З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ « 14 » июня 2012 года город Ессентуки Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующей судьи Украинчик А.В. при секретаре Емяшевой Е.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной ИФНС России № 10 по Ставропольскому краю к Чихуну А.В., Чихуну В.Н., Чихун Л.Г. о взыскании убытков, понесенных уполномоченным органом в ходе банкротства ООО "Масла и Смазки" с учредителей данного предприятия, УСТАНОВИЛ: Межрайонная ИФНС России № 10 по Ставропольскому краю обратилась в суд с иском, указывая следующее. ООО «Масла и Смазки» зарегистрировано ... Межрайонной ИФНС России № 10 по Ставропольскому краю по адресу: .... Учредителями данного общества являются физические лица Чихун В.Н. (размер доли в уставном капитале составляет ...), Чихун А.В. (размер доли в уставном капитале - ...), Чихун Л.Г. (доля в уставном капитале - ...). В ходе хозяйственной деятельности ООО «Масла и Смазки» не оплачивало налоги и сборы, в результате чего образовалась задолженность перед бюджетом в размере ...., просроченная свыше трех месяцев, что соответствует признакам банкротства, регулируемым Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который также прямо указывает на обязанность руководителя должника обратиться с заявлением в арбитражный суд в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами; органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника; органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника; обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника; должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества. Однако, учредителями ООО «Масла и Смазки» никакие мероприятия по ликвидации предприятия, инициированию процедуры банкротства, разрешению сложившейся ситуации предприняты не были: ответчики не гасили образовавшуюся в ходе хозяйственной деятельности учрежденной и возглавляемой ими организации задолженность по налогам, и не исполняли нормы действующего законодательства, предписывающие руководителю или учредителю предприятия-должника при наличии признаков банкротства обратиться в арбитражный суд с заявлением должника о признании банкротом. Межрайонная ИФНС России № 10 по Ставропольскому краю в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об утверждении порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов российской федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства» представляет интересы государства в делах о банкротстве и в процедурах банкротства. Уполномоченный орган обратился в арбитражный суд Ставропольского края с заявлением от ... о признании отсутствующего должника ООО «Масла и Смазки» несостоятельным (банкротом). Решением Арбитражного суда Ставропольского края от ... по делу № ... должник ООО «Масла и смазки» признан банкротом с применением положений отсутствующего должника, введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим назначен К. член Некоммерческого партнерства «Национальная гильдия арбитражных управляющих» В ходе процедуры банкротства установлены и включены в реестр требований кредиторов ООО «Масла и Смазки» требования уполномоченного органа в размере ...., в т.ч. основной долг -...., пени -...., штрафы- .... В ходе конкурсного производства погашение требований уполномоченного органа не производилось. Определением арбитражного суда Ставропольского края от ... по делу ... конкурсное производство в отношении ООО «Масла и Смазки» завершено. В Едином государственном реестре юридических лиц на основании указанного определения суда внесена запись о ликвидации ООО «Масла и Смазки». Сумма задолженности предприятия списана как невозможная ко взысканию. В результате бюджет Российской Федерации потерял возможность пополнить доходную часть. Финансирование процедур банкротства отсутствующих должников в силу норм ст. 227 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 возлагается на заявителя. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.10.2004 № 573 «О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников» из бюджета Российской Федерации выплачено конкурсному управляющему К. осуществляющему процедуру банкротства отсутствующего должника ООО «Масла и Смазки», вознаграждение в размере .... Полагает, что в целях возмещения убытков уполномоченного органа в деле о банкротстве и в процедурах банкротства, учредители ООО «Масла и смазки» являются лицами, которые подлежат привлечению к субсидиарной ответственности в соответствии с размером долей в уставном капитале. Просит взыскать с учредителей ООО «Масла и Смазки» Чихуна В.Н. - ...., Чихуна А.В. - ...., Чихун Л.Г. - .... В судебном заседании представитель истца по доверенности Лихолитова О.Е. исковые требования поддержала по основаниям указанным в заявлении, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме. Ответчики Чихун В.Н., Чихун А.В., Чихун Л.Г. в судебное заседание не явились, хотя были надлежащим образом извещены о слушании дела, об уважительности причин неявки в судебное заседание суду не сообщили, об отложении разбирательства не просили. При таких обстоятельствах суд, с учетом мнения представителя истца считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков в порядке заочного производства. Выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований. В судебном заседании установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «Масла и Смазки» (далее- ООО «Масла и Смазки» ..., зарегистрировано ... Межрайонной ИФНС России № 10 по Ставропольскому краю по адресу: .... Учредителями данного общества являются физические лица Чихун В.Н. (размер доли в уставном капитале составляет ...), Чихун А.В. (размер доли в уставном капитале - ...), Чихун Л.Г. (доля в уставном капитале - ...). Исходя из норм ст. 50 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- Кодекс) общество с ограниченной ответственностью является коммерческой организацией, т.е. целью создания, и деятельности ООО является извлечение прибыли. Государство, в свою очередь, предоставляет гражданам право выступать учредителями коммерческих организаций. Но, помимо прав, учредительство возлагает и обязанности, в том числе по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Налоги, являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства, условием реализации им публичных функций, а обязанность платить законно установленные налоги и сборы распространяется на всех налогоплательщиков в качестве непосредственного требования Конституции Российской Федерации. Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы...» Требование налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну; соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица, причитающиеся налоговые суммы, - иначе нарушались бы воплощенный в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно защищаемый публичный интерес и связанные с ним права и законные интересы налогоплательщиков, публично- правовых образований, государства в целом. В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, "обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах". В ходе хозяйственной деятельности ООО «Масла и Смазки» не оплачивало налоги и сборы, в результате чего образовалась задолженность перед бюджетом в размере ...., просроченная свыше трех месяцев, что соответствует признакам банкротства, регулируемым ст. ст. 3 и 6 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее- Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ). Кроме того, ст. 224 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ предусмотрено осуществление процедуры банкротства ликвидируемого должника. Так, на основании п. 1 ст. 224 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных п.1 настоящей статьи, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Однако, учредителями ООО «Масла и Смазки» никакие мероприятия по ликвидации приняты не были, также не приняты меры по инициированию процедуры банкротства. П. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ прямо указывает на обязанность руководителя должника обратиться с заявлением в арбитражный суд в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами; органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника; органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника; обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника; должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества. П. 4 ст. 10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ гласит, что «в случае банкротства по вине учредителей (участников) должника... на учредителей (участников) должника в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам».. Ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации поясняет, что «если.. . кредитор не получил от должника в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность». Согласно нормам п. 1 ст. 32 Федерального закона № 14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее- Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ) высшим органом управления общества является собрание учредителей. Исполнительный орган общества, назначаемый в соответствии с п. 4 ст. 32 того же Закона, подотчетен учредителям. Подпункт 6 п. 1 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ гласит, что к исключительной компетенции собрания учредителей общества относится, в том числе и утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов. Следовательно, Чихун В.Н., Чихун А.В., Чихун Л.Г. утверждали бухгалтерскую отчетность учрежденного им предприятия, соглашаясь тем самым с размером сумм, подлежащих уплате в бюджет. Тем не менее, учредители ООО «Масла и Смазки» Чихун В.Н., Чихун А.В., Чихун Л.Г. не предпринимали никаких мер по разрешению сложившейся ситуации: не гасили образовавшуюся в ходе хозяйственной деятельности учрежденной и возглавляемой им организации задолженность по налогам и не исполняли нормы действующего законодательства, предписывающих руководителю или учредителям предприятия-должника при наличии признаков банкротства обратиться в арбитражный суд с заявлением должника о признании банкротом. Межрайонная ИФНС России № 10 по Ставропольскому краю в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об утверждении порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов российской федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства» представляет интересы государства в делах о банкротстве и в процедурах банкротства. Уполномоченный орган обратился в арбитражный суд Ставропольского края с заявлением от ... о признании отсутствующего должника ООО «Масла и Смазки» несостоятельным (банкротом). Решением Арбитражного суда Ставропольского края от ... по делу № ... должник ООО «Масла и смазки» признан банкротом с применением положений отсутствующего должника, введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим назначен К. член Некоммерческого партнерства «Национальная гильдия арбитражных управляющих» В ходе процедуры банкротства установлены и включены в реестр требований кредиторов ООО «Масла и Смазки» требования уполномоченного органа в размере ...., в т.ч. основной долг -...., пени -...., штрафы- .... В ходе конкурсного производства погашение требований уполномоченного органа не производилось. Определением арбитражного суда Ставропольского края от ... по делу ... конкурсное производство в отношении ООО «Масла и Смазки» завершено. В Едином государственном реестре юридических лиц на основании указанного определения суда внесена запись о ликвидации ООО «Масла и Смазки». Сумма задолженности предприятия списана как невозможная ко взысканию. В результате бюджет Российской Федерации потерял возможность пополнить доходную часть. Финансирование процедур банкротства отсутствующих должников в силу норм ст. 227 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 возлагается на заявителя. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.10.2004 № 573 «О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников» из бюджета Российской Федерации выплачено конкурсному управляющему К. осуществляющему процедуру банкротства отсутствующего должника ООО «Масла и Смазки», вознаграждение в размере ....,и в связи с выплатами этих сумм государственно понесло убытки (прямой ущерб). На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в случае, если удовлетворение требований кредиторов приводит к невозможности исполнения должником В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ в случае нарушения руководителем должника или учредителем (участником) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии (ликвидатором), гражданином-должником положений указанного Федерального закона указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения. На основании ст. 15 ГК РФ «лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков». В данном случае убытки в результате действия (бездействия) учредителей ООО «Масла и смазки» понесло государство в лице уполномоченного органа. В соответствии с п. 3.3 Устава ООО «Масла и смазки» участники Общества несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости, внеенных ими вкладов. Учредители ООО «Масла и Смазки» являются лицами, которые подлежат привлечению к субсидиарной ответственности в целях возмещения убытков уполномоченного органа в дела о банкротстве и в процедурах банкротства в соответствии с принадлежащими им долями в уставном капитале. При таких обстоятельствах суд считает необходимым взыскать с ответчиков убытки пропорционально их долям в уставном капитале предприятия: с Чихуна В.Н. - ...., с Чихуна А.В. - ...., с Чихун Л.Г. - .... На основании ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции с исками в защиту государственных интересов, освобождаются от уплаты госпошлины. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина соразмерно удовлетворенным требованиям. Руководствуясь «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, ст. 399 ГК РФ, 103, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 10 по Ставропольскому краю удовлетворить. Взыскать с Чихуна В.Н. в доход государства убытки в сумме .... Взыскать с Чихуна А.В. в доход государства убытки в сумме .... Взыскать с Чихун Л.Г. в доход государства убытки в сумме .... Взыскать с Чихуна В.Н. в доход государства государственную пошлину в размере .... Взыскать с Чихуна А.В. в доход государства государственную пошлину в размере .... Взыскать с Чихун Л.Г. в доход государства государственную пошлину в размере .... Заявление об отмене заочного решения может быть подано в течение 7 дней в Ессентукский городской суд, а также решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца по истечении срока подачи заявления об отмене решения, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ А.В.УКРАИНЧИК