решение по делу №2-997/12 по заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным разрешения на реконструкцию



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 августа 2012 года                        город Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Хетагуровой М.Э.,

при секретаре Пилипенко С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным разрешения на реконструкцию, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства «Реконструкция магазина «***» по ***» *** от ***, выданное администрацией города Ессентуки Оторову В.А., возложении обязанности в течение месяца после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения закона путем отмены указанного разрешения на реконструкцию.

В обоснование заявленных требований указано следующее.

В Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуре проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в особо охраняемом эколого-курортном регионе Кавказские Минеральные Воды.

В результате проверки установлено, что *** заместителем главы администрации *** В.В. Оторову В.А. выдано разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства «Реконструкция магазина «*** по ***» ***.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 94, ч. 1 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации, п. «ж» ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 33 - ФЗ от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных территориях» к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно - оздоровительных местностей и курортов. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов (ч. 3 ст. 94 ЗК РФ). Земли особо охраняемых природных территорий используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных Земельным кодексом РФ, федеральными законами (ч. 6 ст. 94 ЗК РФ).

В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий (ч. 4 ст. 95 ЗК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 96 ЗК РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 96 ЗК РФ). Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях ч. 3 ст. 96 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 26 - ФЗ от 23.02.1995 «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах», курорты и их земли являются особо охраняемыми природными территориями. На курортах федерального значения Правительством Российской Федерации устанавливаются границы и режим округов санитарной (горно - санитарной) охраны, в которых может быть выделено до трех зон.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 14 от 17.01.2006 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального

значения и об утверждении положений об этих курортах», город Ессентуки признан курортом федерального значения.

Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации № 14 от 17.01.2006 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах», границы зон и режим округа горно - санитарной охраны курорта Ессентуки определены Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае».

Согласно информации филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, земельный участок, расположенный по адресу: *** входит во вторую зону горно - санитарной охраны города - курорта Ессентуки, границы которой установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 № 300 «Об установлении границ режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае».

В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства. На территории второй зовы запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов.

Кроме того, действующее законодательство, а именно, п.п. 7.1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174 - ФЗ «Об экологической экспертизе» определяет, что объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, к которым относится территория города - курорта Ессентуки. В связи с этим, проектная документация объектов строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях курорта федерального значения Ессентуки, подлежит государственной экологической экспертизе.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимо, в том числе, и положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий (п. 4 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно информации, полученной из Управления архитектуры и градостроительства администрации города - курорта Ессентуки (исх. *** от ***) заключение государственной экологической экспертизы застройщиком - Оторовым В.А. с заявлением о выдаче разрешения на строительство в администрацию города - курорта Ессентуки не предоставлялось.

В ходе проверки получены сведения из Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по СК о том, что государственная экологическая экспертиза проектной документации объекта капитального строительства «Реконструкция магазина «Стинол» по ***» № *** не проводилась.

Выдача органом местного самоуправления - администрацией города -курорта федерального значения Ессентуки разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства «Реконструкция магазина «Стинол» по ***» № *** от *** в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, предоставление которой в силу п. 4 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ застройщиком обязательно, и проведение которой необходимо в соответствии с п.п. 7.1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174 - ФЗ «Об экологической экспертизе», противоречит требованиям названных норм закона.

Свое требование прокурор мотивирует тем, что реконструкция объекта капитального строительства «Реконструкция магазина «Стинол» по ***», в границах второй зоны горно - санитарной охраны курорта федерального значения Ессентуки, без положительного заключения государственной экологической экспертизы, то есть без установления соответствия документов, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, может оказать негативное воздействие на состояние окружающей среды особо охраняемой природной территории - города - курорта федерального значения Ессентуки, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

Определением суда от *** к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, Управление архитектуры и Градостроительства администрации города Ессентуки.

Определением суда от *** к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росприроднадзора по ***.

Заместитель Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Касютин Д.Л. в судебном заседании поддержал заявление по основаниям, изложенным в нем, а также пояснил, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуре стало известно о том, что Оторову В.А. выдано разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства «Реконструкция магазина «Стинол» по *** в ***» № *** в *** года, в ходе проведения проверки исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в особо охраняемом эколого-курортном регионе Кавказские Минеральные Воды, таким образом, срок на обращение в суд с указанным заявлением не пропущен.

