Решение по делу № 2-816/2012 по заявлению Агабекова об оспаривании действий МРЭО ГИБДД



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

« 28 » июня 2012 года                                                                              город Ессентуки

ЕССЕНТУКСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

в составе: председательствующего судьи Украинчик А.В.

при секретаре Емяшевой Е.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Агабекова А.С. об обжаловании отказа в регистрации автомобиля, возложении обязанности выдать паспорт транспортного средства,

УСТАНОВИЛ:

Агабеков А.С. обратился в суд, указывая следующее.

Решением Ессентукского городского суда от ... за ним признано право собственности на автомобиль .... В решении суда указано, что регистрация автомобиля будет произведена в установленном законом порядке.

Он обратился в МРЭО ГИБДД ГУВД по Ставропольскому краю г. Лермонтов по вопросу регистрации автомобиля и получил отказ со ссылкой на п. 3 ст. 15 ФЗ « О безопасности дорожного движения» Регистрация транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям дорожного движения ( ПТС) запрещается. Документом, удостоверяющим безопасность транспортного средства является ПТС и ОТТС( одобрение типа транспортного средства)ОТТС выдается заводу изготовителю или импортеру на партию ТС, органами сертификации. На данную модель такое ОТТС было выдано .... Получить ОТТС на единичный автомобиль невозможно.

Полагает, что МРЭО ГИБДД г. Лермонтова обязано поставить его автомобиль на регистрационный учет на основании судебного решения, выдать паспорт транспортного средства, в противном случае, нарушается его право собственности. Что подтверждается постановлениями Конституционного Суда РФ.

Отсутствие или нарушение ПТС не может являться безусловным основанием для лишения собственника правомочий по пользованию, распоряжению его имуществом.

Просит обязать МРЭО ГИБДД г. Лермонтов ГУВД по Ставропольскому краю выдать паспорт транспортного средства на автомобиль ....

В судебном заседании Агабеков А. С. доводы заявления поддержал по основаниям, изложенным в нем, просил требования удовлетворить.

По ходатайству Агабекова А.С. судом в качестве надлежащего заинтересованного лица по делу привлечено ГУ МВД России по Ставропольскому краю, поскольку МРЭО ГИБДД не является юридическим лицом.

Представитель ГУ МВД России по СК по доверенности Алышева И.В. доводы заявителя полагала необоснованными, пояснила следующее.

            .... Агабеков А.С.обратился в МРЭО ГИБДД ГУВД по Ставропольскому краю г. Лермонтов по вопросу регистрации автомобиля - ..., при этом были предъявлены следующие документы: заявление, решение Ессентукского городского суда от ... о признании за Агабековым А.С. права собственности на данный автомобиль.

При проверке данного автомобиля сотрудниками МРЭО с помощью удаленного доступа к ФИС, было установлено, что автомобиль не проходил регистрацию в ГИБДД МВД РФ и Федеральной таможенной службе России. Также в ходе проверки было установлено, что автомобиль с ... находился в розыске - инициатор розыска «Интерпол». ... автомобиль был снят с розыска, в связи с обнаружением.

В соответствии с п. 16 Административного регламента по регистрации АМ"ГС и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, утвержденного Приказом МВД РФ № 1001 от 27.01.2003г.. Для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств, представляют в числе прочих документов

регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства, если он выдавался, документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации.

               При наличии обстоятельств, препятствующих представлению транспортного средства, допускается представление акта технического осмотра транспортного средства, выданного с соблюдением требований настоящего Административного регламента.

К документам, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, могут относиться:

заключенный в установленном порядке договор (купли-продажи, мены, дарения и другие договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий - право собственности на транспортное средство, номерной агрегат, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

документы, выдаваемые таможенными органами на транспортные
средства, номерные агрегаты, ввезенные на территорию Российской
Федерации;

В соответствии с п. 6.7 Приказа МВД РФ N 496 Минпромэнерго РФ N
192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005 (ред. от 19.01.2011) "Об
утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах
шасси транспортных средств"        «…Таможенными органами,

уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые па территорию Российской Федерации» и оформленные ими после 1 июля 1997 года.

В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами при наличии на транспортные средства Одобрения или Заключения на шасси.

Подразделениями Госавтоинспекции паспорта выдаются - на транспортные средства, изготовленные организациями-изготовителями до 01июля 1993 года или ввозимые на территорию Российской Федерации до 01июля 1997 года, при предъявлении их для регистрации и на транспортные средства, зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции до указанных дат, в случае изменения регистрационных данных либо при снятии их с учета в установленном порядке...»

В соответствии с п. 9 Приказа МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005 (ред. от 19.01.2011) "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств «…Наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.. .».

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального Закона № 196-ФЗ-1995г. «О безопасности дорожного движении» «...Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортного средства и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движении (ПТС), запрещается...». Из содержания данной нормы Федерального закона, следует, что регистрация транспортного средства является не только механизмом допуска транспортного средства к участию в дорожном движении, но и способом контроля за эксплуатацией транспортного средства, являющегося источником повышенной опасности.

Согласно действующему правовому регулированию паспорт транспортного средства предназначен для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию; его наличие является обязательным условием для регистрации транспортных средств (Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 года N 477 "О введении паспортов транспортных средств") (процедуры удостоверения такого соответствия предусмотрены, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств").

          

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2011 г. ... по делу о проверке конституционного положения п. 3 ст. 15 ФЗ « О безопасности дорожного движении» в связи с жалобой гр-ки Ш., положение п. 3 вышеназванного Федерального Закона, о запрете регистрации транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения (процедуры удостоверения такого соответствия предусмотрены, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности      колесных     транспортных     средств")      не     противоречат Конституции Российской Федерации.

