решение по делу №2-571/12 по иску прокурора города Ессентуки в интересах РФ и неопределнного круга лиц к Собченко О.В., Администрации города Ессентуки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 июля 2012 года город Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Хетагуровой М.Э.

при секретаре Пилипенко С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Ессентуки в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации города Ессентуки, Комитету по муниципальной собственности города Ессентуки, Собченко О.В., Министерству финансов Ставропольского края, Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае о признании договора купли-продажи земельного участка недействительным, применении последствий недействительности ничтожной сделки и аннулировании записи в ЕГРП о государственной регистрации права,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Ессентуки обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации города Ессентуки, Комитету по муниципальной собственности города Ессентуки, Собченко О.В. о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка ***, расположенного по адресу: ***, заключенного *** между муниципальным образованием в лице Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки и Собченко О.В., применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное положение – обязать Собченко О.В. возвратить муниципальному образованию указанный земельный участок, обязать муниципальное образование города-курорта Ессентуки возвратить Собченко О.В. полученные за земельный участок денежные средства в сумме *** копеек, признании недействительной записи в ЕГРП о государственной регистрации права собственности Собченко О.В. на указанный земельный участок.

В обоснование заявленных требований прокурором города Ессентуки указано следующее.

Прокуратурой города на основании ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проверено исполнение федерального законодательства при предоставлении земельных участков в собственность, в ходе которой установлено, что *** между муниципальным образованием в лице комитета по муниципальной собственности администрации города и Собченко О.В. заключен договор купли-продажи земельного участка по ***, кадастровый номер ***, о чем в Едином государственно реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации ***. Данный договор купли-продажи не соответствуют закону, нарушает требования федерального законодательства о запрете предоставления в собственность земельных участков в особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод. Указом Президента РФ от 27.03.1992 года №309 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации» району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 № 462 «Об особо охраняемом эколого- курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах» установлены границы особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод. Город Ессентуки вошел в состав особо охраняемого эколого-курортного региона РФ – Кавказских Минеральных Вод и является Федеральным курортом.

Согласно п. 5 ст. 31 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и ст. 1 Федерального закона от 23.02.1995 №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах» освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 №14 в соответствии c Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, признаны курортами федерального значения в границах и c режимом округа санитарной охраны, которые установлёны постановлением Совета Министров PCФCP от 09.07.1985 № 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае». В соответствии co ст. 36 ЗK PФ исключительное право нa приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и нa условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.

В силу ст.ст. 15 и 27 ЗK PФ к ограниченным в обороте отнесены, в частности, земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков). Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации). Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен статьей 28 (пункт 8) Федерального закона от 21.12.2001 года № 178 –ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Такой же запрет, установленный ст. 58 ФЗ от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии c решениями yполномоченныx органов полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (п. 1 ст. 94 ЗК РФ).

B соответствии со ст. 95 и 96 ЗК РФ к числу земель особо охрaняемыx природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Включение в земли особо охраняемых природных территорий зeмельныx участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности, допускается в случаях, предусмотренных федеральными законами. Пунктом 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что земельные участки в составе земель особо охраняемых- природных территорий не подлежат приватизации.

В силу п. 7 и п. 4 ст. 31 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и п. 2 ст. 3 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством РФ по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

B п. п. 2, 3 ст. 32 Федерального закона «Об особо охрaняемыx природных территориях» и ст. 1 Федерального закона «О пpиродныx лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» указано, что в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний" населения, на территориях лечебно оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной- горно-санитарной охраны. Границы округов санитарной или горно-санитарной охрaны оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ (п. 4 ст. 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", п. 2 ст. 16 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах»).

Земли города относятся к землям поселений и по смыслy ст. 85 3К РФ могут одновременно относиться и к землям особо охраняемых природных территорий. Не имеет правового значение то, что до настоящего времени не произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельные участки, поскольку в соответствии со ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. В соответствии со ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерацией как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Согласно ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Земельным кодексом Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства установлен принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, и принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых природных территорий, согласно которому изменение целевого назначения таких земель ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами ( п.п. 2, 6, п.1 ст. 1 ЗК РФ).