Представитель заинтересованного лица Администрации города Ессентуки по доверенности Дусев В.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором требований, пояснив, что в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона № 174-ФЗ от 23.11.1995г «Об экологической экспертизе» проведение государственной экологической экспертизы проектной документации предусмотрено в отношении объектов, строительство или реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения.

Согласно части 6 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экологическая экспертиза (в редакции Федерального чакона №75-ФЗ от 16.05.2008г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и статьи 49 и 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации) государственная экологическая экспертиза проектной документации проводится в отношении объектов строительство или реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, а также в отношении проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов 1 и V класса опасности независимо от категории земель, на которых планируется осуществление строительства, реконструкции и капитального ремонта таких объектов.

Действующее земельное законодательство Российской Федерации (статья 7 Земельного кодекса РФ) подразделяет все земли Российской Федерации на категории и предусматривает, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида использования, в связи с чем, любой земельный участок может быть отнесен только к одной категории земель. Кроме того, статьей 7 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых территорий и объектов отнесены к самостоятельной категории земель.

К категории «земли поселений» законодатель, согласно пункту 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ относит земли, предназначенные и используемые для застройки и развития населенных пунктов. Кроме того, пунктом 2 статьи 82 Земельного кодекса РФ основным признаком земель населенных пунктов является отделение их от земель других категорий границами населенных пунктов.

В соответствии со статьями 32 Федерального закона РФ №33-Ф3 от 14.03.1995г. «Об особо охраняемых природных территориях» и 1 Федеральной: закона РФ №26-ФЗ от 23.02.1995г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» границей лечебно-оздоровительных местности, курорта федерального значения (особо охраняемой природной территории) является внешний контур округа санитарной или горно-санитарной охраны.

Исходя из вышеизложенного следует, что земли различных категорий должны быть разграничены и им устанавливаются различные правовые режимы использования (разрешенные виды использования).

Однако в практике землепользования и градостроительства на территории различных регионов Российской Федерации встречается множество случаев «формального» наложения территорий курортов федерального значения и территорий населенных пунктов, в связи с чем возникает необходимость в определении режима использования земель, которые «якобы одновременно» являются территориями особо охраняемых природных объектов и территориями населенных пунктов.

Очевидно, что при определении режима использования земель «формально» расположенных одновременно на территориях особо охраняемых природных объектов и территориях населенных пунктов, возникают правовые противоречия - режимы использования земель населенных пунктов и земель особо охраняемых природных, объектов исключают существование их в одних и тех же границах.

Вышеуказанные правовые противоречия устраняются (регулируются) нормами, установленными действующим земельным законодательством РФ, а именно, нормой пункта 10 статьи 85 Земельного кодекса РФ, согласно которой в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, а земельные участки, включенные в состав таких зон используются в соответствии с требованиями статей 94 - 100 Земельного кодекса РФ.

Исходя из вышеуказанной нормы действующего земельного законодательства РФ следует, что в случаях, когда курорты федерального назначения располагаются в границах населенных пунктов происходит совмещение правового режима использования земель особо охраняемых природных территорий и правового режима использования земель населенных пунктов. При этом земельные участки, входящие в состав курортов и одновременно в границы населенных пунктов, относятся к землям населенных пунктов, поскольку они отделены от других категорий земель границами населенного пункта.

Следовательно, требования Федерального закона №75-ФЗ о проведении государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, не распространяются на объекты, строительство или реконструкцию которых предполагаются осуществлять на землях населенных пунктов, независимо от того, распространяется ли на данный населенный пункт правовой режим особо охраняемой природной территории.

Постановление СМ РСФСР от 09.07.1985 года № 300 определены участки границ трех зон (1 - зона строгого режима, 2 - зона ограничений, 3 - зона наблюдения).

Согласно ФЗ № 33 от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных, территориях» (с последующими изменениями и дополнениями ФЗ от 03.12.2001 №196-ФЗ, от 29.12.2004 № 199-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ) установлены общие положения лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также режим особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, в виде округа горно- санитарной охраны или округа санитарной охраны.

