Решение по длеу № 2-838/2012 по иску Пирогова к администрации



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

« 2 » августа 2012 года                                                                              город Ессентуки

ЕССЕНТУКСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

в составе: председательствующего судьи Украинчик А.В.

при секретаре Емяшевой Е.М.,

с участием адвоката Сапрыкиной Т.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пирогова Н.Д. к администрации г. Ессентуки о возложении обязанности заключить договор купли-продажи, совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

           Пирогов Н.Д. обратился в суд с иском, указывая следующее.

Постановлением главы города Ессентуки № 58 от 13.01.2009 года утвержден список семей граждан, проживающих на территории г. Ессентуки Ставропольского края, лишившихся жилья в результате наводнения, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа, изъявивших желание использовать выделенные средства на приобретение жилья. Ему на состав семьи 1 человек выделена субсидия в сумме ....

Порядок заключения договоров на приобретение жилья, порядок финансирования, в случае приобретения жилья по договору купли-продажи определен Приказом Госстроя РФ от 9 июля 2002 года № 130 "Об утверждении Порядка использования средств безвозмездных субсидий, предоставляемых гражданам, лишившимся жилья или части его в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа" (с изменениями от 27 августа, 18 сентября 2002 г.)

Согласно указанному Порядку гражданам-владельцам свидетельств, изъявившим желание приобрести жилье, субсидия предоставляется при наличии договора купли-продажи, заключенного в простой письменной форме (пункт 15).

До настоящего времени администрация города Ессентуки не выдала ему Свидетельство о предоставлении субсидии гражданину, лишившемуся жилья в результате стихийного бедствия.

В случае, когда гражданам не выданы Свидетельства на руки, орган исполнительной власти (уполномоченный орган) в течение пяти дней с момента предоставления Реестров получателей субсидий в территориальный орган федерального казначейства передает ему платежные документы на перечисление средств на лицевые счета граждан, пострадавших в результате паводка, произошедшего в июне 2002 г. на территории Южного федерального округа, и лишившихся части жилья, во вклад "До востребования". Одновременно орган исполнительной власти (уполномоченный орган) информирует граждан о произведенных перечислениях им средств субсидий (пункт 34).

В 2009 году из бюджета Ставропольского края в бюджет города Ессентуки было перечислено на обеспечение мероприятий по приобретению и восстановлению жилья, пострадавшим в результате паводка в июне 2002 года - ..., из которых ... предназначено для него.

Поскольку, выделенной субсидии было недостаточно для приобретения в городе Ессентуки жилья площадью 33 кв.м., он не имел возможности использовать предоставленные денежные средства вплоть до апреля 2012 года.

В апреле 2012 года он нашел жилое помещение, подходящее по площади, с его собственником была достигнута договоренность о продаже за ....

Договор купли-продажи жилья, заключаемый в соответствии с Порядком использования средств безвозмездных субсидий, предоставляемых гражданам, лишившимся жилья или части его в результате паводка, представляет собою трехсторонний договор, так как обязанность по оплате жилья, приобретаемого покупателем, возлагается на администрацию г. Ессентуки.

... между ним и Багнычевым Ю.Е. заключен договор купли-продажи жилья - ... ..., общей площадью 38,5 кв.м., после чего договор был направлен главе города Ессентуки для его подписания.

Администрация города Ессентуки отказала подписывать договор со ссылкой на то, что деньги в сумме ... возвращены в бюджет Ставропольского края.

Считает необоснованным уклонение Администрации города Ессентуки от заключения договора купли-продажи жилья по следующим основаниям.

Приказом Госстроя РФ от 9 июля 2002 года № 130 "Об утверждении Порядка использования средств безвозмездных субсидий, предоставляемых гражданам, лишившимся жилья или части его в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа" установлен порядок заключения договора наприобретение жилья. В частности, договор купли-продажи, заключаемый в простой письменной форме, должен содержать условие о порядке и сроке перечисления средств субсидии на счет продавца жилья, согласованное с органом исполнительной власти (уполномоченным органом).

