дело № 2-363/2011 истец- Самадуров В.В., ответчик- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«13» апреля 2011 года город Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края

в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В.,

при секретаре Бочаровой О.Б.,

с участием:

истца Самадурова В.В.,
представителя ответчика Выскребцовой К.В.,

представителя третьего лица Щербакова В.В.,


рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самадурова В.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, обязании произвести государственную регистрацию права на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Самадуров В.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, обязании произвести государственную регистрацию права на земельный участок, указав следующее. ... на основании абз.4 п.1 ст.20 ФЗ от ... №122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ему было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: .... Указанный земельный участок предоставлен истцу на основании постановления администрации г.Ессентуки ... от ... и договора купли-продажи недвижимого имущества ... от ... Считает отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии незаконным по следующим основаниям. Регистрирующим органом ему было отказано на основании абз.4 п.1 ст.20 ФЗ ... от ..., т.е. в связи с тем, что акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с действующим законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания.

Тем не менее, постановление администрации г.Ессентуки ... от ... и договор купли-продажи ... от ... не отменены и являются действующими, на приобретенном у администрации земельном участке расположен жилой дом, принадлежащий ему на основании договора дарения от ...

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

В соответствии п.1 ст.36 ЗК РФ если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка, спорный земельный участок полностью входит в зону «Вторая зона округа санитарной охраны г.Ессентуки (зона ограничений), внесенную по документу от ... ....

Тем не менее, на земельном участке расположено только домовладение, принадлежащее ему на основании договора дарения от ..., земельный участок не изъят из оборота, не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.

Просит суд признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии в регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: .... Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии произвести государственную регистрацию права на земельный участок.

В судебное заседание представитель третьего лица ФГУ «Земельная кадастровая палата» не явился, в адрес суда поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие.

Истец настаивает на рассмотрении дела по существу в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Участвующие в судебном заседании лица не возражают против рассмотрения дела по существу в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Суд с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ФГУ «Земельная кадастровая палата».

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал и пояснил, что в иске правильно указано, что отказ регистрирующего органа мотивирован положениями абз.4 п.1 ст. 20 ФЗ № 122, но ошибочно приведены основания, указанные в абз.5 п.1 ст.20 данного закона. В остальном иск поддерживает по изложенным выше основаниям, просит суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Выскребцова К.В. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что ... истцу на основании абз.4 п.1 ст.20 ФЗ №122 от 21.07.1997 г. отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: .... Из представленного заявителем на государственную регистрацию кадастрового паспорта земельного участка следует, что участок полностью входит во вторую зону округа санитарной охраны г.Ессентуки ( зона ограничений). Лица, в пользу которых ограничения установлены, не указаны, не указан характер ограничений. Отказом истцу в регистрации права на земельный участок послужило несоответствие постановления администрации города Ессентуки от ... за ... по форме и содержанию требованиям действующего законодательства. Тем не менее, указанное постановление ими не обжаловалось.

В соответствии с п.4 ст.31 ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» отнесение территорий к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном ФЗ от 23.02.1995 г. № 26- ФЗ « О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» в п.2 ст.3 указанного Закона определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» № 26-ФЗ от 23.02.1995 г. Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 г. № 14 курорт Ессентуки признан курортом федерального значения и особо охраняемой территорией в определенных границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 №300. ч.3 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации нрав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997г. «проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав». При отсутствии или ненадлежащем оформлении любого из указанных документов Управление Росреестра по СК не вправе осуществить государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество. Согласно пункту 5 статьи 10 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007г. в государственный
кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, в том числе и содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий. Согласно Закону о кадастре в государственный кадастр недвижимости, вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости. Указанные сведения отражены в кадастровом паспорте земельного участка в строке 16 «Особые отметки» в виде сведений о зонах с особыми условиями использования территорий. Запрет на передачу в частную собственность земельных участков, находящихся в пределах земель ограниченных в обороте предусмотрен нормой Земельного кодекса РФ, имеющей прямое действие. Указанные в пункте 16 кадастрового паспорта сведения не являются ограничением (обременением права) и не подлежат государственной регистрации в соответствии со статьей 56 ЗК РФ. Данный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена в соответствии со статьей 3.1. Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ. Соответственно, в Едином государственном реестре прав на недвижимость по спорному земельному участку отсутствуют какие-либо записи о регистрации вещных прав, которые могли бы быть в свою очередь ограничены.в соответствии со ст. 83 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в черте населенных пунктов относятся к категории земель- земли населенных пунктов, в соответствии с положениями ст. 94 ЗК РФ земли курортов, в том числе и земли населенных пунктов, являющихся городами-курортами, относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Таким образом, то обстоятельство, что в соответствии с кадастровым паспортом земельный участок отнесен к числу земель населенных пунктов, не исключает его принадлежности к особо охраняемым природным территориям.