Порядок организации таких округов и особенности их функционирования определяются Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

В ФЗ № 26-ФЗ от 23.02.1995 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (с изменениями и дополнениями от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 18.12.2006 № 232- ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ) даются общие понятия курорта, а также округов санитарной (горно-санитарной) охраны как особо охраняемой природной территории с установлением в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, природопользования и проживания, а также определены полномочия Правительства РФ на установление границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение (ст. 4).

В ст. 6 названного закона определены полномочия органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, которые не содержат функций по определению зон, ограниченных в обороте.

Постановлением Правительства РФ № 1425 от 07.12.1996 (в редакции постановлений Правительства РФ от 20.12.2002 № 909, от 19.07.2006 № 449) утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно- оздоровительных местностей и курортов федерального значения, разработанное Правительством во исполнение ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях».

В п. 18 Положения установлено, что границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения утверждаются Правительством РФ по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Понятие земель поселения содержится в статье 83 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с которой, землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. При этом в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами наряду с прочим к производственным территориальным зонам (пункт 3 части 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации), земельный участок по *** в *** относится к категории земель населенных пунктов, порядок использования которой определяется в соответствии с зонированием их территорий, что подтверждено выпиской из кадастрового паспорта.

При этом доказательства, свидетельствующие о внесении изменений в документы государственного земельного кадастра и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с переводом данного земельного участка из категории земель поселений в категорию земли особо охраняемых территорий и объектов в порядке, предусмотренном, ст. ст. 14, 15 ФЗ № 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», включения его в государственный кадастр в качестве особо охраняемой природной территории, исключенной или ограниченной в установленном законом порядке в обороте, в материалы дела не представлено.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено разделение земель в Российской Федерации по целевому назначению на различные категории, включая земли особо охраняемых территорий и объектов и земли лесного фонда. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного пользования в соответствии с зонированием территорий.

В ст. 4 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий.

В силу положений ст. 14 ФЗ «О государственном земельном кадастре» в ЕГР земель должны содержаться сведения, в том числе, о категории земель и разрешенном использовании земельного участка. Если это категория земель особо охраняемых территорий и объектов, как это установлено в ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, эти сведения должны быть указаны в кадастре, чего нет в кадастровом плане спорного земельного участка, в котором категория земли установлена как земли населенных пунктов, но не земли особо охраняемых территорий, как того требует закон.

Согласно пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются Правительством Российской Федерации в отношении земель, находящихся в федеральной собственности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Согласно пункту 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94-100 данного кодекса.На основании изложенного, просит суд в удовлетворении заявленных Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором требований отказать.

Заинтересованное лицо Оторов В.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором требований.

Представитель заинтересованного лица Оторова В.А. по доверенности Аджиев Д.Ж. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором требований, а также пояснил, что согласно ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемыхтерриторийотносятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительноеи иное ценное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорийотносятся, в том числе, земли особо охраняемых природных территорий. Далее, согласно статьи 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорийотносятся, в том числе, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

В соответствии со статьей 96 ЗК РФ в состав земель лечебно-оздоровительных местностейи курортоввключаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.На указанных землях устанавливаются округа санитарной(горно-санитарной)защиты.

Согласно преамбуле федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют, в том числе, особое природоохранное, рекреационное и оздоровительное значение.

В соответствии со статьей 31 указанного закона к лечебно-оздоровительным местностям и курортаммогут быть отнесены территории, пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения иобладающие природными лечебными ресурсами, в т.ч. минеральными водами.Согласно пункту 3 статьи 32 закона для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. Внешний контуртакого округа является границейлечебно-оздоровительной местности или курорта.

Таким образом, граница лечебно-оздоровительной местностиилис границами населенных пунктов не может совпадать в обязательном порядке. Границы лечебно-оздоровительныхместностей иликурорта совпадают исключительно с границами санитарной (горно-санитарной) зоны, но не с границами муниципальных образований или районов внутри муниципальных образований. А границы санитарной (горно-санитарной) зоны отражают только лишь физическое расположение тех или иных природных факторов, в данном случае -минеральной воды.