Таким образом, для администрации города Ессентуки заключение договора купли-продажи жилья является обязательным.

Согласно ч.4 ст.445 ГК РФ, если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Полагает, что представленный договор купли-продажи жилья отвечает требованиям статей 432, 549, 550, 554, 555 ГК РФ, пункта 15 Порядка использования средств безвозмездных субсидий, предоставляемых гражданам, лишившимся жилья или части его в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа", утвержденного Приказом Госстроя РФ от 9 июля 2002 года № 130, в связи с чем, администрация города Ессентуки не вправе уклоняться от его подписания.

Не подписание ответчиком договора лишает его права воспользоваться субсидией на приобретение жилья, гарантированного постановлением Правительства РФ от 1 июля 2002 г. N 492 "О первоочередных мерах по ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002 г. на территории Южного федерального округа», Федеральным законом РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ст.35 Конституции РФ.

Просит обязать администрацию города Ессентуки заключить трехсторонний договор купли-продажи жилья - квартиры ..., общей площадью 38,5 кв.м., жилой площадью 24,5 кв.м., расположенной по адресу: ..., между Багнычевым Ю.Е., Пироговым Н.Д., муниципальным образованием городской округ город-курорт Ессентуки в лице Администрации г. Ессентуки в лице Главы г. Ессентуки.

Обязать администрацию города Ессентуки передать в территориальный орган федерального казначейства копию договора купли-продажи и платежный документ на зачисление на лицевой счет Пирогова Н. Д. денежных средств в сумме ....

В судебном заседании истец Пирогов Н.Д. исковые требования поддержал, пояснил, что с 2009 года он состоит в списках лиц, лишившихся жилья в результате наводнения 2002 года в г. Ессентуки. Он решил приобретать жилье за счет субсидии. Для получения субсидии на приобретение жилья он обращался в администрацию города, где сначала говорили, что денег нет. Затем, в начале 2010 года сказали, что деньги появились, его направили в ГО и ЧС. Там ему разъяснили, что площадь квартиры должна быть не менее 33 кв.м. Если площадь будет меньше, то с его взыщут деньги за разницу в площадях. Начиная с 2010 года, он искал подходящее жилье, но ничего не мог найти. Когда в апреле 2012 года он нашел подходящее жилье и направил договор купли-продажи в администрацию, ему сказали, что деньги уже возвращены в бюджет края, в связи с чем администрация не будет подписывать договор.

Считает, что его права нарушены, просит иск удовлетворить.

Представитель истца по ордеру адвокат Сапрыкина Т.В. исковые требования полагала подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

           Приказом Госстроя РФ от 9 июля 2002 года № 130 "Об утверждении Порядка использования средств безвозмездных субсидий, предоставляемых гражданам, лишившимся жилья или части его в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа" (с изменениями от 27 августа, 18 сентября 2002 г.) предусмотрен порядок использования субсидий на приобретение жилья. Поскольку оплата стоимости приобретаемой гражданином квартиры производится из средств бюджета, в договоре купли- продажи должен быть указан порядок оплаты.

В соответствии с пунктом 1 договора продавец Багнычев Ю.Е.обязуется передать в собственность, а покупатель Пирогов Н. Д. обязуется принять ..., общей площадью 38,5 кв.м. Указанная квартира продается за ... (пункт 3). Согласно пункту 4 договора оплата стоимости приобретаемой покупателем квартиры производится путем перечисления Сберегательным банком РФ в лице Пятигорского отделения ... Сбербанка РФ, Дополнительный Офис ... денежных средств с именного лицевого счета Покупателя в сумме, указанной в п.3 настоящего Договора, на лицевой (расчетный) счет Продавца в течение 15 (пятнадцати) дней со дня предъявления Покупателем настоящего Договора, прошедшего государственную регистрацию, в орган исполнительной власти (уполномоченный орган). Текст договора был составлен Пироговым Н.Д. в соответствии с образцом, который ему дали в ГО и ЧС.

