Дело № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 августа 2012 года г. Ессентуки Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе: Председательствующего - Булгакова Д.Б. при секретаре Мельниченко О.В. с участием: представителя ответчика администрации г. Ессентуки - Шедикова М.А. Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Ессентуки гражданское дело по исковому заявлению Устиновой И.А. к Министерству культуры Ставропольского края, администрации г. Ессентуки о признании недействительным охранного обязательства, заключенного ДД.ММ.ГГГГ. УСТАНОВИЛ: В суд обратился истец с заявлением, в котором просит, признать недействительным охранное обязательство, заключенное ДД.ММ.ГГГГ Министерством культуры <адрес> с И.А.. В судебное заседание истец не явился, письменно уведомив суд о рассмотрении дела в ее отсутствие, и просившая удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Представитель ответчика администрации г. Ессентуки в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Представитель ответчика Министерства культуры по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, уведомив суд о рассмотрении дела в их отсутствие и возражавший против удовлетворения заявленных требований по тем основаниям, что Министерство культуры Ставропольского края является органом исполнительной власти Ставропольского края, обеспечивающим проведение на территории Ставропольского края государственной политики сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (постановление Губернатора Ставропольского края от 14.07.2008 № 553 «Об утверждении Положения о министерстве культуры Ставропольского края»). Лечебный парк, расположенный в городе Ессентуки, является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) регионального значения «Государственная историко-культурная заповедная территория «Курортный лечебный парк», заложен в 1848 году. Согласно п. 4 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения. В связи с приобретением Устиновой И.А. в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:30:010220:66 (адрес в соответствии со свидетельством о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии № №: район <адрес> <адрес> №, <адрес> <адрес>, <адрес>), являющегося вышеуказанного памятника, с министерством культуры края, как суполномоченным государственным органом, заключено охранное обязательствона указанный участок. Приложением кохранному обязательству является акт осмотра технического состояния, подготовленный ООО «Гражданпроект». Акт технического состояния и охранное обязательство подписаны представителем собственника по нотариальной доверенности ФИО10 В соответствии с данным актом;выделенный земельный участок расположен на участке <адрес> на расстоянии 30 м от бювета № источника №. Южная граница участка совпадает с границей <адрес>;территория занимаемого участка памятника не имеет ограждения и является парковой зоной, без клумб и малых архитектурных форм. По участку проложены пешеходные дорожки и терренкуры, имеются деревья, различные кустарники, естественное травяное покрытие. Ссылка истца на отсутствие зон охраны является несостоятельной, поскольку приказом министерства культуры Ставропольского края от 18.04.2003 № 42 длягосударственных историко-культурных заповедных территорий утверждены в качестве временных охранных зон - территории памятников в исторически сложившихся границах, в качестве временных зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территории в радиусе 100 м от временных охранных зон памятников. Кроме того, местонахождение данного земельного участка указано в выданном истцу свидетельстве о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ. Иск инициирован с целью снятия ограничения разрешенного использования вышеуказанного земельного участка, так как согласно ст. 35 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника и (или) его территории, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника и не создающей угрозы его повреждения, разрушения или уничтожения. Кроме того, в соответствии со ст. 99 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного наследия. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются. Надлежащих доказательств расположения земельного участка за пределами Лечебного парка истцом не представлено. Прося суд в иске отказать. Представитель третьего лица Федеральное агентство по управлению госимещством (Росимущество) территориальное управление Федерального агентства по управлению госимуществом в Ставропольском крае в судебное заседание не явился, не уведомив суд о причине своей не явки, в материалах дела имеется возражение согласно которого ДД.ММ.ГГГГ, между В.С.. и Устиновой И.А. был заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым Устинова И.А. купила у В.С.., находящийся у него на праве собственности земельный участок и расположенные на нем: объект незавершенного строительства <адрес> Литер «А» и объект незавершенного строительства <адрес> литер «Б», находящиеся по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 3 данного договора Устинова И.А. обязуется выполнять обязательства по сохранности данного земельного участка и объектов на нем. ДД.ММ.ГГГГ Министерством культуры Ставропольского края и Устиновой И.А. было заключено охранное обязательство, в соответствии с которым земельный участок является частью памятника истории и культуры (объекта культурного наследия) регионального значения Государственная историко-культурная заповедная территория «<адрес>», заложенный в 1848г., <адрес> <адрес> Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> является федеральной собственностью. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006г. №14 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении Положений об этих курортах» г. Ессентуки признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые определены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985г. №300 «об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае». В силу пунктов 2 и 56 ст. 27 ЗК РФ к ограниченным в обороте отнесены, в частности, земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков). Земельные участки, ограниченные в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом, В силу ст. 96 ЗК РФ к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен п., 8 ст., 28 ФЗ от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Такой же запрет установлен и ст. 58 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В п. 15 Постановления прямо указано, что земли, в пределах территории курорта Ессентуки имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны. В связи с чем, просят суд отказать Устиновой И.А. в удовлетворении требований о признании недействительным охранного обязательства, заключенного ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. В соответствии со ст.56 ГПК РФ, в контексте с положениямип.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда. Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, и используются как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующих территориях. Согласно ч. 2 ст. 35 Конституции РФ - каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться как единолично, так и совместно с другими лицами. Согласно ч. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсов. В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином Государственном реестре. ДД.ММ.ГГГГ Устиновой И.