Таким образом, земельный участок площадью *** кв.м., расположенный по адресу: ***, имеющий кадастровый номер ***, и находящийся в пределах города-курорта Ессентуки, отнесен к особо охраняемой природной территории, следовательно, договор купли-продажи земельного участка от *** является ничтожным.

*** прокурор города Ессентуки обратился в суд с заявлением в порядке ст.39 ГПК РФ, о дополнении исковых требований, в котором просит суд признать постановление главы города Ессентуки *** от *** незаконным.

Определением суда от *** к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство Финансов Ставропольского края.

*** прокурор города Ессентуки обратился в суд с уточненным заявлением в порядке ст.39 ГПК РФ, в котором просит суд применить последствия недействительности ничтожной сделки – обязать стороны по договору купли-продажи возвратить другой стороне все полученное по сделке: земельный участок – администрации города Ессентуки, денежные средства, уплаченные по ничтожной сделке – Собченко О.В. путем взыскания с Министерства финансов Ставропольского края в пользу Собченко О.В. за счет казны Ставропольского края *** копейки с администрации города Ессентуки за счет средств местного бюджета города Ессентуки *** копейки; аннулировать запись в ЕГРП от *** *** о государственной регистрации права собственности Собченко О.В. на земельный участок площадью *** кв.м, расположенный по адресу: ***, имеющий кадастровый номер ***.

Определением суда от *** прекращено производство по делу в части признания недействительным постановления главы города *** от *** «О предоставлении в собственность за плату Собченко О.В. земельного участка» и признания недействительной записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от *** *** о государственной регистрации права собственности Собченко О.В. на земельный участок по адресу: ***, в связи с отказом и.о. прокурора города Ессентуки от исковых требований в указанной части.

Определением суда от *** к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае.

В судебном заседании старший помощник прокурора города Ессентуки Джанбеков Г.Д. поддержал заявленные прокурором города Ессентуки требования в полном объеме. Просил суд признать недействительным договор купли-продажи земельного участка ***, расположенного по адресу: ***, заключенный *** между муниципальным образованием в лице Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки и Собченко О.В., применить последствия недействительности ничтожной сделки – обязать стороны по договору купли-продажи возвратить другой стороне все полученное по сделке: земельный участок – администрации города Ессентуки, денежные средства, уплаченные по ничтожной сделке – Собченко О.В. путем взыскания с Министерства финансов Ставропольского края в пользу Собченко О.В. за счет казны Ставропольского края ***, с администрации города Ессентуки за счет средств местного бюджета города Ессентуки *** копейки, аннулировать запись в ЕГРП от *** *** о государственной регистрации права собственности Собченко О.В. на земельный участок площадью *** кв.м, расположенный по адресу: ***, имеющий кадастровый номер ***

Представитель ответчика Администрации города Ессентуки по доверенности Дусев В.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных прокурором города Ессентуки требований, а также пояснил, что спорным договором купли-продажи земельного участка ничьи интересы не нарушены. Данный договор заключен в рамках полномочий Комитета по муниципальной собственности, на основании действующего постановлении администрации города. Спорный земельный участок нельзя отнести к особо охраняемым природным территориям, так как порядок отнесения особо охраняемых природных территорий не установлен в настоящее время. В кадастровом паспорте, предоставленном Собченко О.В., не содержалось каких-либо ограничений по данному участку.

Представитель ответчика Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки по доверенности Савченко Д.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных прокурором города Ессентуки требований, полагая, что постановление главы города «О предоставлении в собственность за плату Собченко О.В. земельного участка», на основании которого заключен договор купли-продажи, прокуратурой не обжаловано. Земли могут относится к различным категориям земель. В кадастровом паспорте спорного земельного участка указана его принадлежность к землям населенных пунктов. Подтверждений того, что спорный земельный участок относится к особо охраняемым природным территориям прокуратурой не представлено. Более того, такие земельные участки ставятся на специальный кадастровый учет, создано специальное учреждение по этому поводу. В ЕГРП относительно спорного земельного участка сведения отсутствуют. Доводы Прокуратуры не основаны на Законе. Администрация является органом местного самоуправления, она не может распоряжаться земельными участками, находящимися не под ее собственностью. Что касается возврата сторон в первоначальное положение, считает, что это невозможно. Невозможно реально произвести возврат земельного участка, более того, на котором находится дом Собченко О.В. Самой передачи земельного участка Собченко О.В. не было, так как отсутствует акт приема-передачи, поэтому двухсторонняя реституция не предусмотрена Законом в данном случае. Согласно действующему законодательству, земельный участок Собченко О.В., относящийся ко 2 зоне санитарной охраны, не ограничен в обороте, имеются лишь ограничения режима его использования, что в свою очередь оговорено в договоре купли-продажи.

