решение 2-525\11 Дорожкина, Ягодкина к УФГРС по СК о признании отказа незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

« 05 » апреля 2011 года город Ессентуки

Ессентукский городской суд в составе:

председательствующего судьи Емельянова В.А.,

при секретаре Базяцкой Е.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дорожкиной К.Ф., Ягодкиной М.Т. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав, о возложении обязанности произвести государственную регистрацию.

УСТАНОВИЛ:

Дорожкина К.Ф. и Ягодкина М.Т. обратились в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав, о возложении обязанности произвести государственную регистрацию.

В своем заявлении они указали: Дорожкина К.Ф., на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ...; Ягодкина М.Т., на основании свидетельств а о праве на наследство по закону от ..., являются со собственниками жилого дома ... по ул. Партизанская в г. Ессентуки, каждая по 1\2 доли.

В соответствии с Постановлением Главы города Ессентуки от ... ... им, предоставлен в общую долевую собственность за плату земельный участок под индивидуальный жилой дом, площадью ... кв.м., который расположен по адресу: г. Ессентуки, ул. ... кадастровый номер .... Категория земель - земли населенных пунктов.

Указанный земельный участок Дорожкиной К.Ф. предоставлен в собственность бесплатно, а Ягодкиной М.Т. в собственность за плату.

На основании указанного Постановления между Ягодкиной М.Т. и Администрацией города Ессентуки был заключен договор купли продажи недвижимого имущества от ... ..., предметом договора является вышеназванный земельный участок.

В соответствии с ч. 1 ст.131 Гражданского кодекса РФ они обратились в Ессентукский межрайонный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, где у них были приняты все необходимые документы, для регистрации права собственности на земельный участок.

Однако ... Ессентукским межрайонным отделом УФСГР по Ставропольскому краю им было направлено сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. ..., кадастровый номер ..., на основании того, что земельный участок расположен во второй зоне округа санитарной охраны (зона ограничений) и в соответствии с п.п.1 п.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничен в обороте на основании ст. 95 Земельного кодекса РФ и ст. 2 Федерального закона от ... № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Они не согласны с данным отказом и полагают его не законным по следующим основаниям. В силу ст. 36 Конституции РФ каждый гражданин вправе иметь в частной собственности землю.

Согласно ФЗ ... от ... «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» режим санитарной (горно-санитарной) охраны регламентирует особый порядок использования земель в ходе хозяйственной деятельности (запрещается деятельность, ведущая к ухудшению и разрушению курортных факторов). Порядок предоставления в собственность, а также ограничений в предоставлении земельных участков в округах второй и третьей санитарной (горно-санитарной) зоны охраны данным законом не предусмотрен.

Просят признать отказ незаконным, нарушающим их право на частную собственность, гарантированное Конституцией РФ, обязать произвести регистрацию права собственности на земельный участок.