Земельный участок площадью *** кв.м под кадастровым номером ***, расположенный по *** края, был предоставлен Оторову В.А. под размещение магазина и мастерской. На данном участке нет минеральной воды, лечебных грязей. Данное обстоятельство в совокупности с другими доказательствами свидетельствует о том, что участок не является ни лечебно-оздоровительной местностью, ни курортом. Так, согласно статьи 1 Федерального закона от 23.02.1995 года № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" под лечебно-оздоровительной местностью понимается "территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения ".Указанная норма по своему смыслу воспроизводит пункт 1 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995года №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях». При этом в соответствии со статьей 1 федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" под курортом понимается "освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо-охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации здания и сооружениями,включая объекты инфраструктуры".Как следует из представленных суду материалов дела, территория участка не имеет ни одного из вышеперечисленных факторов, которые могли бы отнести ее к лечебно-оздоровительной местности, к курорту, либо, в целом, к особо охраняемой природной территории.

Данная территория не пригодна и не может использоваться для организации лечения, и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и не обладает природными лечебными ресурсами, в т.ч. минеральными водами, лечебными грязями.Как указано выше, согласно данным кадастрового учета участок отнесен к категории земель населенных пунктов,разрешенное использование - под магазин и мастерскую. Как видно, деятельность на указанной территории не является лечебно-оздоровительной.

При таких обстоятельствах нормативным актом, вступающим в противоречие с указанными выше нормативно-правовыми актами, является Постановление Правительства РФ №14 от 17.01.2006 года «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах» в части признания муниципальных образований курортами без надлежащего зонирования территорий. Применительно к указанному выше природоохранному законодательству курортом является не город, а земельные участки с лечебными факторами и соответствующей инфраструктурой.

В аналогичное противоречие с актами высшей юридической силы - федеральными законами вступает и Постановление Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 года № 300 «Об установлении границ режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае».

Указанные постановления действуют исключительно на территориях, обладающих лечебными факторами.

В соответствии с частью первой статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Поскольку прокурору не принадлежит материальное право, его нельзя рассматривать как лицо, чье право нарушено. Поэтому при исчислении срока исковой давности следует исходить из того момента, когда не прокурор, а лицо, чьи права нарушены и в чьих интересах заявлен иск, узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В настоящем деле прокурор выступает в интересах неограниченного круга лиц. Строительство объекта начато 23.01.2012 года, о чем было известно всем лицам, чьи интересы указанным строительством могли бы быть затронуты. Согласно ст. 256 ГПК РФ срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления предусмотрен в три месяца. Как видно, заявление прокурора подано за пределами установленного законом трехмесячного срока.

На основании изложенного, просит суд в удовлетворении заявления Ставропольского межрайонной природоохранного прокурора отказать, применить срок исковой давности, предусмотренный статьей 256 ГПК РФ.

Представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу по доверенности Ярмолич Н.И. просила суд удовлетворить заявленные Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором требования в полном объеме, пояснив, что в соответствии с пунктом 1 статьи 94 Земельного Кодекса к землям особо охраняемых территорийотносятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом.

Всоответствии с пунктом 1 статьи 95, статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Всилу пункта 7 статьи 2 и пункта 4 статьи 31 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктами 2 и 3 статьи 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и статьей 1 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны.

На основании пункта 4 статьи 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и пункта 2 статьи 16 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" границы и оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14 город- курорт Ессентуки признан курортом федерального значенияв границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае".

В силу пункта 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Кодекса.

Спорный участок расположен в границах санитарно-охранной зоны города-курорта Ессентуки, являющейся в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 особо охраняемой природной территорией-курортом, в связи с чем, на спорный участок распространяется действие пункта 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации. Принадлежность земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов к категории земель населенных пунктов, отсутствие на местности границ первой, второй либо третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны не изменяют и не отменяют установленный нормативными актами статус особо охраняемых земель.

Отнесение одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречитзакону, поскольку в соответствии со статьей 85 Земельного кодекса и статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых природных территорий, в которые включаются, в том числе участки, имеющие особое природоохранное значение. Такой подход соответствует судебной практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 N1882/09 по делу NA51-1334/20072).

Кроме того, часть 6 статьи 49 Градостроительного кодекса определяет, что не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий.

Спорный земельный участок входит во вторую зону горно-санитарной охраны города - курорта Ессентуки. Часть 6 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает необходимость проведения государственной экологической экспертизы при строительстве объектов на землях особо охраняемых природных территорий.

