Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ « 17 » мая 2012 года город Ессентуки Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующей судьи Украинчик А.В. при секретаре Емяшевой Е.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрегиональной общественной организации содействия развитию экологической и промышленной безопасности к ООО « Арго» о возложении обязанности по предоставлению информации, УСТАНОВИЛ: Межрегиональная общественная организация содействия развитию экологической и промышленной безопасности обратилась в суд с иском к ООО « Арго», указывая следующее. Истец является организацией, согласно устава, созданной для проведения общественного экологического контроля в целях реализации права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. ООО « Арго» на территории ... и ... осуществляет деятельность, связанную с обращением с твердым бытовыми отходами. Получив информацию от жителей Кавказских Минеральных Вод о фактах нарушения ООО « Арго» природоохранного законодательства, в целях осуществления контроля за соблюдением экологических норм, 1 сентября 2011 года письмом от № 05/10 у ООО Арго» была запрошена информация, необходимая для проведения экологического контроля. Однако, письмом от 15 сентября 2011 года ООО « Арго» ответило, что деятельность свою организация ведет законно, но документы не предоставило. Пролагают, что данный отказ противоречит ст. ст. 12, 68 ФЗ № 7 « Об охране окружающей среды», ст. 42 Конституции РФ, ст. 3 ФЗ « № 89- ФЗ « Об отходах производства и потребления», препятствует проведению общественного экологического контроля. Просят обязать ответчика в 5 дневный срок выдать истцу запрошенную информацию. В судебном заседании представитель истца по доверенности Дмитриенко С.А. исковые требования поддержал и пояснил следующее. Запрошенная истцом информация, копии документов у ответчика, не являются чрезмерным, они необходимы для выяснения вопроса, имеется ли в действиях ответчика нарушения природоохранного законодательства, правомерно ли выдана лицензия ответчику на данный вид деятельности, правомерно ли ведется деятельность, связанная с твердыми бытовым отходами. Без получения запрошенных документов выяснение данного вопроса невозможно. С актами росприроднадзора, ростехнадзора относительно проверок деятельности ООО « Арго» организация не знакомилась, поскольку их данные организации не выдали. Полагает, что вне зависимости от проверок, проведенных государственными органами, общественная организация имеет право получить всю требуемую информацию в любое время. Полагает, что для получения такой информации не обязательно должно иметь место обращение граждан о нарушении ответчиком законодательства об охране природы или наличие конкретных фактов нарушений. Представитель ответчика по доверенности Акопджанов Д.Ю. исковые требования полагал необоснованными, пояснил следующее. Истец должен доказать, что запрашиваемые им у ответчика документы содержат информацию, указанную в ст. 12 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», а именно, представить доказательства того, что запрашивает информацию именно об обстоятельствах и фактах хозяйственной деятельности истца, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан. Истец должен представить доказательства наличия фактов создания ответчиком, в результате осуществления им деятельности, угрозы окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан. Такие данные в исковом заявлении не указаны. В данном случае объем запрошенной информации свидетельствует о превышении истцом компетенции, предоставленной ему законом и необоснованное вмешательство в хозяйственную деятельность ответчика. Объем и содержание запрашиваемых документов свидетельствуют о том, что целью истца является не осуществление общественного экологического контроля, а проверка законность самого факта существования ООО «Арго» как юридического лица и законность осуществления им хозяйственной деятельности, а также оценка воздействия хозяйственной деятельности ответчика на окружающую среду. В отношении оценки воздействия хозяйственной деятельности ответчика на окружающую среду необходимо учесть положения ст. 32 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» в соответствии с которой, оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности. Поскольку деятельность ООО «Арго» не является планируемой, а уже существующей, то в отношении общества недопустимо проводить мероприятия по оценке воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. Деятельность истца является лицензируемой, в соответствии с Законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» именно на лицензирующий орган возлагается обязанность установить соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, т.е. требованиям, дающим ему право заниматься определенным видом деятельности. Факт наличия лицензии, выданной уполномоченным органом и в установленном порядке, является основанием признать деятельность данного юридического лица законной. Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами регламентировано Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2002 г. N 340. В соответствии с указанным положением (п. 3) существует ряд лицензионных требований и условий осуществления деятельности по обращению с опасными отходами. В соответствии с п.4 Положения для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган определенный пакет документов. К перечню информации, предусмотренной в ст. 12 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», которую может запросить общественная организация не относятся нижеуказанные документы, в удовлетворении требований о предоставлении которых необходимо отказать: * Свидетельство о постановке предприятия на налоговый учет (№ 1) * Свидетельство о регистрации юридического лица (№ 2) * Устав (№ 3) * Материалы обоснования намечаемой деятельности на получение лицензии по обращению с отходами 1-4 класса опасности (№ 4); Заключение ГЭЭ по материалам обоснования на получение лицензии намечаемой деятельности по обращению с отходами 1-4 класса опасности (№ 10) (Указанные документы и информация являются доказательством превышения истцом своей компетенции - вторжение в компетенцию лицензирующих органов). *Материалы общественных обсуждений проектов технической документации объектов размещения отходов (№ 6); Перечень объектов размещения отходов, их характеристики и производственные мощности (№ 7); материалы Госэкологической экспертизы объектов размещения отходов (№ 8) * Справка о транспортировке, утилизации (захоронении) отходов 1-4 класса опасности как собственных, так и принимаемых от сторонних организаций за 2009 -2011 г. (п.11); Сведения о транспортных средствах… (п.13); Инструкция по транспортировке отходов (п.38) не может быть предоставлена, поскольку деятельность ООО «Арго» не связана с транспортировкой отходов, соответственно у общества нет транспортных средств, используемых для транспортировки отходов. * Пункт № 12 повторяет содержание пункта № 4. * Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (п.14); Лимиты на размещение отходов с отметками о сдаче технического отчета за 2009 - 2011 г. (п.15). Каждое предприятие разрабатывает проект и утверждает лимиты образования отходов. Органом контролирующим лимиты отходов является Росприроднадзор, в который и утверждает данные лимиты. При этом запрос и проекта образования лимитов и самих утвержденных лимитов свидетельствует о намерении общественной организации проверить правильность деятельности органов Росприроднадзора по утверждению ответчику лимитов образования отходов. * Паспорта опасных отходов … (п.16) выдаются органами Росприроднадзора и содержат информацию о видах отходов, принимаемых на полигон для размещения (например, отработанные автомобильные шины, промасленная ветошь и т.д.). Однако указанная информация содержится в приложении к лицензии на право осуществление деятельности, выданной обществу, т.о. лицензия является достаточным документом в целях определения вида отходов, с которыми ООО «Арго» вправе работать. Лицензия является документом, открытым для ознакомления всеми заинтересованными лицами и размещена на официальном сайте общества в сети Интернет. 8 Инструкция по обращению с опасными отходами … (п.17); Свидетельства о прохождении сотрудниками профессиональной подготовки … (п.18); Приказ о назначении ответственных лиц … (п.19) - указанная информация является обязательной для предоставления в лицензирующий орган при получении лицензии. В этой связи факт наличия лицензии свидетельствует об отсутствии необходимости подтверждать такую информацию. * Описание технологий, используемых для утилизации отходов … (п.20) - является приложением к проектной документации, указанной в п. 8. * Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (п.21); Документы об оплате за негативное воздействие на окружающую среду (п.22) - данные документы вправе требовать только контролирующий орган. Указанная информация касается финансовых взаимоотношений общества с государством и к иным хозяйствующим субъектам отношения не имеет. * Информация по п. 23-26 разрабатывается только в отношении объемов отходов, образуемых самим ООО «Арго», без учета принимаемых на полигон отходов от прочих лиц. Указанная информация является контролируемой госорганами, о чем также указано в запросе истца, т.о. усматривается цель, связанная с оценкой деятельности контролирующих госорганов. * План природоохранных мероприятий (п.27); Ответы о выполнении плана природоохранных мероприятий (п.28) - оценка деятельности контролирующих органов. * Проект санитарно-защитной зоны (п.35) - это часть проекта строительства объекта. Сам проект проходит госэкспертизу, а соответственно и часть проекта «Охрана окружающей среды». Соответствие объекта размещения отходов требованиям строительных норм и правил является непременным условием получения лицензии. Факт выдачи лицензии является подтверждением соответствия объекта размещения отходов строительным нормам и правилам. В рамках производственной деятельности предприятия осуществляется контроль со стороны соответствующих госорганов на предмет соблюдения и выполнения экологического законодательства. Истец вправе ознакомиться с материалами по результатам проверок, проводимых госорганами. Кроме того, законодательные акты, предоставляющие право запрашивать и получать информацию, предусмотренную ст. 12 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», при этом не наделяют общественную организацию правом проводить исследования на основании полученных данных. Законодательство, предоставляя полномочия общественной организации на получение информации не создает при этом конкуренцию её полномочий и полномочий госорганов, в обязанности которых входит государственный экологический контроль, что также является дополнительным аргументом несостоятельности иска. Выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в иске по следующим основаниям. Согласно данным единого государственного реестра юридических лиц Межрегиональная общественная организация содействия развитию экологической и промышленной безопасности существует с 2008 года. Согласно уставу организации, ее целью, согласно п.