Из содержания иска следует, что земельный участок площадью *** кв.м. расположенный по адресу: ***, кадастровый номер *** был незаконно предоставлен в собственность за плату Собченко О.В., администрацией ***, в связи с чем, такая сделка является недействительной (ничтожной), подлежащей отмене с применением последствий ничтожной сделки (реституции).

В ст. 9 и ст. 36 Конституции РФ, ст. 15 ЗК РФ закреплено право частной собственности на землю.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 года № 8-П «По делу о проверке конституционности ЗК РФ в связи с запросом Мурманской областной Думы» указано, что право частной собственности не принадлежит к таким правам, которые в силу ст. 56 (ч.3) Конституции РФ не подлежат ограничению ни при каких условиях, однако как сама возможность введения федеральным законом ограничений данного права, так и их характер определяются законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией, согласно ст. 55 которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п.2.1).

В п. 2.2 этого Постановления указано, что по смыслу ст.ст. 260, 261 ГК РФ и ст. 15 ЗК РФ объектом права собственности на землю являются земельные участки, представляющие собой поверхность земли в границах территории РФ. При предоставлении земли в частную собственность приобретателю передается не часть государственной территории, а лишь земельный участок как объект гражданских прав, что не затрагивает суверенитет РФ и ее территориальную целостность.

К вопросам, решаемым при совместном ведении РФ и субъектов Федерации, ст. 72 Конституции РФ относит, в том числе, режим особо охраняемых природных территорий (ст.2 ЗК РФ).

Статьей 27 ЗК РФ устанавливаются определенные требования к оборотоспособности и, соответственно, обороту земельных участков. При этом, в соответствии с данной статьей, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ.

Под оборотоспособностью земельного участка согласно ст. 129 ГК РФ, установившей общее понятие оборотоспособности гражданских прав, следует понимать возможность участка свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если он не изъят из оборота и не ограничен в обороте. Соответственно, ограничением оборотоспособности является законодательно установленное ограничение при отчуждении или переходе земельного участка в порядке указанного выше универсального правопреемства.

При этом, земельные участки, изъятые из оборота, в соответствии с указанной статьей ГК РФ должны быть прямо указаны в законе, а земельные участки, ограниченные в обороте (ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом. В соответствии с ч.3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами и в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Таким образом, ограничение, изъятие из оборота, а также допущение к обороту земельных участков должны быть урегулированы земельным законодательством (ЗК РФ) и иными Федеральными законами.

Из доводов прокурора изложенных в иске следует, что предоставленный Собченко О.В. в собственность земельный участок является особо охраняемой природной территорией. Однако из кадастрового паспорта земельного участка видно, что весь участок относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование- под производственные помещения. Иных сведений о нахождении спорного земельного участка в составе земель ООПТ в нем не содержится.

Вместе с тем, упомянутым прокурором в иске постановлением СМ РСФСР от 09.07.1985 года № 300 определены участки границ трех зон (зона строгого режима, зона ограничений, зона наблюдения).

Однако ни в Постановлении правительства РФ от 17.01.2006 года № 14, на которое ссылается прокурор, ни в Постановлении СМ РСФСР от 09.07.1985 года № 300, не регулируются земельные отношения, вопросы ограничения оборота земельных участков и передачи их в частную собственность.