В судебном заседании истцы Дорожкина К.Ф. и Ягодкина М.Т. исковые требования поддержали по основаниям изложенным в заявлении и просили их удовлетворить в полном объеме.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Выскребцова К.В., действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности, исковые требования Дорожкиной К.Ф. и Ягодкиной М.Т., не признала и пояснила, что истцами неверно выбран вид обращения в суд. Считала, что истцам необходимо было подавать заявление в соответствии со ст. 245 ГПК РФ, а не в форме искового производства. В соответствии с пунктом 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» отнесение территорий к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». В пункте 2 статьи 3 данного Закона определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Частью 3 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ от 21.07.1997 «проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав». При отсутствии или ненадлежащем оформлении любого из указанных документов служба не вправе осуществить государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество. Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости, в числе дополнительных сведений об объекте недвижимости, вносятся сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости. Указанное требование закона отражено в кадастровом паспорте земельного участка. При этом отказ в регистрации права на участок служба мотивирует не понятием «ограничение (обременение) вещных прав на объект недвижимости», а понятием «запрет на приобретение объекта недвижимости в собственность». Речь идет только лишь о том, что запрет на передачу в частную собственность земельных участков, находящихся в пределах земель ограниченных в обороте, предусмотрен нормой Земельного кодекса РФ, имеющего прямое действие. Указание в кадастровом паспорте на то, что земельный участок находится в пределах второй зоны округа санитарной охраны, означает, что данный участок находится в составе земель, ограниченных в обороте. В соответствии со статьей 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Согласно статье 25 ЗК РФ, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством. В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или в аренду. Конституционный принцип о праве частной собственности на землю имеет ограничения. Данный пункт Конституции имеет, в частности, ссылку на нормы земельного законодательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность. Согласно статье 94 ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к землям особо охраняемых территорий наравне с иными землями: природоохранного назначения, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, иных земель. Согласно статье 95 ЗК РФ, к землям особо охраняемых природных территорий относятся, в том числе, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В соответствии со статьей 96 ЗК РФ в состав земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. На указанных землях устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) защиты. Согласно преамбуле федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют, в том числе, особое природоохранное, рекреационное и оздоровительное значение. В соответствии со статьей 31 указанного закона к лечебно-оздоровительным местностям и курортам могут быть отнесены территории, пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами, в т.ч. минеральными водами. Согласно пункту 3 статьи 32 данного закона для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. Внешний контур такого округа является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. Итак, если земельный участок находится в пределах округа горно-санитарной охраны, то это означает, что данный участок находится в пределах курорта. Курорт, в свою очередь, находится в пределах особо охраняемой природной территории. Особо охраняемая природная территория находится в пределах особо охраняемой территории. А особо охраняемая территория - ограничена в обороте. Ограниченная в обороте территория в частную собственность не представляется. На основании вышеизложенного просила суд в иске Дорожкиной К.Ф. и Ягодкиной М.Т. отказать в полном объеме.

Представитель комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки по доверенности Щербаков В.В., действующий на основании надлежащим образом оформленной доверенности, в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом, извещен, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Суд приходит к выводу, что требования Дорожкиной К.Ф. и Ягодкиной М.Т. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю подлежат удовлетворению, поскольку отказом в государственной регистрации прав на землю нарушены их права.

С доводами о законности действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю суд согласиться не может по следующим основаниям.

В соответствии с Постановлением Главы города Ессентуки от ... Ягодкиной М.Т. и Дорожкиной К.Ф. предоставлен в общую долевую собственность земельный участок, площадью ... кв.м. под индивидуальный жилой дом по адресу: г. Ессентуки, ул. ..., кадастровый номер .... Категория земель - земли населенных пунктов.

Ягодкиной М.Т. - 1\2 доли в праве на земельный участок в собственность за плату.

Дорожкиной К.Ф. - 1\2 доли в праве на земельный участок в собственность бесплатно.

На основании Постановления между Ягодкиной М.Т. и Администрацией г. Ессентуки заключен договор купли продажи от ... ..., предметом которого является вышеназванный земельный участок.

В соответствии с ч.1 ст.131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.

Согласно п.1 ст. 25.2 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

... Ягодкина М.Т. и Дорожкина К.Ф. обратились в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности. ... истцам было отказано в регистрации их права собственности на земельный участок. Основанием отказа в государственной регистрации прав явилось нахождение спорного земельного участка во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта, что свидетельствует о том, что данный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на отчуждение. При этом в самом сообщении об отказе в государственной регистрации от ... нет ссылки на норму, которой руководствовался регистрирующий орган, а именно нормы ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в котором четко указаны основания для отказа в государственной регистрации прав граждан.

Как следует из отказа и пояснений представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, отказ обусловлен тем, что, по мнению регистрирующего органа, участок, предоставленный Дорожкиной К.Ф. и Ягодкиной М.Т. в общую долевую собственность, администрацией г. Ессентуки, является ограниченным в обороте, а, следовательно, не мог быть предоставлен в собственность.

Суд полагает, что налицо не соответствие оснований для отказа в государственной регистрации прав, предусмотренных законом, фактическим обстоятельствам, и в данном случае регистрирующий орган вышел за пределы своей компетенции. По существу, оспаривается постановления главы города, которым участок предоставлен в общую долевую собственность, а также и договор купли - продажи участка.

В обоснование отказа в государственной регистрации прав, в сообщении регистрирующего органа указано, что в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельный участок, предоставленный Дорожкиной К.Ф. и Ягодкиной М.Т., относится к землям, ограниченным в обороте, а значит - не предоставляется в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Доводы ответчика о том, что участок, предоставленный истцам, является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в собственность, ничем не подтверждены.

В соответствии со ст. 56 ГК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Ограничение прав на землю, в силу положений Земельного Кодекса РФ (ст. 56), Гражданского Кодекса РФ (ст. 131) подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии со ст. 15 ч.3 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения об ограничении, обременении вещного права включаются в кадастр после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения).

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю подтвердило, что в государственном кадастре отсутствуют сведения об ограничении в обороте спорного земельного участка.

В соответствии с Приказом Минюста РФ от 18 февраля 2008 г. N 32 « Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка» сведения о внесенных в ГКН ограничениях (обременениях) вещных прав отражаются в форме В.3 кадастрового паспорта земельного участка.

Кадастровый паспорт земельного участка, предназначенный для предоставления сведений государственного кадастра недвижимости, необходимых для государственной регистрации прав и ограничений (обременении) прав, включает в себя разделы B.1 - B.4. Разделы B.3 и B.4 оформляются только при наличии в государственном кадастре недвижимости соответствующих сведений.

Как следует из кадастрового паспорта на земельный участок по ... в г. Ессентуки, в нем отсутствует предусмотренная ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» раздел В.3, графа 4, в которую и должны заноситься сведения об имеющихся ограничениях (обременениях) вещных прав на земельный участок

Сведения о включении земельного участка в зоны с особыми условиями использования объекта недвижимости могут быть указаны в строке 16 особые отметки формы К.1 кадастрового паспорта и являются справочными.

Безотносительно к регистрации ограничений прав на землю и то обстоятельство, в какую графу внесены сведения. Неправомерно расценивать, как наличие ограничения в оборотоспособности земельного участка Дорожкиной К.Ф. и Ягодкиной М.Т. сведения, обозначенные как «сведения о зонах с особыми условиями использования», поскольку данные понятия не тождественны.

Имеющиеся в кадастровом паспорте на спорный земельный участок сведения о том, что участок полностью входит в зону « Вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки» (зона ограничений) свидетельствует лишь о наличии особых условий использования территорий.

Ссылка в отказе Дорожкиной К.Ф. и Ягодкиной М.Т. на положения ст. 95 ЗК РФ по мнению суда, необоснованна, поскольку в соответствии со ст. 96 ЗК РФ земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Нормы ФЗ ... и ФЗ ... «Об особо охраняемых природных территориях» от ... (в редакции от ... N 379-ФЗ) не содержат указаний о невозможности предоставления в собственность земельных участков, расположенных во второй зоне округа санитарной защиты.

Согласно ст. 16 ФЗ « О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах» границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

Согласно ФЗ « Об особо охраняемых природных территориях» ст. 32 в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Данные обстоятельства не свидетельствуют о том, что все эти территории автоматически ограничены в обороте и не могут быть предоставлены в собственность.

Анализ исследованных в судебном заседании доказательств свидетельствует о доказанности истцами своих требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Дорожкиной К.Ф. и Ягодкиной М.Т. в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ....

Обязать Ессентукский межрайонный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю произвести государственную регистрацию права общей долевой собственности в праве 1\2 доли Дорожкиной К.Ф. на земельный участок, расположенный по ... в г. Ессентуки кадастровый номер ....

Обязать Ессентукский межрайонный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю произвести государственную регистрацию права общей долевой собственности в праве 1\2 доли Ягодкиной М.Т. на земельный участок, расположенный по ... в г. Ессентуки кадастровый номер ....

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме. Решение изготовлено в окончательной форме 11 апреля 2011 года.

Председательствующий, судья: В.А. Емельянов