Пирогов Н.Д. не обратился бы в суд, если бы администрация города не дала ему ответ о том, что отказывается подписывать договор только по тем основаниям, что не имеется денежных средств. Кроме того, все договоры, ранее заключенные гражданами на приобретение жилья за счет субсидий, были трехсторонними, в которых принимала участие администрация.

Представитель администрации города по доверенности Дусев В.С. исковые требования не признал и пояснил следующее.

Пирогов Н.Д. с 2009 года состоит в списках граждан, потерявших жилье в результате наводнения в 2002 году и приобретающих жилье по договору купли-продажи. Для приобретения жилья Пирогову Н.Д. предоставлялась субсидия в размере ..., которые находились на блокированном счете истца. Однако поскольку Пирогов Н.Д. в течение 2010-2012 года не подобрал себе жилье, деньги по требованию министерства строительства и архитектуры края (распорядитель средств) были возвращены в бюджет. Просьба администрации о сохранении этих средств в течение 2012 года удовлетворена не была.

Законом не предусмотрена обязанность администрации города подписывать трехсторонние договоры купли-продажи, потому незаконно требование о возложении на администрацию города обязанность подписать договор.

Представитель Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю по доверенности Ялмамбетов Д.С. полагал исковые требования необоснованными по следующим основаниям. Постановлением главы г. Ессентуки Ставропольского края от 13 января 2009 года №58 Пирогов Н.Д. включен в список семей граждан, проживающих на территории г. Ессентуки Ставропольского края, лишившихся жилья в результате наводнения, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа, изъявивших желание использовать выделенные средства на приобретение жилья. Ему выделена субсидия на приобретение жилья в размере ....

В соответствии с положениями Порядка использования средств безвозмездных субсидий, предоставляемых гражданам, лишившимся жилья или части его в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа, утвержденного приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 09 июля 2002 г. №130 (далее - Порядок) банк открывает блокированный счет на имя гражданина, владеющего Свидетельством на приобретение или строительство жилья подрядным способом или собственными силами, или лицевой счет (вклад «До востребования») по заявлению гражданина, включенного в списки семей граждан, лишившихся части жилья в результате наводнения, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа. При этом для получения финансирования, согласно п. 23 Порядка гражданин предоставляет в орган исполнительной власти (уполномоченный орган) договор купли-продажи жилого помещения.

Пирогов Н.Д. предоставил договор купли-продажи жилого помещения в апреле 2012 года. Администрация города Ессентуки Ставропольского края, отказалась производить выплаты, так как субсидии возвращены в бюджет Ставропольского края. Таким образом, гражданином не реализовано право на жилье в установленном порядке. Вместе с тем, срок действия Свидетельства составляет 6 месяцев с момента первого перечисления средств на именной блокированный счет гражданина - владельца Свидетельства. Истец должен был предпринять меры для реализации своего права в установленный срок. Считает, что отказ Администрации г. Ессентуки Ставропольского края в предоставлении финансирования является обоснованным и не нарушает прав и законных интересов истца, кроме того, законом не предусмотрена обязанность администрации города подписывать договор.

Представители Министерства Финансов СК и Министерства строительства и архитектуры СК, привлеченные в качестве третьих лиц, в судебное заседание не явились, хотя были надлежащим образом извещены о слушании. Направили суду письменные объяснения по иску. Суд, с учетом мнения сторон считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей министерства.

Из письменных объяснений Министерства Строительства и архитектуры СК следует.

