ГК РФ мог претендовать на наследство. Между тем, как следует из материалов наследственного дела, с заявлением о принятии наследства после смерти Мальцевой П.Н. Кузин А.Б. не обращался. Доказательств, свидетельствующих о том, что Кузин А.Б. претендовал на 96/155 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом литер «А» и жилой дом литер «Б» в домовладении по <адрес> в <адрес>, не имеется. 22 января 2010 года Кузин А.Б. умер, что подтверждается копией записи акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ. Наследственное дело к имуществу Кузина А.Б. не заводилось, о чем свидетельствует справка нотариуса Ивашовой Р.Р. от 20 марта 2012 года.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, суд считает, что исковые требования Афанасова С.В. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Афанасова ФИО15 к администрации гор. Ессентуки о признании права собственности удовлетворить.

Признать за Афанасовым ФИО15 право собственности на 96/155 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом литер «А» по адресу: <адрес>.

Признать за Афанасовым ФИО15 право собственности на жилой дом литер «Б» по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Ессентукский городской суд.

Мотивированное решение суда изготовлено 22 мая 2012 года.

Председательствующий судья                                        Фролова О.В.