решение по иску Кисина К.В. к администрации г. Ессентуки о признании незаконным бездействия администрации г. Ессентуки, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и свобод



                                                                                            

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

.........                                                                          гор. Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Аветисовой Е.А.,

при секретаре Малашихиной В.Н.,

с участием: представителя истца по доверенности Никитина В.А.,

ответчика - представителя администрации г. Ессентуки по доверенности Ереминой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кисина К.В. к Администрации г. Ессентуки о признании незаконным бездействие администрации г. Ессентуки, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и свобод,

УСТАНОВИЛ:

           Кисин К.В. обратился в Ессентукский городской суд с иском к Администрации г. Ессентуки о признании незаконным бездействие администрации г. Ессентуки, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и свобод, указывая, что он с семьей проживает по адресу ........... Решением исполнительного комитета Ессентукского городского Совета народных депутатов ......... от ......... его семья взята на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Общая очередь по состоянию на ......... .......... С ......... по ......... он находился на службе в органах внутренних дел на должностях среднего и старшего начальствующего состава. Выслуга лет на момент увольнения составляет более .......... 26 ноября 2010 года Государственной Думой был принят Закон № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Данные изменения устанавливают порядок обеспечения жильем военнослужащих, уволенных с военной службы, продолжительность службы которых составляет 10 лет и более и принятых на учет органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей за счет Федерального бюджета. Порядок и условия обеспечения жилыми помещениями распространен на граждан, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации. На основании Федерального закона Постановлением Думы Ставропольского края 28 февраля 2011 года принят Закон Ставропольского края № 1968-IV ДСК «О порядке предоставления жилого помещения… гражданам, уволенным с военной службы». Статьей 2 Закона предусмотрено, что порядок предоставления жилых помещений определяются Правительством Ставропольского края. 7 июля 2011 года Правительством Ставропольского края принято Постановление № 259-п, которым утвержден порядок предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым гражданам, уволенным с военной службы…». Пункт 3 постановления предусматривает, что учет граждан осуществляется посредством ведения министерством строительства и архитектуры Ставропольского края сводного списка граждан, формируемого на основании списка граждан, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края. Таким образом. Обязанность составления списка граждан, имеющих право на получение жилого помещения и включения его в данный список возложена на администрацию муниципального образования, в данном случае на администрацию города Ессентуки. В нарушение требований указанного закона администрация города Ессентуки не сформировала список. Не включила Кисина К.В. в него, не предоставила список в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края. ......... истец обратился с заявлением в администрацию г. Ессентуки с требованием формирования списка на получение жилья, включения его в список и направление списка в Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края. Ответа на данное заявление Кисин К.В. не получал. ......... истец повторно направил данное заявление в администрацию почтовым отправлением с уведомлением. Почтовое отправление вручено .......... ......... им был получен ответ из администрации г. Ессентуки, в соответствии с которым, ему отказано в удовлетворении требований. Доводы ответа говорят о том, что сотрудники администрации г. Ессентуки не знают о содержании изменений, внесенных в законодательство. Фактически Кисину К.В. отказано в формировании списка и включении его в этот список. Бездействие администрации г. Ессентуки нарушает его право на получение жилого помещения либо предоставления единовременной выплаты в текущем году. Просит признать незаконным бездействие администрации г. Ессентуки, выразившееся в не формировании списка граждан, уволенных с военной службы на получение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», Законом Ставропольского края от 03 марта 2011 года № 16-кз «О порядке предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенных с военной службы, членам их семей, членам погибших (умерших) военнослужащих, Постановлением Правительства Ставропольского края от 07 июля 2011 года № 259-п «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенных с военной службы, членам их семей, членам семей погибших (умерших) военнослужащих». Возложить на администрацию г. Ессентуки обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Кисина К.В. путем формирования списка лиц, уволенных с военной службы и имеющих право на получение жилого помещения, для предоставления в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края с включением Кисина К.В. в список в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Никитин В.А. просил исковые требования удовлетворить по основаниям изложением выше.

Ответчик - представитель администрации г. Ессентуки по доверенности Еремина Е.А. просила в иске отказать.

Представитель 3-го лица - Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, в судебное заседание не явился. Представил суду возражения на исковое заявление, из которого следует, что по данным администрации г. Ессентуки по состоянию на ......... постановлением главы администрации г. Ессентуки Кисин К.В. состоит в общей очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по.......... датой постановки в очередь .......... Согласно выписке из приказа об увольнении ......... л/с Кисин К.В. уволен из Министерства внутренних дел .......... В соответствии с подпунктом «г» пункта 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 г. № 1054 нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел РФ, прослужившие 15 лет и более в календарном исчислении, при увольнении со службы с назначением пенсии. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы с 2011 г. осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 2010 г. № 342-ФЭ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», а также постановлением Правительства Ставропольского края от 07 июля 2011 г. № 259-п «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенным с военной службы, членам их семей, членам погибших (умерших) военнослужащих» (далее - Порядок), согласно которому формирование и ведение сводного списка граждан, уволенных с военной, членов их семей, членов семей погибших (умерши) военнослужащих по Ставропольскому краю осуществляется в соответствии с «Порядком формирования и ведения сводного списка некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов погибших (умерших) военнослужащих», утвержденным приказом министерства от ......... ......... (далее - Порядок формирования и ведения сводного списка). Так как Кисин К.В. не состоял в льготном списке по данной категории граждан и не был предоставлен администрацией г. Ессентуки, Кисин К.В. не имеет оснований быть включенным министерством в список граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, которых подлежит обеспечить жилыми помещениями в 2012 г. В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы (далее соответственно - Правила, подпрограмма), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. В соответствии с подпрограммой ФЦП «Жилище» на 2011 - 2015 годы государственным заказчиком подпрограммы является министерство регионального развития РФ, которое в свою очередь осуществляет общее руководство подпрограммой, выпуск сертификатов, контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных подпрограммой. Согласно подпункту «а» пункта 18 Правил, выдачу сертификатов гражданам, указанным в подпункте «а» пункта 5 Правил осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба. С учетом изложенного, вопрос обеспечения жильем Кисина К.В. не отнесен к полномочиям министерства, а находится в ведении федерального органа исполнительной власти, в котором он проходил службу. В удовлетворении исковых требований Кисина К.В. просит отказать в полном объеме.