В разделе восьмом ФЗ № 33 от 14.03.1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» (с последующими изменениями и дополнениями ФЗ от 3.12.2001 года № 196-ФЗ, от 29.12.2004 года № 199-ФЗ, от 09.05.2005 года № 45-ФЗ) установлены общие положения лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также режим особой охраны лечебно- оздоровительных местностей и курортов, в виде округа горно-санитарной охраны или округа санитарной охраны. Порядок организации таких округов и особенности их функционирования определяются Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

В ФЗ № 26-ФЗ от 23.02.1995 года «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (с изменениями и дополнениями от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, от 09.05.2005 года № 45-ФЗ, от 18.12.2006 года № 232- ФЗ, от 29.12.2006 года № 258-ФЗ) даются общие понятия курорта, а также округов санитарной (горно-санитарной) охраны как особо охраняемой природной территории с установлением в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, природопользования и проживания, а также определены полномочия Правительства РФ на установление границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение (ст.4). В ст. 6 названного закона определены полномочия органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования развития и охраны курортов, лечебно- оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, которые не содержат функций по определению зон, ограниченных в обороте ( ст.6).

В силу ст. 16 данного федерального законы в состав округа санитарной зоны (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях, при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящие к их истощению. На территории третьей зоны водятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне- пользователями, во второй и третьей зонах- пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

Изложенные нормы законы также не регулируют земельные отношения, а регулируют отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов, как в пределах особо охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их границ.

Постановлением правительства РФ № 1425 от 07.12.1996 года ( в редакции постановлений Правительства РФ от 20.12.2002 года № 909, от 19.07.2006 года № 449) утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, разработанное Правительством во исполнение указанных ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях».

Указанное положение не регулирует земельные отношения, а лишь определяет порядок организации Правительством РФ округов и особенности режима хозяйствования и природопользования в пределах их территорий. При этом, согласно п. 12 Положения, лишь на территории первой зоны, которая устанавливается для месторождения минеральных вод (скважин, источников, месторождения грязи) запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.

Однако доказательств в подтверждение того, что спорный земельный участок расположен на территории первой санитарной зоны (зоны строгого режима) курорта по делу не имеется.

Кроме того, в п.18 указанного Положения установлено, что границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно- оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

При этом, испрашиваемый земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, порядок использования которой определяется в соответствии с зонированием их территорий (ст. 83 ЗК РФ), что подтверждено сведениями из кадастрового паспорта.

Доказательств, свидетельствующих о внесении изменений в документы государственного земельного кадастра и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с переводом спорного земельного участка из категории земель поселений в категорию земли особо охраняемых территорий объектов в порядке, предусмотренном ст.ст. 14, 15 ФЗ № 172-ФЗ от 21.12.2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», включения его в государственный кадастр в качестве особо охраняемой природной территории, исключенной или ограниченной в установленном законом порядке в обороте, прокурором не представлено.

Статья 8 ЗК РФ предусматривает порядок отнесения земель к категориям, установленным в ст. 7 ЗК РФ, перевода их из одной категории в другую. При этом в ст. 8 ЗК РФ установлено, что порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

В п.10 ст. 85 ЗК РФ установлено, что в черте городских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное и иное особое ценное значение, что опять же свидетельствует о том, что не весь населенный пункт является ООПТ, а лишь его отдельные зоны могут быть таковыми. Такие земельные участки опять же используются в соответствии с требованиями, установленными в ст. 94-100 ЗК РФ, а земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками культуры и истории, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.

В ст. 4 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий.

В силу положений ст. 14 ФЗ «О государственном земельном кадастре» а ЕГР земель должны содержаться сведения, в том числе, о категории земель и разрешенном использовании земельного участка. Если это категория земель особо охраняемых территорий и объектов, как это установлено в ст. 7 ЗК РФ, эти сведения должны быть указаны в кадастре, чего нет в кадастровом плане спорного земельного участка, в котором категория земли установлена как земля населенных пунктов, но не земли особо охраняемых территорий, как того требует закон.

Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в РФ по целевому назначению включают в себя, в том числе, земли поселения и земли особо- охраняемых территорий и объектов, которые используются в соответствии с установленным для них назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного пользования в соответствии с зонированием территорий.

В силу ст.ст. 94-96 ЗК РФ, где дано понятие ООПТ следует, что к землям особо-охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, оздоровительное и иное ценное значение, в том числе земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного пользования и оборота, для которых установлен особый правовой режим. Однако земли города курорта Ессентуки из оборота не изъяты и особый правовой режим для них в установленном законом порядке не установлен.

