решение № 2-927\2012 г. по иску Кожевниковой Ф.А. к администрации г.Ессентуки о признании решения администрации незаконным,возложении обязанности в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении



РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2012 года                                                      город Ессентуки

Судья Ессентукского городского суда Ставропольского края Аветисова Е.А.,

при секретаре Малашихиной В.Н.,

с участием представителя истицы по доверенности Ласкаржевской Т.Д.,

ответчика - представителя Администрации г. Ессентуки по доверенности Шедикова М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кожевниковой Ф.А. к Администрации г. Ессентуки о признании решения администрации г. Ессентуки незаконным, возложении обязанности в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

                                               Установил:

Кожевникова Ф.А. обратилась в Ессентукский городской суд с иском к Администрации г. Ессентуки о признании решения администрации г. Ессентуки незаконным, возложении обязанности в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указывая, что она является инвалидом Великой Отечественной войны. Имеет государственные награды за участие в боевых действиях. В ........ года обратилась в администрацию г. Ессентуки с заявлением, о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решением администрации г. Ессентуки в постановке на учет ей было отказано. Представленные документы не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Истица проживает на территории г. Ессентуки с ........ года. Своего жилья у нее не имелось и не имеется по настоящее время. Основанием для отказа в постановке на учет послужило, по мнению администрации г. Ессентуки то, что истица является членом семьи Ласкаржевской Т.Д. и как член семьи Ласкаржевской Т.Д. обеспечена жилым помещением более учетной нормы. Однако Кожевникова Ф.А. не является членом семьи Ласкаржевской Т.Д., хотя зарегистрирована в ее доме и проживает в нем, но пользуется фактически только комнатой площадью <данные изъяты> кв.м., ведет с ними раздельное хозяйство, кроме того, у нее с мужем дочери неприязненные отношения. Считает решение администрации незаконным, поскольку оно лишает ее возможности воспользоваться своими правами инвалида и участника Великой Отечественной Войны, представленными ей Законом РФ «О ветеранах» на получение жилья.

Просит восстановить пропущенный срок на подачу заявления об оспаривании решения администрации г. Ессентуки.

Признать решение администрации г. Ессентуки Ставропольского края об отказе Кожевниковой Ф.А., в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, по п.2 ст. 54 ЖК РФ - незаконным.

Обязать администрацию г. Ессентуки Ставропольского края устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина и поставить Кожевникову Ф.А., на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Представитель истицы по доверенностиЛаскаржевская Т.Д. в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика-администрации г.Ессентуки в судебном заседании просил в иске отказать.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы.

Согласно п. 1 статьи 23.2 Закона Российская Федерация передает полномочия по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и средства на реализацию данных полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Форма предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации,

Законом Ставропольского края от 02 июня 2010 г. № 39-кз "Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляются в форме предоставления субсидий или в форме единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство (участие в долевом строительстве жилья. То есть, данный Закон определяет формы предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

В соответствии с Порядком предоставления субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 17 декабря 2008 г. № 200-п, субсидия предоставляется министерством строительства и архитектуры Ставропольского края (далее - Минстрой края). То есть, в указанном постановлении определен Порядок предоставления субсидии.

Единовременная денежная выплата также предоставляется в соответствии с вышеуказанным порядком.

Таким образом, все нормативные правовые акты (Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» от 21.12.2009 года № 327-Ф3, Закон Ставропольского края от 02 июня 2010 г. № 39-кз "Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Порядок предоставления субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 17 декабря 2008 г. № 200-п), на которые ссылается прокурор г. Ессентуки, не содержат специального порядка о принятии ветеранов Великой Отечественной войны на учет, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации вопрос признания граждан нуждающимися в обеспечении жилым помещением по договору социального найма входит в компетенцию органов местного самоуправления по месту жительства.

Согласно п.2 ст.49 ЖК РФ жилые помещения предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

С учетом того, что ветераны Великой Отечественной войны (нуждающиеся в обеспечении жильем) обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (ст.14 ФЗ "О ветеранах"), следовательно, на основании п.З ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации ветераны Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанные по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

С учетом того, что в Федеральном законе "О ветеранах" основания признания ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимся в обеспечении жилым помещением не указаны, следовательно, нуждаемость определяется согласно нормам жилищного законодательства (ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации установлены критерии, по которым граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

К членам семьи собственника жилого помещения согласно ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Согласно п.4,5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Размер учетной нормы площади жилого помещения в г. Ессентуки составляет 10 кв. метров общей площади жилого помещения.