Представитель 3-го лица - Министерства регионального развития Российской Федерации, в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом извещен о слушании дела, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представил, об отложении судебного разбирательства не просил.

Суд, с учетом мнения сторон считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Главы г. Ессентуки Ставропольского края от ......... ......... Кисин К.В., ......... по ограниченному состоянию здоровья, ......., на иждивении двое детей, принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с присвоением ему очередного ......... в общем списке на получение жилья.

Согласно выписке из приказа ......... л/с от ......... ....... выслуга лет на ......... составляет в календарном исчислении .........

......... Кисин К.В. обратился к главе г. Ессентуки с заявлением о рассмотрении вопроса по реализации его права на обеспечение жилой площадью или получение единовременной денежной выплаты в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от № 342-ФЗ в Федеральный закон «О статусе военнослужащих».

Из ответа на данное обращение ........./.........-к от ......... следует, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации распространяются на категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В связи с тем, что Кисин К.В. был уволен из органов внутренних дел в ........., то согласно Федеральному закону от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», Кисин не может быт поставлен на очередь как уволенный со службы органов внутренних дел РФ.

Отказывая Кисину К.В. в удовлетворении заявления, администрация                г. Ессентуки исходила из того, что поскольку заявитель был уволен из органов внутренних дел в ........., то согласно Федеральному закону от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», он не может быть поставлен на очередь как уволенный со службы из органов внутренних дел РФ.

Суд не может согласиться с такими выводами администрации г. Ессентуки, полагая его противоречащим фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

В соответствии с положениями Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату их государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

По смыслу ст. 59 и п. «Т» ст. 71 Конституции РФ военная служба представляет с собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.

Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем.

О специальном характере положений Федерального закона «О статусе военнослужащих», регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.

Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской федерации.

Порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Согласно п. 2.1 данной статьи, введенному Федеральным законом от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется на счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Статьей 2 Федерального закона от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» предусмотрено, что порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 28 мая 1998 года № 76-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются, в том числе, на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации по достижении ими предельного возраста пребывания на службе или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

То есть, необходимыми условиями для реализации права на получение жилого помещения или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения уволенным со службы из органов внутренних дел РФ являются наличие 10-летней выслуги и постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 данного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Как отмечалось выше, Кисин К.В. на основании постановления главы г. Ессентуки Ставропольского края от ......... ......... принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Уволен со службы из органов внутренних дел РФ по ограниченному состоянию здоровья ..........

Принимая во внимание наличие у Кисина К.В. ......... выслуги в органах внутренних дел, а также факт постановки его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации г. Ессентуки ......... (.........), суд приходит к выводу о наличии у Кисина К.В. права, гарантированного пунктом 2.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции ФЗ № 342 от 08 декабря 2010 года), на обеспечение жилым помещением.

В целях урегулирования отношений по определению порядка предоставления за счет средств федерального бюджета жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданам в соответствии c вышеназванной нормой Федерального закона "О статусе военнослужащих" в Ставропольском крае принят Закон от 03.03.2011 N 16-кз "О порядке предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенных c военной службы, членам их семей, членам семей погибших (умерших) военнослужащих", согласно статье 2 которого соответствующий порядок определяется Правительством Ставропольского края.

В соответствии с пунктом 3 Порядка предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения нeкoторым категориям граждан, уволенных с военной службы, членам их семей, членам семей погибших (умерших) военнослужащих, утвержден Постановлением Правительства Ставропольского края от 07.07.2011 N 259-п, учет граждан осуществляется посредством ведения министерством строительства и архитектуры на основании списков граждан, представленных органами Местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края.

Таким образом, ответственность за предоставление указанных сведений в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края возложена на органы местного самоуправления.

Как видно из отзыва на исковое заявление представителя Минстроя СК, администрацией г.Ессентуки сведения о гражданине Кисине К.В., как об уволенном с Военной службы, в министерство не представлялись, в связи c чем Кисин К.В. не включен в сводный список некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих по Ставропольскому краю, которых планируется обеспечить жилыми помещениями в .........

На основании вышеизложенного, исковые требования Кисина К.В. о признании незаконным бездействие администрации г. Ессентуки, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и свобод, следует удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Кисина Константина Викторовича к Администрации г. Ессентуки о признании незаконным бездействие администрации г. Ессентуки, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и свобод - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г. Ессентуки, выразившееся в не формировании списка граждан, уволенных с военной службы на получение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», Законом Ставропольского края от 03 марта 2011 года № 16-кз «О порядке предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенных с военной службы, членам их семей, членам погибших (умерших) военнослужащих, Постановлением Правительства Ставропольского края от 07 июля 2011 года № 259-п «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенных с военной службы, членам их семей, членам семей погибших (умерших) военнослужащих».

Возложить на администрацию г. Ессентуки обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Кисина К.В. путем формирования списка лиц, уволенных с военной службы и имеющих право на получение жилого помещения, для предоставления в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края с включением Кисина К.В. в список в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение месяца.

Председательствующий                                                                 Е.А.Аветисова