Помимо всего прочего отнесение земельного участка к категории ООПТ предполагает ограничение прав на землю изложенных в ч.2 ст. 56 ЗК РФ предусмотренных ч.2 ст. 56 ЗК РФ, которые в свою очередь в силу ч.6 ст. 56 ЗК РФ подлежат обязательной государственной регистрации, при этом сведения из ЕГРП о регистрации таких ограничений также не представлено прокурором.

Неверное и искаженное толкование прокурором норм закона в части отнесения земель поселений к категории земель ООПТ подтверждается еще тем, что в соответствии с ч.7 ст. 95 ЗК РФ на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается:

1.     Предоставление садоводческих и дачных участков;

2.     Строительство автомобильных дорог, трудопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 № 201- ФЗ).

3.     Движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

4.                 Иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

Таким образом, тот правовой статус, который, по мнению прокурора, имеет г. Ессентуки как федеральный курорт вообще, предполагает отсутствие населенного пункта как такового, в то же самое время прокурор г. Ессентуки ранее обращался в суд с иском о возложении обязанности на администрацию г. Ессентуки осуществить на территории города дополнительное строительство дорог на улицах, где они отсутствуют, получается, что строительство дорог на территории города, движение, стоянка транспорта и само наличие автотранспорта в городе, а также проживание в нем местных жителей, если развивать логику прокурора далее, является нарушением вышеизложенных норм закона, что очевидно абсурдно. Также в развитие доводов о том, что прокурор отождествляет и не различает понятие курорта Ессентуки и административно-территориальной единицы города Ессентуки, не вникая в нюансы нормативных актов регулирующих статус Ессентуков как курорта, считает необходимым добавить следующее, суду не была предоставлена карта горно-санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, установленная Постановлением Совета Министров РСФСР от 9 июля 1985 г. № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае». В городе данная карта также отсутствует, но из описания границ третьей зоны санитарной охраны видно, что северная граница данной зоны идет по правому берегу реки Суркуль. Река Суркуль протекает ориентировочно в 40 км от границ муниципального образования и между городом и рекой расположены город Лермонтов, Предгорный и Минераловодский районы.

Позже был принят Указ Президента № 309 от 27.03.1992 года «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации», который придал Кавказским Минеральным Водам статус особо охраняемого эколого-курортного региона РФ», в границах округа санитарной защиты курорта. В дальнейшем, в соответствии с Указом № 309 и в целях обеспечения мероприятий по созданию и развитию особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказских Минеральных Вод было издано Постановление Правительства № 462 от 06.07.1992 года «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации Российской Федерации- Кавказских Минеральных Вод», которое установило границы региона и утвердило положение о регионе и его Администрации. Из картографического описания данного региона видно, что в данный регион помимо городов-курортов входят города- Лермонтов, Георгиевск, Минеральные Воды, Минераловодский, Георгиевский, Предгорный районы Ставропольского края. Территория Ставропольского края в особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ- Кавказские Минеральные Воды составляет лишь 58%. На Кабардино-Балкарскую Республику приходится 9% территории, и на Карачаево-Черкесскую Республику приходится 33% региона КМВ. Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 года № 14 курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены Постановлением Совета Министров РСФСР от 9 июля 1985 года № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае». По непонятным причинам прокурор признал, что граница горно-санитарной охраны курорта Федерального значения Ессентуки установлена в границах муниципального образования город- курорт Ессентуки, а не в границах которые установлены Постановлением № 300 от 09.07.1985 года. Если прокурором делается вывод, что издание соответствующего акта уполномоченного органа признающего территорию курортом, является основанием для применения режима особо охраняемых природных территорий к любому земельному участку, расположенному в границах курорта, независимо от наличия информации об этом в государственном кадастре, то почему вопрос собственности на землю встал только для городов-курортов и не коснулся городов Лермонтов, Георгиевск, Минеральные Воды, Минераловодского, Георгиевского, Предгорного районов Ставропольского края, которые входят в зоны санитарной охраны курортов (Постановление № 300) и в границы особо охраняемого эколого-курортного региона КМВ (Постановление № 462).