Согласно ст.2 ФЗ «О ветеранах» N 5-ФЗ от 12.01.1995г. ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:участники Великой Отечественной войны: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.

В судебном заседании установлено, что Кожевникова Ф.А.,........ года рождения, является участником Великой отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии ...... а также сообщением зам. начальника УТСЗН Администрации г.Ессентуки получает как участник ВОВ компенсацию по оплате коммунальных платежей на 1 (одного) человека.

Согласно ст. 15 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подп.1 п.1 ст.2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" установлены соответствующие обязанности государства в отношении ветеранов Великой Отечественной войны. Указом постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа.

Данный Указ Президента направлен на социальную поддержку, в виде обеспечения жильем, за счет средств федерального бюджета не всех участников Великой Отечественной войны, а обеспечения в первую очередь ветеранов Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

         Судом установлено, что в январе 2012 года Кожевникова Ф.А. обратилась в администрацию г. Ессентуки с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как участника Великой Отечественной войны.

Сообщением ...... от ........ администрация г. Ессентуки отказала в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку отсутствуют законные основания для принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Совета города Ессентуки от 31 января 2006 г. N 12 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения» установлена учетная норма общей площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях менее 10 кв.м.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Нормативными актами, на которые ссылается истец, предусмотрено, что Ветераны и участники ВОВ обеспечиваются жилыми помещениями при наличии нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Таким образом, на момент отказа в постановке на учет, Кожевникова Ф.А. не могла быть признана нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Кожевникова Ф.А. является участником ВОВ, инвалидом 2 группы, в силу чего на основании Закона «О ветеранах» и Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года «Об обеспечении жилье ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Таким правом ранее Кожевникова Ф.А. не воспользовалась.

Вместе с тем, как пояснила в судебном заседании представитель истицы, она не желает в дальнейшем проживать со своей дочерью, из-за неприязненных отношений с мужем дочери, поскольку это отрицательно влияет на ее психологическое и эмоциональное состояние, что является причиной обострения у нее хронических заболеваний.

Согласно сообщению Ессентукского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация» ...... от ........, Кожевникова Ф.А. недвижимого имущества в городе Ессентуки не имеет, в приватизации в городе Ессентуки не участвует.

Как следует из сообщения Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки ......-с от ........, земельный участок Кожевниковой Ф.А. не предоставлялся.

В соответствии с положениями ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления возложены обязанности по определению фактической нуждаемости того или иного гражданина в улучшении жилищных условий, вынесении по данному факту властного решения, касающегося принятию (либо отказе в принятии) на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Президентом РФ и Правительством РФ принимаются законодательные акты, направленные на обеспечение поддержки ветеранов ВОВ, общество отдает им дань глубокого уважения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования Кожевниковой Ф.А. обоснованны и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Истица просила суд восстановить пропущенный процессуальный срок, поскольку он пропущен ею по уважительной причине, о решении администрации г.Ессентуки ей стало известно .........

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы, в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Ответ администрации г. Ессентуки на обращение о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, отправленный по почте, истицей не был получен. Оригинал вообще был утерян. ........ по просьбе истицы выдали копию ответа в канцелярии администрации г. Ессентуки. До получения письма Кожевникова Ф.А. не знала о вынесенном решении и о его содержании и поэтому не было возможности обратиться в суд об оспаривании решения администрации г. Ессентуки в трехмесячный срок.

Суд находит причину пропуска срока для обжалования решения администрации г.Ессентуки уважительной, поскольку о нарушенном праве ей стало известно только .........

         Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Решил:

         Исковое заявление Кожевниковой Ф.А. к Администрации г. Ессентуки о признании решения администрации г. Ессентуки незаконным, возложении обязанности в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, удовлетворить.

Восстановить Кожевниковой Ф.А. пропущенный срок на подачу заявления об оспаривании решения администрации г. Ессентуки.

Признать решение администрации г. Ессентуки Ставропольского края об отказе Кожевниковой Ф.А. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, по п.2 ст. 54 ЖК РФ - незаконным.

Обязать администрацию г. Ессентуки Ставропольского края устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина и поставить Кожевникову Ф.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ставропольский краевой суд.

Мотивированное решение изготовлено 17 июля 2012 года.

Председательствующий      Аветисова Е.А.