Согласно действующему законодательству (статья 16 ФЗ от 23.02.1995 №32-Ф3 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях
и курортах», пункт 1 ст.2 ФЗ от 14.03.1995 г. №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных
территориях», пункт 1 статьи 95 ЗК РФ), спорный земельный участок находится в пределах особо охраняемой природной территории.

Указанные в пункте 16 кадастрового паспорта сведения не являются ограничением (обременением) права и не подлежит государственной регистрации в соответствии со статьей 56 «Ограничения прав на землю» Земельного кодекса РФ. Данный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена в соответствии со статьей 3.1. Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ. Соответственно, в Едином государственном реестре прав на недвижимость по спорному земельному участку отсутствуют какие-либо записи о регистрации вещных прав, которые могли бы быть в свою очередь ограничены. Данный участок относится к землям, ограниченным в обороте, в силу подп.1 п.5 ст.27 ЗК РФ.

В случае, если земельный участок объективно не находится в данной зоне, то необходимо внести в государственный кадастр недвижимости изменения в части устранения соответствующей записи.

В соответствии со статьей 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Согласно статье 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством. В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или в аренду. Согласно п.4 указанной нормы не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков за исключением случаев их изъятия из оборота, установления федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Конституционный принцип о праве частной собственности на землю имеет ограничения. Данный пункт Конституции имеет, в частности, ссылку на нормы земельного законодательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Указанное обстоятельство является ключевым в данном споре.

Согласно пункту 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в
государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо
охраняемых природных территорий, из состава земель лесного фонда, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, занятые особо ценными объектами культурного наследия, предоставленные для нужд обороны и безопасности государства, предоставленные для нужд транспорта, связи, занятые объектами космической инфраструктуры, расположенные под объектами гидротехнических сооружений, предоставленные для производства ядовитых, наркотических веществ, загрязненные участки, земли резерва, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Согласно статье 94 ЗК РФ земли особо охраняемых территорий относятся к землям особо охраняемых территорий наравне с иными землями: природоохранного назначения, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, иных земель. Согласно статье 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся, в том числе, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В соответствии со статьей 96 ЗК РФ в состав земель лечебно-оздоровительных
местностей и курортов включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами,
благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. На указанных землях устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) защиты.

Согласно преамбуле федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ « Об особо охраняемых природных территориях» под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земель, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют, в том числе, особое природоохранное, рекреационное и оздоровительное значение. В соответствии со статьей 31 указанного закона к лечебно-оздоровительным местностям и курортам могут быть отнесены территории, пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами, в т.ч. минеральными водами. Согласно пункту 3 статьи 32 данного закона для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. Внешний контур такого округа является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. Таким образом, если земельный участок находится в пределах округа горно-санитарной охраны, то это означает, что данный участок находится в пределах курорта. Курорт, в свою очередь, является особо охраняемой природной территории, а особо охраняемая территория, ограничена в обороте. Ограниченная в обороте территория, в частную собственность не представляется. Кроме того, что истец должен был обращаться в суд не с иском, а с заявлением по делу, возникшему из публичных правоотношений. Просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица - Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Щербаков В.В., выступающий по надлежащим образом оформленной доверенности, в судебном заседании пояснил, что отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок за истцом, мотивированный тем, что земельный участок, согласно кадастровому паспорту относится к особо охраняемой территории с особым режимом использования, обусловленного режимом 2-ой зоны санитарной (горно-санитарной) охраны, согласно п. 2 ст.27 Земельного кодекса РФ, не может быть предоставлен в собственность, является неправомерным и противоречит нормам действующего законодательства РФ. Ограниченный режим использования земель не является ограничением земель в обороте или изъятием из оборота по смыслу, передаваемому этим понятием ст. 27 Земельного кодекса РФ. Согласно п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, земли особо охраняемых природных территорий являются самостоятельной категорией земель. Согласно кадастровому паспорту, земельный участок, предоставленный истцу в собственность, относится к категории земель населенных пунктов. В связи с этим, следует брать во внимание положение ст. 1 ЗК РФ «Основные принципы земельного законодательства», где в п.п. 8 указано: земельное законодательство основывается на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требований законодательства. Также в соответствии с п.2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель указанных в п.1 данной статьи, среди которых земли населенных пунктов и земли особо охраняемых территорий, определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Из кадастрового паспорта следует, что земельный участок, расположенный по адресу: ..., относится к категории земель населенных пунктов, а не к категории особо охраняемой территории, в состав которых входят особо охраняемые природные территории.