Требование прокурора о применении последствий ничтожной сделки в части возврата муниципальным образованием г. Ессентуки Собченко О.В. денежной суммы в размере ***. затрагивает интересы не только органа местного самоуправления г. Ессентуки, но и финансовые органы субъекта РФ Ставропольского края. Данные денежные средства, полученные в счет оплаты земельного участка, через финансовое управление администрации г. Ессентуки поступили согласно 62 Бюджетного кодекса РФ в нормативе *** в местный бюджет, а оставшиеся *** в соответствии со ст. 57 Бюджетного кодекса РФ поступили в бюджет Ставропольского края.

Таким образом, вышеуказанная денежная сумма полученная в результате оспариваемой сделки в случае применения последствий ничтожной сделки денежные средства должны возвращаться из бюджета муниципального образования Ессентуки и из бюджета Ставропольского края.

Вместе с тем, считает необходимым отметить тот факт, что существующий земельный кодекс РФ принят в 2001 г., курорт Ессентуки стал Федеральным курортом в 2006 году и до августа месяца ни краевая, ни городская прокуратура не предпринимала каких либо мер прокурорского реагирования, направленных на недопущение предоставления земли в собственность граждан и юридических лиц, несмотря на то, что администрация г. Ессентуки систематически до 15-го числа каждого месяца информирует городскую прокуратуру о всех принятых ею постановлениях путем направления в адрес прокуратуры реестра постановлений с указанием реквизитов и преамбулы таковых. Подобная реакция прокуратуры порождает большой общественный резонанс, поскольку граждане и юридические лица, являющиеся субъектами права, поставлены в неравное положение т.е. одни имеют землю в собственности, другие не могут ее иметь в силу неверного толкования закона прокуратурой. Всё это приводит к прямому нарушению конституционных прав, закрепленных в ст. 38 Конституции РФ.

Представитель ответчика Собченко О.В. по доверенности Ильяшенко А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных прокурором города Ессентуки требований, а также пояснила, что Собченко О.В. является собственником жилого *** в *** на основании свидетельства о праве собственности от ***, свидетельства о праве на наследство по закону от ***, решения Ессентукского городского суда от ***. Согласно указанным документам Собченко О.В., будучи в браке с Д.К., приобрела жилой дом по *** *** (ранее *** доля жилого дома по *** ***) на основании договора купли – продажи от ***. Земельный участок площадью *** кв.м. еще при жизни наследодателя Д.К. принадлежал на праве собственности. Из надзорного производства видно, что право собственности на земельный участок было оспорено по жалобе Задоровой, в интересах которой, прокуратура уже обращалась в суд с иском о признании этого же договора купли-продажи недействительным. Однако прокурор города вновь обратился в суд с иском и просит признать на основании ст.168 ГК РФ недействительным данный договор купли-продажи и применить последствия недействительности сделки.

Согласно ст. 3 ФКЗ №1 «О судебной системе» единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путём применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации.

05.05.1998 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года и Дополнительный протокол к ней от 20.03.1952 года (Протокол №1). Российская Федерация ратификацией Конвенции приняла на себя обязательство соблюдать права и свобода человека, определённые Конвенцией.

Статья 1 Протокола *** предусматривает, что каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности.

Настоящим исковым заявлением имеет место нарушение ст. 1 протокола 1 в виде умаление права собственности ее доверительницы иметь земельный участок, который является ее имуществом. Конституционный суд неоднократно указывал, что обладание земельным участком, который перешел гражданину под его жилым домом, является именно его имуществом. Это указано в Постановлении Конституционного Суда от 13.12.2001 года. Не зависимо от того оформлен титул на земельный участок, либо не оформлен, земельный участок, как и жилой дом, это имущество, которое принадлежит Собченко.

Прокуратурой города Ессентуки в марте проводилась проверка по поводу предоставления земельных участков в собственность в г. Ессентуки. Однако прокурор обращаясь в суд с иском в *** года в интересах Задоровой не нашел никаких нарушений прав Российской Федерации или неопределенного круга лиц при подаче иска в суд. В данном случае инициирование искового заявления по настоящему делу было осуществлено в интересах одно частного лица В,А. - соседки Собченко О.В.