А. на основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ было выдано свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок, вид права - собственность, назначение: земли населенных пунктов, под строительство питьевой галереи с исследовательским центром, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>. В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник по своему усмотрению вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. В силу п.3 ст.64 ФЗ «Об объектах культурного наследия» - памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР от 15.12.1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры» отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр. Согласно ч.1 ст. 48 комментария к ФЗ от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (Памятниках истории и культуры) народов РФ» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Согласно ч.4 ст. 48 комментария к ФЗ от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (Памятниках истории и культуры) народов РФ» - при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Согласно требованиям Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" обязана содержать часть объекта культурного наследия, исполняя связанные с этим обязанности. В соответствии с п.59 Постановления Совмина СССР от 16.09.1982 г. N 865 "Об утверждении Положения об охране использовании памятников истории и культуры" порядок и условия использования памятников истории и культуры определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством. В охранных документах предусматривается порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия. Согласно ч.3 ст. 26 ФЗ от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об особо охраняемых природных территориях" - органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Из представленного истицей охранного обязательства и акта осмотра технического состояния «Памятника» от 22.12.2009 года видно, что в нем отсутствуют сведения об ограничениях (обременениях) права собственности. Согласно п. 1 ст. 13 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 N 14-кз (ред. от 14.03.2011) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в Ставропольском крае» - границы зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются уполномоченным органом в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения им проекта зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения вместе с материалами по его обоснованию и положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы от заинтересованных лиц. Уполномоченный орган в течение семи календарных дней с даты утверждения границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон направляет копию решения об их утверждении в соответствующий орган местного самоуправления, на территории которого расположены зоны охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, предусмотренные проектом зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Согласно ст. 22, 24 Постановления Правительства РФ от 17.01.2006 г. № 14, принятым во исполнение ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 г № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае» - генеральный план, схемы территориального планирования и проекты планировки территории курорта Ессентуки разрабатываются с учетом схем землеустройства, режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны и согласовываются с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке, предоставление земельных участков для строительства объектов санаторно-курортных организаций и других объектов в пределах территории курорта Ессентуки производится в соответствии с генеральным планом и проектами планировки территории курорта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки для строительства на территории курорта Ессентуки предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации с соблюдением режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны. Сведения о границах и режиме округа санитарной охраны «Памятника» - выделенного земельного участка расположенного на участке <адрес> Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ) - в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий: 1) индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; 2) описание местоположения границ таких зон; 3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; 4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений; 5) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий. Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства. Письмом Минэкономразвития РФ от 17.12.2009 N 22066-ИМ/Д23 «О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий», разъяснено, что сведения о включении определенного земельного участка в границы зоны могут быть предоставлены в виде кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке с указанием в строке «16» раздела В.1 кадастрового паспорта либо в строке «16» раздела КВ.1 кадастровой выписки индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и тому подобного) такой зоны. Согласно кадастрового паспорта от 17.01.2011 года № 26\501\11-3154 земельного участка с кадастровым номером 26:30:010220:66 отсутствуют сведения о зонах охраны объектов культурного наследия регионального значения. Кроме того в разделе 16 вышеуказанного кадастрового паспорта указано, что земельный участок полностью входит в Зону «Вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений)», а согласно п.п. 13-14 постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов Федерального значения" - на территории второй зоны установлены ограничения по использованию земельного участка, а именного: …запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок, и другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения. Границы второй зоны устанавливаются: для месторождений минеральных вод с учетом геоструктурных и гидрогеологических условий территории; для месторождений лечебных грязей по линии ближайших водоразделов поверхностного и грунтового стоков; для других месторождений полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, с учетом геоструктурных и геоморфологических особенностей их залегания; для природных лечебных факторов, не относящихся к недрам, с учетом рельефа и ландшафта местности, розы ветров, других возможных природных особенностей, а также с учетом соответствующих нормативных документов. При необходимости границы второй зоны могут обосновываться гидродинамическими и другими расчетами. Таким образом сведений об установлении границ горно-санитарных зон и их кадастровый учет сторонами представлен не был. Что также не нашло свое подтверждение и в охранном обязательстве. Согласно ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ - градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Согласно ч. 6 Градостроительного кодекса - градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом. В случае, если использование земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов. В связи с чем, использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными органами власти в соответствии с федеральными законами. В соответствии со ст. 1 Закона о кадастровом учете государственным кадастровым учетом является описание и индивидуализация в ЕГРЗ земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Устиновой И.А. к Министерству культуры Ставропольского края, администрации г. Ессентуки о признании недействительным охранного обязательства, заключенного ДД.ММ.ГГГГ - удовлетворить. Признать недействительным охранное обязательство, заключенное ДД.ММ.ГГГГ Министерством культуры Ставропольского края с Устиновой И.А.. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Ессентукский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий судья Д.Б. Булгаков