Согласно п.5 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004г. № 172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» - «Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка».

Природоохранное законодательство, на которое ссылаются органы регистрации при мотивации своего отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный во второй санитарной зоне охраны не содержит запрета на предоставление таких земельных участков в собственность, а только лишь регламентирует порядок их использования и осуществления на них хозяйственной деятельности.

Статьей 85 ЗК РФ в п. 10 установлено, что в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными ст. 94-100 ЗК РФ, в которых не содержится запрет на предоставление земельных участков в собственность, расположенных во второй зоне санитарной охраны.

Согласно п.6 ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона ограничением (обременением) - является наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества. Доказательства того, что предусмотренная законом процедура государственной регистрации ограничения (обременения) прав на землю проведена, ответчиками не представлены. Комитетом по муниципальной собственности был направлен запрос в Комитет по строительству и земельным отношениям о разъяснении ограничения в обороте земельных участков в границах г.Ессентуки. Комитетом по муниципальной собственности получен ответ где говорится, что данные сведения прописаны в графе 16 формы В.1 кадастрового паспорта как «особые отметки, а в случае государственной регистрации названных ограничений будут внесены в ГКН и прописаны в строке 4 формы В.З кадастрового паспорта «Сведения о частях земельного участка и обременениях». Однако, как видно из кадастрового паспорта представленного истцом сведения об ограничении (обременении) прав на земельный участок прописаны в строке 4 формы В.З кадастрового паспорта «Сведения о частях земельного участка и обременениях» без проведения государственной регистрации.

По этому поводу также существует письмо "Минэкономразвития от 17 декабря 2009г. № 22066-ИМД/23 «О внесении в ГКН сведений о зонах с особыми условиями использования территорий», в п.3 которого указано: «В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК и другими федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах. В соответствии с пунктом 6 статьи 56 Земельного кодекса, ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 12-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Согласно части 3 статьи 15 Закона о кадастре, сведения об ограничении (обременении) вещного права на соответствующий объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение (обременение), включаются в кадастр после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения). Таким образом, внесение сведений в кадастр (в запись о земельном участке в реестре объектов недвижимости) о том, что в отношении земельного участка, который полностью входит в границы соответствующей зоны, установлено ограничение (обременение) права в связи с установлением зоны, возможно после государственной регистрации такого ограничения (обременения) права». В соответствии с приведенными правилами и положениями закона, сведения внесенные в ГКН относительно земельного участка, касающиеся ограничения (обременения), подлежат государственной регистрации независимо от того в какой графе они прописаны. В соответствии с п.1 ст. Федерального закона от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права».

Кроме того, представитель третьего лица пояснил, что отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права на земельный участок, основанный на положениях абз.4 п.1 ст.20 ФЗ ..., является незаконным, поскольку постановление ... от ... никем не обжаловалось и является действующим. Регистрирующий орган не вправе ставить его под сомнение и считать его не соответствующим по форме или содержанию требованиям действующего законодательства.

Считает, что своими действиями Ессентукский межрайонный отдел УФРС нарушил право истца, гарантированное ст. 36 Конституции РФ. Просит суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч.3 ст.246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе иными способами, предусмотренными законом.