Постановление Правительства РФ от 01.07.2002 № 492 «О первоочередных мерах по ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002 г. на территории Южного федерального округа» в целях ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002 г. на территории Южного федерального округа, и в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации постановило органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пострадавших от паводка, совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации сформировать и утвердить в 2-недельный срок списки семей, лишившихся жилья и согласовать их с Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

Во исполнение указанного постановления Правительства РФ Правительство Ставропольского края постановлением от 17.07.2002 г. N 141-п "О некоторых мерах по ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Ставропольского края" возложило на министерство жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края обеспечение реализации на территории Ставропольского края Порядка использования средств безвозмездных субсидий, предоставляемых гражданам, лишившимся жилья или части его в результате паводка.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.09.2006 года № 128-п «Об утверждении сводных дополнительных списков семей, проживающих на территории Ставропольского края, лишившихся жилья и нуждающихся в восстановлении пострадавшего жилья в результате наводнения, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа» был утверждён сводный дополнительный список семей, проживающих на территории Ставропольского края, лишившихся жилья в результате наводнения, произошедшего в июне 2002 г. на территории Южного Федерального округа.

Затем указанные сводные дополнительные списки были направлены для согласования в министерство регионального развития Российской Федерации.

В 2008 году после поступления денежных средств принят ряд нормативных актов:

- Постановление Правительства Ставропольского края от 19 ноября 2008 года № 188-п «Об утверждении Порядка финансирования дотаций местным бюджетам на обеспечение мероприятий по приобретению, строительству, восстановлению жилья для граждан, пострадавших в результате паводка в июне 2002 года»;

- Распоряжение Правительство Ставропольского края от 19 ноября 2008 года № 398-рп «О распределении дотаций местным бюджетам на обеспечение мероприятий по приобретению, строительству, восстановлению жилья для граждан, пострадавших в результате паводка в июне 2002 года».

Дотации предоставляются министерством строительства и архитектуры Ставропольского края, получателями дотаций являются муниципальные образования Ставропольского края, на территории которых проживают граждане, включённые в сводные дополнительные списки семей.

Распределение дотаций осуществлялось на основании распоряжения Правительства Ставропольского края от 19 ноября 2008 года № 398-рп. В связи с чем, администрации г. Ессентуки 30 декабря 2008 года было перечислено .... на обеспечение мероприятий по приобретению, строительству, восстановлению жилья для граждан, пострадавших в результате паводка в июне 2002 года.

28 февраля 2012 года, состоялось заседание межведомственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов, образованной постановлением Правительства Ставропольского края от 19.04.2006 № 52-п «О межведомственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов». В связи с неиспользованием в предыдущих годах (с 2009 года по 20.02.2012 года) администрацией г. Ессентуки средств в сумме ... и в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации межведомственной комиссией рекомендовано главному распорядителю средств бюджета Ставропольского края - министерству обеспечить их возврат в бюджет Ставропольского края.

В этой связи министерством в адрес администрации г. Ессентуки было направлено уведомление от 07.03.2012 № 49 о необходимости возврата неиспользованного остатка межбюджетного остатка межбюджетного трансферта в сумме .... Согласно справке органа Федерального казначейства от 29.03.2012 № ПСК24364 возврат целевых средств в сумме ... был произведён 28 марта 2012 года.

Из письменных пояснений представителя Министерства Финансов СК следует.

В 2008 году в соответствии с распоряжением Правительства Ставропольского края от 19 ноября 2008 г. № 398-рп «О распределении дотаций местным бюджетам на обеспечение мероприятий по приобретению, строительству, восстановлению жилья для граждан, пострадавших в результате паводка в июне 2002 года» бюджету города-курорта Ессентуки было выделено ....

Неиспользованные остатки, сложившиеся по состоянию на 1 января 2012 года в сумме ..., решением межведомственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов, были возвращены в доход Ставропольского края.

В текущем году в бюджете Ставропольского края расходы на указанные цели не запланированы.

Решение данного вопроса возможно только в пределах общего объема бюджетных средств, предусмотренных в 2012 году министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, при очередном внесении изменений в закон о бюджете.

Выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.              

В соответствии с Приказом Госстроя РФ от 9 июля 2002 года № 130 "Об утверждении Порядка использования средств безвозмездных субсидий, предоставляемых гражданам, лишившимся жилья или части его в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа" (с изменениями от 27 августа, 18 сентября 2002 года) п. 12 установлено, что Органы исполнительной власти совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации формируют и утверждают сводные списки семей, лишившихся жилья или части его в результате паводка, и согласовывают их с Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

Из сводного списка семей, лишившихся жилья или части его в результате паводка, орган исполнительной власти утверждает отдельный список семей, давших согласие на приобретение жилья по договору купли-продажи.