п. 2.1, является в том числе осуществление общественного экологического контроля в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Для достижения уставных целей организация в соответствии с действующим законодательством организация имеет право на предоставление информации о состоянии и загрязнении окружающей среды. Согласно свидетельству о постановке на налоговый учет ООО « Арго» зарегистрировано .... Согласно уставу общества одним из основных видов деятельности является удаление и обработка твердых бытовых отходов, перемещении, складирование, захоронение твердых бытовых отходов, прием, складирование автошин, сорбента, аккумуляторных батарей, отработанных ртутьсодержащих ламп и приборов. 1 сентября 2011 года истец направил ООО « Арго» письмо в котором просил : в срок до 15 сентября 2011 года организовать допуск инспекторов общественного экологического контроля общественной организации для натурного осмотра полигона ТБО, ...; передать документы, согласно приведенному перечню: 1. Свидетельство o постановке на налоговый учёт; 2. Свидетельство о регистрации юридического лица; З. Учредительные документы (Устав); 4. лицензия на виды деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности, со всеми обязательными приложениями; 5. Материалы обоснования намечаемой деятельности на получение лицензии по обращению c отходами 1-4 класса опасности; 6. Материалы общественных обсуждений проектов материалов технической документации объектов размещения отходов 1-4 класса опасности. 7. Перечень объектов размещения, обезвреживания отходов (полигоны, шламохранилища), их характеристики и производственные мощности; 8. Проектная документация и заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) на объекты размещения и обезвреживания отходов; 9. Заверенные копии договоров аренды земельных участков под объектами размещения и обезвреживания отходов; 10. Заключение ГЭЭ по материалам обоснования на получение лицензии намечаемой деятельности по обращению c отходами 1-4 класса опасности (либо заключение/акт предлицензионной проверки); 11. Справку o транспортировке, утилизации (захоронении) отходов 1-4 класса опасности, как собственно образованных так и принимаемых от сторонних организаций, за 2009-2011 гг.; 12. лицензии на виды деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности, со всеми обязательными приложениями, исполнителей по субподрядным договорам; 1 З. Сведения о транспортных средствах c указанием марки и регистрационного знака, используемых для выполнения работ (ycлyг), связанных c транспортировкой отходов 1-4 класса опасности (собственных и арендованных); 14. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. 15. лимиты на размещение отходов c отметками o ежегодной сдаче технического отчёта за период 2009-2011 гг.; 16. Паспорта опасных отходов (согласованные) и документы, подтверждающие принятие опaсных отходов к сведению уполномоченным органом, свидетельства o классе опасности отходов, материалы по определению класса опасности отходов, a также их компонентного состава; 17. Инструкция (порядок) по обращению c опасными отxодами на предприятии (и/или на отдельных объектах предприятия), приказ об её введении; 18. Свидетельства (сертификаты) сотрудников, прошедших обучение по программе по обращению c опасными отходами, наличие аттестации работников предприятия в аттестационных комиссиях Ростехнадзора, (копия лицензии образовательного учреждения); 19. Приказ o назначении ответственных лиц, допущенных к работе c опасными отходами; 20. Описание технологий, используемых для утилизации отходов и/или пояснительная записка к проекту объекта размещения, обезвреживания отходов; 21. Расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2009- 2011 гг.; 22. Документы, подтверждающие внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2009-2011 гг.; 23. Проект ПАВ, заключение Роспотребнадзора на проект ПДВ; 24. Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу за 2009-2011 гг.; 25. Протоколы химического, биологического, радиологического контроля на объектах размещения, обезвреживания отходов за 2009-2011 гг., (копии договоров c аккредитованной лабораторией); 26. Отчёты по форме 2-ТП (отходы) и 2-ТП (воздух) за 2009-1010гг.; 27. План природоохранных мероприятий на 2009-2011 гг.; 28. Отчёты o выполнении плана природоохранных мероприятий за 2009 - 2 квартал 2011 гг.; 29. План-график контроля выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников; 30. Протоколы аналитического контроля загрязнения атмосферного воздуха на источниках выбросов ЗВ, (копии договоров c аккредитованной лабораторией). 