Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 20 июня 2012 года город Ессентуки Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Хетагуровой М.Э, при секретаре судебного заседания Пилипенко С.П. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анциферова А.А. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: Анциферов А.А. обратился в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки о возмещении материального ущерба в размере *** рубля, компенсации морального вреда в сумме *** рублей. Истец Анциферов А.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, а также пояснил, что до *** проходил службу в военной ***. С *** года является пенсионером. В *** году получил удостоверение «Ветеран военной службы», дающее право на льготы, которые получал, проживая в различных субъектах РФ: ***. В *** году в ***, где он проживал, в соответствии с новым законом «О ветеранах» ему присвоен статус «Ветеран труда» и выдана справка, на основании которой он получал льготы до переезда на постоянное место жительства в город Ессентуки. *** он представил в органы социальной защиты г. Ессентуки для постановки на учет как «Ветерана труда» следующие документы: справку *** от ***, справку *** от ***, удостоверение «Ветеран военной службы». Указанные документы не были приняты во внимание, на что ему пояснили, что Ставрополье - другой регион Российской Федерации и указано на необходимость нового оформления документов на льготы. Работниками Управления труда и социальной защиты населения города Ессентуки был направлен запрос в архив Министерства Обороны Российской Федерации *** на подтверждение наград. *** он дополнительно представил из военного комиссариата г. Ессентуки выписку из личного дела о факте награждения 9 медалями, но и этот документ не был принят во внимание. Только *** орган социальной защиты населения выдал дубликат удостоверения «Ветеран труда», после чего назначены льготы. В *** им получено письмо из Управления социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, согласно которому в связи с изменениями, введенными в Федеральный закон «О ветеранах», с *** присвоение звания «Ветеран труда» и выдача удостоверения «Ветеран труда» федерального образца была прекращена. В соответствии с этим *** ему была выдана Справка за *** об установлении статуса «Ветеран труда», которая была действительна только на территории Республики Татарстан. В целях реализации п.4 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» был принят Закон Республики Татарстан от 30.06.2011г. №33-ЗРТ «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», вступающий в силу с ***, которым предусмотрено присвоение звания «Ветеран труда» с последующим оформлением удостоверения и замена ранее выданных справок ветерана труда. Он выписан из *** ***, до вступления в силу Закона Республики Татарстан от *** ***-***. Поэтому в настоящее время замена справки ветеран труда на удостоверение не представляется возможным. Таким образом, вышеназванное письмо свидетельствует о том, что он и не мог получить в Татарстане удостоверение «Ветеран труда». Считает, что незаконно в течение *** месяцев (с *** по ***) был лишен льгот, поскольку он представил в управление труда и социальной защиты населения все необходимые документы. Просит суд обязать управление труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки возместить материальный ущерб в размере *** рублей и моральный ущерб в размере *** рублей. Представитель ответчика Управления труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки по доверенности Бойченко А.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных Анциферовым А.А. исковых требований, а также пояснил, что в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Статьями 4,5 Закона Ставропольского края от 07.12.2004 г. № 103-КЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов" предусмотрено предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, которая производится в порядке, предусмотренном Правительством Ставропольского края. Порядок осуществления ежемесячных денежных выплат, установленных законами Ставропольского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" и "О мерах социальной поддержки ветеранов" утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 21 января 2009 года № 4-п. Одним из условий предоставления указанных мер социальной поддержки является предоставление гражданином в орган социальной защиты населения по месту жительства правоустанавливающего документа - удостоверения "Ветеран труда" установленного образца. Истец, обратившись в управление труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки, представил удостоверение "Ветерана военной службы", выданное *** *** ***. При этом, специалистами управления истцу было разъяснено, что статья 23 Федерального закона "О ветеранах" предусматривающая меры социальной поддержки "Ветеранам военной службы" была признана утратившей силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от *** № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в связи с чем, при наличии оснований, в органе социальной защите населения по месту его жительства на момент вступления в силу закона или по последнему месту жительства должны были выдать удостоверение "Ветеран труда", установленного образца. На момент обращения истец указал, что пользовался мерами социальной поддержки на основании удостоверения "Ветеран труда" по последнему месту жительства, однако данное удостоверение ему выдано не было. В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в ***, утвержденного постановлением *** от *** *** лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», подают в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края по месту жительства: заявление на имя Губернатора Ставропольского края в произвольной форме; документ, удостоверяющий личность; документы, подтверждающие основания для присвоения этого звания; фотографию размером 3*4 см. Абзацем 1 пункта 4 указанного Положения предусмотрена обязанность граждан предоставить в орган социальной защиты документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, ведомственными наградами или подтверждающие присвоение почетного звания СССР или Российской Федерации. Представленные заявителем Выписка из личного дела и послужного списка, выданные отделом военного комиссариата не являются подтверждающими документами, поскольку не содержат сведений об органе, произведшем награждение. Иных документов, подтверждающих награждение (в том числе удостоверений к орденам и медалям) истец представить не смог. Однако, *** письменно обратился в управление с просьбой оказать содействие в получении архивных справок о награждении. Управлением направлялись запросы по Анциферову А.