Согласно постановлению Пленума ВС РФ №9 от 29.05.2012 г. «О судебной практике по делам о наследовании» если граждане обладали земельным участком на основании сделки совершенной до 1991 года, т.е. до вступления в законную силу закона о собственности, соответственно они имеют право на приобретение бесплатно этого земельного участка в собственность. Пленум ВС разъяснил, что данное право в порядке наследование переходит гражданам, только в том случае если наследодатель при жизни подал заявление о передаче ему этого земельного участка в собственность.

При жизни супруг и наследодатель Собченко О.В. – Д.К. обратился с заявлением в Администрацию города Ессентуки о передаче ему спорного земельного участка в собственность.

Считает, что нет никаких доказательств того, что неопределенный круг лиц имеет право, либо какой-то имущественный интерес в отношении спорного земельного участка. Доказательств того, что какие либо ресурсы находятся на *** отсутствуют. Данный земельный участок относится к категории земель поселений и его целевое назначение под эксплуатацию жилого дома.

Представитель третьего лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по доверенности Выскребцова К.В. в судебном заседании просила принять решение на усмотрение суда, пояснив, что в ЕГРП не зарегистрированы ограничения в оборотоспособности земельного участка по ***.

Ответчик О.В., представители ответчиков Министерства ***, Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в *** в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представили. Суд, с согласия лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, инвентарного дела ***, надзорное производство по жалобе В,А. *** (3 тома), том 13 заданий, указаний Генеральной прокуратуру, прокуратуры СК, решений коллегии прокуратуры края, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора *** по следующим основаниям.

В силу положений статьей 8, 9 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст. 55 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Согласно ст. 1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора...

В силу ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.

Перечень оснований прекращения права собственности, указанный в ст. 235 ГК РФ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В силу ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на данные земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно ст. 14 ФЗ РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним- юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Как установлено в судебном заседании, Собченко О.В., *** рождения, является собственником жилого *** в *** на основании свидетельства о праве собственности от ***, свидетельства о праве на наследство по закону от ***, решения Ессентукского городского суда от ***, записи регистрации права от ***. Жилой *** (ранее *** доля жилого ***) был приобретён ею и её супругом Д.К. в *** году на основании договора купли – продажи от ***.

Решением Ессентукского городского суда от *** о гражданскому делу *** по иску В,А. свидетельство о праве на наследство по закону на имя Собченко О.В. от *** на земельный участок площадью *** кв.м по *** ***, принадлежавший Д.К. на праве собственности, признано недействительным (том *** надзорного производства *** по жалобе В,А.).

На основании оспариваемого договора купли – продажи *** от ***, заключённого с администрацией г. Ессентуки в лице комитета по муниципальной собственности, Собченко О.В. повторно стала собственником земельного участка площадью *** кв.м по *** ***. О чём в ЕГРП произведена запись регистрации от *** за ***.

Как следует из кадастрового паспорта от ***, земельный участок Собченко О.В. полностью входит во вторую зону санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений).

Полагая, что заключенный договор купли-продажи земельного участка не соответствуют требованиям законодательства и ничтожен, прокурор обратился с настоящим иском в суд.

Указанный договор прокурор города просит признать недействительным (ничтожным) на основании ст.168 ГК РФ и применить последствия недействительности сделки (ст. 167 ГК РФ) путём возложения судом на стороны по договору купли – продажи обязанности возвратить другой стороне всё полученное по сделке, а именно – земельный участок администрации г. Ессентуки, денежные средства, уплаченные по ничтожной сделке – Собченко О.В., взыскав с Минфина СК за счёт казны СК *** руб., с администрации г. Ессентуки *** руб. в пользу Собченко О.В., а также аннулировать в ЕГРП произведённую за Собченко О.В. запись регистрации права собственности на земельный участок.

Действительно, Указом Президента Российской Федерации от 27.03.1992 N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации" району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта. Особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации – Кавказские Минеральные Воды является федеральным курортом. В состав особо охраняемого эколого-курортного региона вошел город Ессентуки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении Положений об этих курортах" город Ессентуки признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае".

Согласно частям 2,3 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу части 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);

2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ)

3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

4) объектами организаций федеральной службы безопасности;

5) объектами организаций органов государственной охраны;

(в ред. Федерального закона от 08.12.2011 N 424-ФЗ)

6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний (пп. 8 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ);

9) воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.