31. Согласованная программа (план-график) экологического мониторинга объектов размещения, обезвреживания отходов; 32. Результаты экологического мониторинга, протоколы исследований воздуха, почвы, грунтовых вод за 2009-2011 гг.; ЗЗ. Программа (порядок, положение) производственного экологического контроля, утвержденное на предприятии и согласованное в контролирующем органе; 34. Приказ o назначении ответственных лиц за выполнением производственного экологического контроля; 35. Проекты санитарно-защитной зоны объектов размещения, обезвреживания ОТХОДОВ. Санитарно-эпидемиологическое заключение на проекты санитарно-защитной зоны объектов размещения, обезвреживания отходов; 36. Журнал учета стационарных источников, типовая форма под-1, -2, -3; 37. Журнал учёта движения отходов; 38. Утвержденная инструкция по транспортировке отходов. Письмом от 15 сентября 2011 года ООО « Арго» дало ответ о том, что общество ведет свою работу на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, транспортировке, размещению отходов 1-1V класса опасности от 04.09.2009 года. В рамках производственной деятельности предприятия осуществляется постоянный контроль государственными органами на предмет выполнения требований экологического законодательства, с результатами которых организация вправе ознакомиться в соответствующих органах. Суд полагает, что доводы истца о том, что ответчик обязан был передать истцу требуемые в письме документы, суд полагает необоснованными по следующим основаниям. Право каждого на благоприятную окружающую среду установлено статьей 42 Конституции Российской Федерации и означает: 1) правовой принцип, который послужил основой для дальнейшего закрепления и развития в законодательстве об охране окружающей среды; 2) субъективное право гражданина, которому корреспондируют обязанности государства по поддержанию окружающей среды в благоприятном состоянии, а также проведению различных мероприятий по устранению отрицательных воздействий неблагоприятной среды на человека. В соответствии со ст. 1 ФЗ « Об охране окружающей среды» - охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность). В силу ст. 12 вышеуказанного закона общественные и иных некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды имеют, в том числе право обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан. Формами общественного экологического контроля могут быть проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, проводимые совместно с государственными инспекторами по охране природы. Представители общественных объединений и иных некоммерческих организаций могут постоянно сотрудничать с органами экологического контроля (надзора) для принятия участия в контрольных мероприятиях. Общественный экологический контроль может осуществляться его субъектами и самостоятельно, в отсутствие представителей власти, например в форме общественных слушаний по проектам развития и застройки микрорайонов. Чаще всего общественный экологический контроль состоит в информировании соответствующих властных структур о наблюдаемом непосредственно действии экологического характера. Такая информация может поступать в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления и подлежат обязательной проверке. В данном случае, по мнению суда, истец неверно понимает объем полномочий общественной организации на получение информации. Действительно, общественная организация имеет право на получение информации, но о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан. Истец просит документы не о состоянии окружающей среды, а о хозяйственной деятельности общества с ограниченной ответственностью, однако не предоставил каких- либо данных о наличии угрозы окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, конкретных нарушениях природоохранного законодательства. Нет даже данных о каких- либо жалобах граждан, чтобы суд имел возможность оценить объем информации, необходимой для получения реальной картины угрозы окружающей среде, если она имеется. Истец предполагает, что у него имеется право в любое время провести проверку правомерности ведения хозяйственной деятельности организации, правомерности выдачи лицензии организации на занятие определенными видами деятельности, связанными с использованием опасных отходов. По мнению суда, законом такие права общественной организации не предоставлены. Иное толкование закона противоречило бы действующему законодательству. Ст. 65 ФЗ « Об охране окружающей среды» установлен государственный экологический надзор, муниципальный надзор, под которым понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. Государственный экологический надзор включает в себя в том числе и : государственный надзор в области обращения с отходами. ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» № 294 ФЗ устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов. Органы государственного контроля вправе проводить проверки, составлять акты, выдавать предписания, принимать к нарушителям меры, предусмотренные законодательством и пр. Общественные организации такими полномочиями не обладают. Учитывая, что истец свои требования не доказал, в удовлетворении исковых требований следует отказать. Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Межрегиональной общественной организации содействия развитию экологической и промышленной безопасности к ООО « Арго» о возложении обязанности в пятидневный срок выдать запрошенную письмом от 1 сентября 2011 года информацию - отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Ставропольский краевой суд через городской суд в течение 1месяца со дня изготовления мотивированного решения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩАЯ А.В.УКРАИНЧИК