А. в Центральный архив Министерства Обороны Российской Федерации *** с момента его обращения (исх *** от ***, исх. *** от ***, исх *** от ***). Также, управлением, ранее был направлен запрос в адрес органа социальной защиты населения по месту жительства истца в *** (ответ до настоящего времени не получен). Архивные справки, подтверждающие, право заявителя на присвоение звания «Ветеран труда» были получены управлением *** и *** Руководством управления, в целях снижения социальной напряженности и в связи с организационными мероприятиями по изменению структуры органов исполнительной власти края, было принято решение о выдаче истцу временного удостоверения «Ветеран труда» с пометкой «дубликат», без проведения процедуры направления списков на утверждение Губернатору Ставропольского края, в связи с длительностью данной процедуры (не менее 3-х месяцев, в соответствии с Административными регламентами Министерства социального развития и занятости населения края и Аппарата Правительства Ставропольского края). Удостоверение истцу было выдано ***. На основании поданного истцом заявления от *** ему была назначена ежемесячная денежная выплата. Также следует отметить, что назначение ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда производится на заявительной основе. До настоящего времени, действия управления никем не были признаны не законными. Требования истца о взыскании морального вреда в размере *** рублей управление также считает не законными и не обоснованными. Статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации раскрывает понятие морального вреда как нравственных и физических страданий, перенесенных заявителем по вине нарушителя. При этом обязанность по доказыванию степени перенесенных страданий возлагается на заявителя. Как усматривается из поданного заявления Анциферов А.А. не приводит доказательств причинения ему морального вреда. Следовательно, данное требование истца не основано на нормах материального права. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, обозрев личное дело получателя ЕДВ Анциферова А.А., суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Пунктом 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Федеральным законом от 12.05.1991 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в статье 1 установлен исчерпывающий перечень категорий ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, истец обратился в уполномоченный орган - управление труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки за установлением ему мер социальной поддержки, предусмотренных гражданам имеющим звание «Ветеран труда». Статья 7 указанного Федерального закона устанавливает круг граждан, отнесенных к категории «Ветеран труда», а именно: 1. имеющие удостоверение "Ветеран труда"; При этом, пункт 2 части первой статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» во взаимосвязи с частью четвертой данной статьи указывает на необходимость присвоения звания «Ветеран труда» в определенном порядке, в случае наличия оснований для его установления, но отсутствия правоустанавливающего документа - удостоверения «Ветеран труда». Истец, при обращении в орган социальной защиты населения для установления ему мер социальной поддержки, предусмотренных для граждан, удостоенных звания «Ветеран труда» представил удостоверение «Ветеран военной службы», выданное *** Одинцовским военным комиссариатом Московской области, указывая на ст.ст. 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах» в данном удостоверении, устанавливавших меры социальной поддержки для граждан, удостоенных звания «Ветеран труда» и «Ветеран военной службы» соответственно. Между тем, Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статья 23 Федерального закона «О ветеранах» была признана утратившей силу. Этим же Федеральным законом статья 22 была изложена в новой редакции: «Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ***, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации». Пунктом 3 статьи 4 закона *** от *** ***-КЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов» установлено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов труда осуществляется по предъявлении ими пенсионного удостоверения и одного из следующих документов: удостоверение "Ветеран труда"; удостоверение ветерана, выдаваемое лицам, звание "Ветеран труда" которым присвоено Губернатором Ставропольского края в соответствии с настоящим Законом. Этим же законом в статье 2.1. установлено, что порядок присвоения звания «Ветеран труда» определяется Губернатором Ставропольского края. Истец не предоставил в органы социальной защиты населения документального подтверждения награждения его соответствующими медалями и орденами. Представленная выписка из личного дела не содержит полной информации о данных наградах, в связи с чем, обоснованно не была принята к рассмотрению органом социальной защиты населения. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» в Ставропольском крае содержат исчерпывающий перечень документов, необходимых для присвоения звания. Как видно из материалов дела, истец не представил указанный пакет документов. Также следует иметь ввиду, что истец, подав в управление заявление с просьбой оказать ему содействие в получении сведений о награждении его орденами и медалями, дающими право на присвоение звания «Ветеран труда», на момент его подачи признавал факт отсутствия у него подтверждающих документов. Таким образом, истец заявляя требования о взыскании материального ущерба основывается на ошибочном толковании норм материального права. Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать. При таких обстоятельствах, исковые требования, Анциферова А.А. суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, а соответственно производные от первоначальных исковых требований требования о компенсации морального вреда также не подлежащими удовлетворению. Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Анциферову А.А. в удовлетворении исковых требований к Управлению труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда - отказать. Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Ессентукский городской суд. Мотивированное решение изготовлено 25 июня 2012 года. Судья М.Э. Хетагурова
Указанный Порядок утвержден постановлением Губернатора Ставропольского края от *** *** и устанавливает одним из требований для присвоения звания «Ветеран труда» предоставление документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, дающими право на присвоение звания.