При этом суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что заявленные требования не должны рассматриваться в порядке искового производства по следующим основаниям.

В "Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007), вопрос 14, разъяснено следующее.

Из положений ч. 1 ст. 246 ГПК РФ следует, что дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23 - 26 ГПК РФ и другими федеральными законами.

Следовательно, к делам, возникающим из публичных правоотношений, правила искового производства применяются, если не установлено иное. Данное положение распространяется и на правила оформления заявления и его подачи.

Так, из положений ч. 5 ст. 251 ГПК РФ следует, что заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 131 данного Кодекса, которая устанавливает форму и содержание искового заявления, а также содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.

Поэтому если, несмотря на неправильно избранную форму обращения в суд, соблюдены все иные требования, установленные гражданским процессуальным законодательством для обращения в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, то судья должен принять данное заявление к своему производству и рассмотреть дело по существу в порядке, установленном главой 24 ГПК РФ.

Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения иска по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается справкой ГУП СК «Крайтехинвентаризация» от ... за ..., жилой дом ... в г.Ессентуки принадлежит Самадурову В.В. на основании договора дарения от ..., удостоверенного Ессентукской нотариальной конторой, реестр ...

Постановлением администрации города Ессентуки ... от ... Самадурову В.В. предоставлен в собственность за плату по индивидуальный жилой дом земельный участок площадью ... кв.м. по существующим границам землепользования согласно представленному плану границ земельного участка по адресу: ..., на основании договора дарения от ... Категория земель - земли населенных пунктов. Кадастровый номер ...

... между истцом и председателем Комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки заключен договор купли-продажи недвижимого имущества .... Цена земельного участка, составляет ....

Согласно представленной истцом квитанции, денежные средства за спорный земельный участок им полностью внесены.

Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от ..., земельный участок площадью ...., кадастровый номер ..., расположенный по адресу: ..., полностью входит в зону «Вторая зона округа санитарной охраны г.Ессентуки (зона ограничений), 26.30.2.2, внесенная по документу от ... .... Сведения о вхождении спорного земельного участка в зону, отражено в форме В.1, строка, 16. Вместе с тем в строке 8.1. формы В.1 указано, что земельный участок весь входит в категорию земель- земли населенных пунктов. Согласно стр.9 разрешенное использование- под индивидуальный жилой дом.

В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.

Как следует из документов, представленных Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, истец обратился в регистрирующий орган ...

... управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии в адрес истца направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации права на недвижимое имущество.

... в адрес истца направлено сообщение об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним, в котором указано, что отказ основан на положениях абз.4 п.1. ст.20 ФЗ № 122 от 21.07.1997 г. земельный участок приобретается заявителем в порядке п.1 ст.36 ЗК РФ, согласно которому граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, сооружения, расположенные на земельный участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Согласно п.2 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Согласно п.1 Постановления правительства РФ от 17.01.2006 г. №14 курорт Ессентуки признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 года за № 300. Нахождение земельного участка во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта свидетельствует о том, что земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на отчуждение.

В силу абз.4 п.1 ст.20 ФЗ № 122 от 21.07.1997 г.в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

В судебном заседании установлено, что земельный участок предоставлен истцу на основании постановления администрации г. Ессентуки от ... за ..., доказательств того, что указанное постановление отменено, представителем ответчика суду не представлено. Сведений о том, что кадастровый паспорт на спорный земельный участок каким-либо образом не соответствует требованиям законодательства, представителем ответчика так же не представлено.

При таких обстоятельствах регистрирующий орган необоснованно сослался в отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество на абз.4 п.1 ст.20 ФЗ № 122.

Как следует из объяснений представителя УФРС Выскребцовой К.В., основанием для отказа в регистрации права на земельный участок за истцом также послужило вхождение земельного участка, расположенного по адресу: ... в зону «Вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений)», в связи с чем он является ограниченным в обороте, а, соответственно, он не может быть предоставлен истцу в собственность.

Довод ответчика о том, что земельный участок, предоставленный истцу, является ограниченным в обороте и поэтому не может быть предоставлен в собственность, также является необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Гражданским Кодексом, федеральными законами.