Постановлением главы города Ессентуки № 58 от 13.01.2009 года утвержден список семей граждан, проживающих на территории г. Ессентуки Ставропольского края, лишившихся жилья в результате наводнения, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа, изъявивших желание использовать выделенные средства на приобретение жилья. В данный список включен Пирогов Н.Д., ему на состав семьи 1 человек должна быть предоставлена субсидия в сумме ....

Копии указанных списков передаются в территориальные управления федерального казначейства и банки. Субсидия предоставляется при наличии договора купли-продажи, заключенного в простой письменной форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку и содержащего следующие условия:

- обязательство продавца жилья освободить и передать жилье гражданину - владельцу Свидетельства в оговоренные сроки;

- характеристику приобретаемого жилья;

- цену, по которой продавец жилья обязуется продать жилье и передать его гражданину - владельцу Свидетельства;

- обязательства гражданина - владельца Свидетельства принять приобретаемое жилье и вступить в права собственности на него совместно со всеми членами его семьи;

- порядок и срок перечисления средств субсидии на счет продавца жилья, согласованные с органом исполнительной власти (уполномоченным органом);

- механизм оплаты гражданином - владельцем Свидетельства части стоимости приобретаемого жилья в случае приобретения жилого помещения стоимостью, превышающей предоставленную субсидию.

Согласно вышеуказанному Порядку, в случаях, когда гражданам не выданы свидетельства на руки, орган исполнительной власти (уполномоченный орган) в течение пяти дней с момента предоставления реестров получателей субсидий в территориальный орган федерального казначейства передает ему платежные документы на перечисление средств на лицевые счета граждан, пострадавших в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа, и лишившихся части жилья, во вклад "До востребования".

Согласно приложению № 2, которое разработано в соответствии с п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2002 N 492 и требованиями п. 16 настоящего Порядка договор купли-продажи подписывается только двумя сторонами: продавцом и покупателем, орган исполнительной власти данный договор не подписывает. В связи с чем, обоснованны доводы представителя администрации об отсутствии предусмотренных законом оснований для возложении обязанности на администрацию подписать договор.

Ссылки истца на ст. 445 ч.4 ГК РФ на то, что законом на ответчика возложена обязанность подписать договор купли- продажи, ничем объективно не подтверждается.

Ссылки истца на то, что ранее аналогичные договоры представители администрации подписывали, суд не может считать основанием для удовлетворения иска. Добровольные действия администрации не дают основания по аналогии возложить обязанности на ответчика в судебном порядке, поскольку отсутствуют законные основания для удовлетворения иска.

Обоснованны и доводы представителя администрации о том, что на момент рассмотрения дела в суде администрация города не имеет в распоряжении денежные средства для финансирования договора, в связи с чем, не может платежные документы передать в казначейство для исполнения договора в части перечисления денежных средств продавцу.

Поскольку в течение 2009-2011 годов Пирогов Н.Д. не смог найти подходящее жилье, в соответствии с приказом министерства строительства и архитектуры СК (распорядителем данных средств) от 29.02.2012 года № 67 деньги были возвращены в бюджет края.

Орган исполнительной власти не имеет права самостоятельно распоряжаться бюджетными средствами.

Оснований для удовлетворения иска не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Пирогова Н.Д. к администрации г. Ессентуки о возложении обязанности заключить договор купли- продажи квартиры, расположенной по ... между Багнычевым Ю.Е., Пироговым Н.Д. и муниципальным образованием городской округ город-курорт Ессентуки - отказать.

О возложении обязанностей по передаче в территориальный орган казначейства копии договора купли- продажи и платежный документ на зачисление на лицевой счет Пирогова Н.Д. денежных средств в сумме ...- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ          А.В.УКРАИНЧИК