Приобретение права собственности на транспортное средство не порождает обязанности органов ГИБДД допустить транспортное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.

      В соответствии с п. 51 Правил регистрации АМТС и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, утвержденных Приказом МВД РФ № 1001 от 24.11.2008 г. «...Не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента, либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации...».

       Автомобиль у Агабекова А.С. иностранного производства, ввезен в РФ после ..., в связи с чем ГИБДД вообще не вправе выдавать ПТС на такое транспортное средство.

На этом основании Агабекову было отказано в регистрации автомобиля.

Полагает, что сотрудники МРЭО ГИБДД ГУВД по Ставропольскому краю г. Лермонтов действовали законно, обоснованно и в соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актам. Конституционных прав, в том числе право собственности Агабекова А.С. на автомобиль не нарушали.

Выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований по следующим основаниям.

В соответствии с Указом Президента РФ (в ред. Указов Президента РФ от 02.07.2002 N 679, от 03.05.2005 N 497, от 23.04.2007 N 533, от 03.07.2008 N 1041, от 23.12.2010 N 1591, от 27.10.2011 N 1434) на Госавтоинспекцию возлагаются в том числе и следующие обязанности:

регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдача паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением СМ Правительства РФ от 18 мая 1993 г. N 477 О введении паспортов транспортных средств» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.12.1996 N 1445, от 31.07.1998 N 866, от 26.07.2008 N 562, от 22.06.2009 N 511) установлено, что паспорта транспортных средств выдаются:

организациями-изготовителями - на транспортные средства и шасси, выпущенные ими после 1 июля 1993 г., а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.;

таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 г., а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.;

подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - на транспортные средства, выпущенные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 г. или ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 июля 1997 г., при предъявлении их к регистрации и на транспортные средства, состоящие на учете, в случае изменения регистрационных данных либо снятия их с учета, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем, выпущенные организациями-изготовителями или ввезенные до 7 августа 2008 г., - при предъявлении их к регистрации.

Также могут быть выданы дубликаты утраченных или пришедших в негодность паспортов транспортных средств и шасси транспортных средств.

В данном случае ни одно из оснований выдачи паспорта транспортного средства органами ГИБДД не имеет место.

Транспортное средство иностранного производства ввезено на территорию РФ после 1997 года, поскольку оно 1998 года выпуска, не имеет государственных номерных знаков, паспорта транспортного средства, автомобиль вообще не проходил регистрацию в ГИБДД МВД РФ и Федеральной таможенной службе России.

Автомобиль с ... находился в розыске.

Действительно, решением Ессентукского городского суда от ... за Агабековым А.С. признано право собственности на данный автомобиль.

Однако, наличие права собственности на автомобиль, установленное решением суда не влечет обязанность МРЭО ГИБДД выдать Агабекову А.С. паспорт транспортного средства, поскольку исходя из указанных выше норм, а также в соответствии с подп. "з" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711, приобретение права на транспортное средство, а также нахождение транспортного средства в исправном техническом состоянии, но при отсутствии действительного ПТС, а также сертификации автомобиля на соответствие требованиям безопасности дорожного движения, не порождает обязанность органов ГИБДД допустить данное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.

         В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального Закона № 196-ФЗ-1995г. «О безопасности дорожного движении» «...Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортного средства и выдачи соответствующих документов.

        Регистрация транспортного средства является не только механизмом допуска транспортного средства к участию в дорожном движении, но и способом контроля за эксплуатацией транспортного средства, являющегося источником повышенной опасности.

Паспорт транспортного средства является документом, удостоверяющим техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов, которые указаны в данном паспорте.

У Агабекова А.С. отсутствуют документы, подтверждающие техническую безопасность автомобиля.

Доводы Агабекова А.С. о нарушении его права собственности и ссылки в обоснование заявленных требований на Постановления Конституционного Суда РФ суд полагает необоснованными.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.04.2011 года № 5-П

положение пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" о запрете регистрации транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения признано не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку - по конституционно-правовому смыслу данного законоположения в системе действующего правового регулирования и в силу имеющих общеобязательный характер правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации - не предполагается отказ в защите прав собственника транспортного средства при рассмотрении по его требованию судом дела о восстановлении регистрационного учета этого транспортного средства, приобретенного на законных основаниях, исходя из одного лишь факта подделки иным, помимо собственника, лицом паспорта транспортного средства, без исследования и оценки всех обстоятельств, подтверждающих соответствие транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения.

Транспортное средство, принадлежащее Агабекову А.С., ранее не проходило регистрационного учета, не имеется доказательств, подтверждающих соответствие транспортного средства безопасности дорожного движения.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 мая 2011 года № 7-П « По делу о проверке конституционности п.1 ст. 15 и п. 1 ст. 164 Таможенного Кодекса РФ»

взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 15 и пункта 1 статьи 164 Таможенного кодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования эти положения не могут рассматриваться как препятствующие добросовестному приобретателю (собственнику) ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации транспортного средства, в отношении которого не уплачены таможенные платежи, реализовать принадлежащие ему правомочия собственника указанного имущества.

По мнению суда, данное Постановление не имеет отношения к рассматриваемому заявлению Агабекова А.С.

Оснований для удовлетворения требований суд не усматривает.

Руководствуясь 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Агабекова А.С. о возложении обязанности на МРЭО ГИБДД г. Лермонтов ГУВД по Ставропольскому краю по выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль ...- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ессентукский суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ                                                          А.В.УКРАИНЧИК