Ограничение прав на землю, в силу положений Земельного Кодекса РФ ( ст. 56), Гражданского Кодекса РФ (ст. 131 ) подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии со ст. 15 ч.3 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения об ограничении, обременении вещного права включаются в кадастр после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения).

В соответствии с Приказом Минюста РФ от 18 февраля 2008 г. N 32 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка» сведения о внесенных в ГКН ограничениях (обременениях) вещных прав отражаются в форме В.З кадастрового паспорта земельного участка.

Кадастровый паспорт земельного участка, предназначенный для предоставления сведений государственного кадастра недвижимости, необходимых для государственной регистрации прав и ограничений (обременении) прав, включает в себя разделы В.1 - В.4. Разделы В.З и В.4 которые оформляются только при наличии в государственном кадастре недвижимости соответствующих сведений.

Как усматривается из кадастрового паспорта на земельный участок по ... в г.Ессентуки, в нем отсутствует предусмотренный ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» раздел В.З, графа 4, в которую должны заноситься сведения об имеющихся ограничениях (обременениях) вещных прав на земельный участок. Сведения о включении земельного участка в зоны с особыми условиями использования объекта недвижимости могут быть указаны в строке 16 особые отметки формы В.1 кадастрового паспорта и являются справочными.

Безотносительно к регистрации ограничений прав на землю и того обстоятельства, в какую графу внесены сведения, неправомерно расценивать как наличие ограничений в оборотоспособности земельного участка сведения, обозначенные как «сведения о зонах с особыми условиями использования», поскольку данные понятия не тождественны.

Имеющиеся в кадастровом паспорте на спорный земельный участок сведения о том, что участок полностью входит в зону « Вторая зона округа санитарной охраны г.Ессентуки» (зона ограничений) свидетельствует лишь о наличии особых условий использования территорий.

Ссылка в отказе в государственной регистрации права на земельный участок на положения ст. 95 ЗК РФ необоснованна, поскольку статья 96 ЗК РФ относится к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, каковым является курорт г. Ессентуки. В соответствии с данной статьей «земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Ссылки ответчика на ст. 16 ФЗ № 26 и ФЗ № 33 « Об особо охраняемых природных территориях» от 23 февраля 1995 года являются необоснованными, т.к. перечисленные законы не содержат указаний на невозможность предоставления в собственность земельных участков, расположенных во второй зоне округа санитарной защиты.

Согласно ст. 16 ФЗ « О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах» границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно- оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

Согласно ст.32 ФЗ « Об особо охраняемых природных территориях» в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Данные обстоятельства не свидетельствуют о том, что все эти территории автоматически ограничены в обороте и не могут быть предоставлены в собственность.

Земельный Кодекс РФ подразделяет все земли на категории и предусматривает, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования (ст.7 ЗК РФ). Таким образом, земельный участок может быть отнесен только к одной категории земель.

Согласно ст.83 ЗК РФ земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов и отделенные их границами от земель иных категорий, являются землями населенных пунктов. Таким образом, одним из основных признаков, отличающих земли населенных пунктов от земельных участков из состава иных категорий земель, является включение соответствующих земельных участков в границу населенного пункта. В соответствии с п.10 ст.85 ЗК РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, а земельные участки, включенные в состав таких зон, используются в соответствии с требованиями ст.ст.94-100 ЗК РФ. Таким образом, в случаях, когда особо охраняемые природные территории располагаются в границах населенных пунктов, происходит совмещение правового режима использования таких территорий и правового режима использования земель населенных пунктов. При этом земельные участки, входящие в состав особо охраняемых природных территорий и одновременно в границы населенных пунктов, относятся к землям населенных пунктов, поскольку они отделены от других категорий земель границами населенного пункта.

В силу ст.36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии со ст. 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказом в государственной регистрации права на спорный земельный участок, нарушены права истицы, гарантированные Конституций РФ.

Согласно ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о признании незаконным отказа Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ... и возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ...

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Самадурова В.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, обязании произвести государственную регистрацию права на земельный участок, удовлетворить.


Признать незаконным отказ Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и от ... за ....

Обязать Ессентукский межрайонный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок площадью ... кв.м., расположенный по адресу: г..., за Самадуровым В.В..

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Ессентукский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий- Иванова Е.В.