Указанный документ предоставляется заинтересованным лицом в уполномоченный орган в составе перечня документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, реконструкции объекта капитального строительства (часть 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 7.1 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять наземлях особо охраняемых природных территорий федерального значения,является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.Поскольку спорный объект возведен в границах округа санитарной охраны курорта федерального значения, необходимым условием для признания ее соответствующей установленным нормам и правилам является наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Земельные участки в границах особо охраняемых природных территорий относятся к землям особо охраняемых природных территорий и указаний на их отнесение к землям иных категорий согласно кадастровым паспортам данного обстоятельства не меняет.Данная позиция подтверждается судебной практикой по аналогичному вопросу, изложенной в ряде постановлений (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от *** ***, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от *** по делу № ***, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от *** N *** по делу N *** постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от *** N ***, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от *** N *** по делу № *** и др.)

Представитель заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки по доверенности Толстов Е.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором требований, а также пояснил, что спорное разрешение было выдано в строгом соответствии с требованиями федерального законодательства и градостроительного кодекса РФ. Все необходимые документы застройщиком для получения разрешения были представлены. Из представленных документов не следовало указаний об отнесении рассматриваемого земельного участка к каким-либо категориям, а также о том, что земельный участок ограничен в обороте. Иные документы, кроме указанных в ст.51 Градостроительного кодекса, не допускается требовать, поскольку в этом может усматриваться коррупционная составляющая. На основании изложенного, просит в удовлетворении заявленных Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором требований отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Управления Росприроднадзора по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представил.

Суд, с согласия лиц участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица Управления Росприроднадзора по Ставропольскому краю.

Выслушав мнения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно требованиям ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, по заявлениям об оспаривании решений и действий органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих.

Частью 1 ст. 256 ГПК РФ установлено, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение 3-х месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая во внимание положения ст. 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч. 2 ст. 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

В судебном заседании установлено, что *** Оторову В.А. заместителем главы администрации города Ессентуки В.В. выдано разрешение на строительство № *** «Реконструкция магазина «*** по ***», расположенного по адресу: *** *** кв.м. Срок действия разрешения *** месяцев, с даты его подписания.

*** Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просит суд признать незаконным вышеуказанное разрешение на строительство.

В ходе судебного заседания представителем заинтересованного лица Оторова В.А. по доверенности Аджиевым Д.Х. заявлено о пропуске прокурором срока обращения в суд с данным заявлением.

При этом заместитель Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Касютин Д.Л. в судебном заседании не просил восстановить пропущенный процессуальный срок, а считал его не пропущенным, поскольку Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуре стало известно о том, что Оторову В.А. выдано разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства «Реконструкция магазина «***» по *** в ***» № *** в *** года, в ходе проведения проверки исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в особо охраняемом эколого-курортном регионе Кавказские Минеральные Воды.

Поскольку Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором подано заявление в интересах неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о необходимости исчисления срока, с момента, когда лицам, чьи права и интересы могли быть затронуты изданием вышеуказанного разрешения на строительство, стало о нем известно.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, строительство спорного объекта начато ***, таким образом, суд приходит к выводу о том, что лицам, чьи права и интересы могли быть затронуты указанным строительством, стало известно о нем в тот же срок. При этом никто из указанных лиц в суд не обращался. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором пропущен срок, установленный ч.1 ст.256 ГПК РФ.

При этом Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что им предпринимались меры прокурорского реагирования для выявления и устранения нарушений прав неопределенного круга лиц, до истечения трехмесячного срока.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором пропущен срок, установленный частью 1 статьи 256 ГПК РФ, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.

В связи с тем, что в удовлетворении исковых требований Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора отказано, учитывая положения части 3 статьи 144 ГПК РФ, подлежат отмене обеспечительные меры в виде запрета Оторову В.А., иным лицам, производить какие-либо работы по реконструкции объекта капитального строительства - магазина ***» по ***, принятые определением судьи от ***.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 256 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства «Реконструкция магазина «Стинол» по ***» №*** от ***, возложении обязанности - отказать.

Отменить меры обеспечения иска в виде запрета Оторову В.А., иным лицам, производить какие-либо работы по реконструкции объекта капитального строительства - магазина «*** по ***.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 14 августа 2012 года.

Председательствующий                                                                  М.Э. Хетагурова