Таким образом, Земельный кодекс относит к их числу земли особо охраняемых природных территорий, кроме тех, которые относятся к землям, изъятым из оборота, указанным в п. 4 ст. 27 ЗК. Это земли государственных природных заказников, памятников природы, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов и земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к землям особо охраняемых природных территорий (ч.1 ст. 95 ЗК РФ).

В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст. 96 ЗК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425 утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения.

Округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения. В составе округа выделяется до трех зон.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Часть 3 статьи 96 ЗК РФ говорит о том, что земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В соответствии с п.8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

При этом согласно ч.3 статьи 3 вышеназванного Федерального закона приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Спорный земельный участок, принадлежащий на праве собственности Собченко О.В., не расположен в границах первой зоны горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, соответственно из оборота не изъят.

Часть 2 ст. 95 ЗК РФ допускает включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Федеральный закон, предусматривающий передачу земель особо охраняемых природных территорий в частную собственность, отсутствует.

Далее, анализ вышеназванных правовых норм, позволяет сделать вывод о том, что действующее законодательство, регулирующее отношения по использованию и охране земель в городе курорте Ессентуки, не претерпело каких-либо изменений в течение более чем 5 лет.

Как пояснили представители Администрации г. Ессентуки и Комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки в настоящее время земля передается в собственность граждан, в собственности граждан в настоящее время находится более *** земельных участков, более того, Администрация г. Ессентуки систематически до 15 числа каждого месяца информирует городскую прокуратуру обо всех принятых ею постановлениях. Следовательно, основная часть жителей города курорта Ессентуки имеет земельные участки на праве собственности, возникшем по различным основаниям. Задание об организации проверки исполнения земельного законодательства в части законности выделения и использования земель поступило в прокуратуру города Ессентуки ***. Чем вызвано обращение прокурора *** *** с первым иском о признании договора купли-продажи земельного участка по указанным в нем основаниям именно к Собченко О.В., *** года рождения, помощник прокурора в судебном заседании не пояснил.

Разрешая возникший спор, суд также принимает во внимание следующее.

В практике Конституционного Суда РФ получил свое обоснование целый ряд формально не зафиксированных в Конституции РФ ценностей, оказывающих организующее воздействие на соответствующие общественные отношения, включая такие как: справедливость и правовая определенность, стабильность и определенность публичных правоотношений, стабильность условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений и др.

Предусматривая возможность ограничения федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает такое ограничение только в той мере, в какой оно необходимо в целях защиты конституционно значимых ценностей, к числу которых относится нравственность, здоровье, права и законные интересы других лиц.

В случае удовлетворения исковых требований прокурора в данном случае может иметь место неравное положение ответчика Собченко О.В. с иными лицами, относящимися к той же категории, что недопустимо в силу ч.2 статьи 19 и ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, более того, ни один правообладатель земельных участков города курорта г. Ессентуки не сможет быть уверен в легитимности своих правомочий, постоянно находясь под угрозой их судебного оспаривания, что нарушает принцип стабильности и определенности в гражданских правоотношениях.

Общественные потребности и интересы в наиболее эффективной процедуре осуществления правосудия существуют объективно, и в первую очередь они связаны с необходимостью обеспечить разрешение дела в целях защиты оспариваемых прав субъектов спорных отношений, которая должна осуществляться на основе сбалансированного учета прав и законных государственных, общественных интересов и правами частных лиц. Во всяком случае, недопустимо умаление прав одних в отличие от других, равноценных по своему конституционному значению.

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Статьей 167 ГК РФ установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

С учетом изложенного, суд считает, что требования прокурора не основаны на законе, а, следовательно, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Прокурору г. Ессентуки в удовлетворении иска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации города Ессентуки, Комитету по муниципальной собственности города Ессентуки, Собченко О.В., Министерству финансов Ставропольского края, Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае о признании договора купли-продажи земельного участка недействительным, применении последствий недействительности ничтожной сделки и аннулировании записи в ЕГРП о государственной регистрации права – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме. Решение изготовлено в окончательной форме 06 августа 2012 года.

Председательствующий: