решение 2-551\11 по иску Бородай Т.И., Плохова В., Чадовой В.И. к УФСГР по СК, ФГУ `Зеиельная кадстровая палата



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

« 07 » апреля 2011 года город Ессентуки

Ессентукский городской суд в составе:

председательствующего судьи Емельянова В.А.,

при секретаре Базяцкой Е.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бородай Т.И., Плохова В.И., Чадовой В.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав, о возложении обязанности произвести государственную регистрацию, об исключении записи из государственного кадастра недвижимости.

УСТАНОВИЛ:

Бородай Т.И., Плохов В.И., Чадова В.И. обратились в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав, о возложении обязанности произвести государственную регистрацию, об исключении записи из государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с Постановлением Главы города Ессентуки от ... им, предоставлен в собственность за плату в равных долях земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, площадью ... кв.м., который расположен по адресу: г. Ессентуки, пер. ... кадастровый номер .... Категория земель - земли населенных пунктов.

На основании указанного Постановления между ними и Администрацией города Ессентуки был заключен договор купли продажи недвижимого имущества от ... ..., предметом договора является вышеназванный земельный участок.

В соответствии с ч. 1 ст.131 Гражданского кодекса РФ ... они обратились в Ессентукский межрайонный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, где у нее были приняты все необходимые документы, для регистрации права собственности на земельный участок.

Однако ... Ессентукским межрайонным отделом УФСГР по Ставропольскому краю им было направлено сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Ессентуки, пер. ... кадастровый номер ..., на основании того, что земельный участок расположен во второй зоне округа санитарной охраны (зона ограничений) и в соответствии с п.п.1 п.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничен в обороте на основании ст. 95 Земельного кодекса РФ и ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Они не согласны с данным отказом и полагают его не законным по следующим основаниям. В силу ст. 36 Конституции РФ каждый гражданин вправе иметь в частной собственности землю.

Согласно ФЗ №26 от 23.02.1995г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» режим санитарной (горно-санитарной) охраны регламентирует особый порядок использования земель в ходе хозяйственной деятельности (запрещается деятельность, ведущая к ухудшению и разрушению курортных факторов). Порядок предоставления в собственность, а также ограничений в предоставлении земельных участков в округах второй и третьей санитарной (горно-санитарной) зоны охраны данным законом не предусмотрен.

Кроме того, они полагают незаконными действия ФГУ «Земельная кадастровая палата» по СК, в результате которых в государственный кадастр недвижимости внесены сведения в отношении предоставленного им земельного участка. В этих сведениях указано, что земельный участок площадью ... кв.м., который расположен по адресу г. Ессентуки, пер. ..., кадастровый номер ... входит в зону с особым режимом использования как особо охраняемая территория.

Данные действия ФГУ «Земельная кадастровая палата» по СК она считает незаконными, так как в соответствии с ч.6 ст.56 Земельного кодекса РФ «Ограничения прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним» и только после этого согласно ч.3 ст.15 закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости, сведения могут быть включены в кадастровый паспорт земельного участка. Сведения о регистрации ограничения прав на земельный участок, отсутствуют.

Просят признать отказ незаконным, нарушающим их право на частную собственность, гарантированное Конституцией РФ, обязать произвести регистрацию права собственности на земельный участок. Обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о том, что земельный участок площадью ... кв.м., расположенный по адресу г. Ессентуки, пер. ..., кадастровый номер ... входит в зону «Вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений)».

В судебном заседании истцы Бородай Т.И., Плохов В.И., Чадова В.И. исковые требования поддержали по основаниям изложенным в заявлении и просили их удовлетворить в полном объеме.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Выскребцова К.В., действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности, исковые требования Бородай Т.И., Плохова В.И., Чадовой В.И, не признала и пояснила, что истцами неверно выбран вид обращения в суд. Считала, что истцам необходимо было подавать заявление в соответствии со ст. 245 ГПК РФ, а не в форме искового производства. В соответствии с пунктом 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» отнесение территорий к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». В пункте 2 статьи 3 данного Закона определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Частью 3 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ от 21.07.1997 «проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав». При отсутствии или ненадлежащем оформлении любого из указанных документов служба не вправе осуществить государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество. Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости, в числе дополнительных сведений об объекте недвижимости, вносятся сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости. Указанное требование закона отражено в кадастровом паспорте земельного участка. При этом отказ в регистрации права на участок служба мотивирует не понятием «ограничение (обременение) вещных прав на объект недвижимости», а понятием «запрет на приобретение объекта недвижимости в собственность». Речь идет только лишь о том, что запрет на передачу в частную собственность земельных участков, находящихся в пределах земель ограниченных в обороте, предусмотрен нормой Земельного кодекса РФ, имеющего прямое действие. Указание в кадастровом паспорте на то, что земельный участок находится в пределах второй зоны округа санитарной охраны, означает, что данный участок находится в составе земель, ограниченных в обороте. В соответствии со статьей 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Согласно статье 25 ЗК РФ, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством. В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или в аренду. Конституционный принцип о праве частной собственности на землю имеет ограничения. Данный пункт Конституции имеет, в частности, ссылку на нормы земельного законодательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность. Согласно статье 94 ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к землям особо охраняемых территорий наравне с иными землями: природоохранного назначения, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, иных земель. Согласно статье 95 ЗК РФ, к землям особо охраняемых природных территорий относятся, в том числе, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В соответствии со статьей 96 ЗК РФ в состав земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. На указанных землях устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) защиты. Согласно преамбуле федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют, в том числе, особое природоохранное, рекреационное и оздоровительное значение. В соответствии со статьей 31 указанного закона к лечебно-оздоровительным местностям и курортам могут быть отнесены территории, пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами, в т.ч. минеральными водами. Согласно пункту 3 статьи 32 данного закона для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. Внешний контур такого округа является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. Итак, если земельный участок находится в пределах округа горно-санитарной охраны, то это означает, что данный участок находится в пределах курорта. Курорт, в свою очередь, находится в пределах особо охраняемой природной территории. Особо охраняемая природная территория находится в пределах особо охраняемой территории. А особо охраняемая территория - ограничена в обороте. Ограниченная в обороте территория в частную собственность не представляется. На основании вышеизложенного просила суд в иске Бородай Т.И., Плохову В.И., Чадовой В.И отказать в полном объеме.

Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю - Гаджарова Т.Р., действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности, исковые требования Бородай Т.И., Плохова В.И., Чадовой В.И не признала и пояснила следующее. Земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: г. Ессентуки, пер. ... полностью входит в зону: «Вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений)», 26.30.2.2, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Промышленного районного суда г. Ставрополя суда от 06.05.2010 № 2533/10. В соответствии с вышеуказанным решением, суд обязал ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю осуществить кадастровый учет зон горно-санитарной охраны городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск Ставропольского края в границах установленных Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 № 300. ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю исполнено действующее законодательство. Утверждения истца о том, что действия ФГУ «ЗКП» по Ставропольскою краю являются незаконными, поскольку в соответствии ЗК РФ «Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации, считает несостоятельными, так как вышеуказанные нормы закона не относятся к внесению сведений о зонах с особыми условиями использования территорий. В строке 16 «Особые отметки» кадастрового паспорта земельного участка от 21.07.2010г. № ... указаны сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, а не сведения об ограничении прав на землю. Кроме того, истец в исковом заявлении, приводя нормы закона об ограничении прав, одновременно опровергает свои доводы, подтверждая, что сведения о регистрации ограничения прав на земельный участок, в указанном кадастровом паспорте отсутствуют. Если бы эти сведения относились к ограничениям, обременениям вещных прав, они бы были зарегистрированы и отражались в разделе В.3 кадастрового паспорта участка. Просит суд в удовлетворении иска Бородай Т.И., Плохова В.И. и Чадовой В.И. отказать в полном объеме.

Представитель комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки по доверенности Щербаков В.В. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом, извещен, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Суд приходит к выводу, что требования Бородай Т.И., Плохова В.И., Чадовой В.И к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю подлежат удовлетворению, поскольку отказом в государственной регистрации прав на землю нарушены права Бородай Т.И., Плохова В.И., Чадовой В.И, и об отказе в иске к ФГУ «Земельная кадастровая палата», поскольку действия данного ответчика прав и законных интересов Бородай Т.И., Плохова В.И., Чадовой В.И не нарушают.

С доводами о законности действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю суд согласиться не может по следующим основаниям.

В соответствии с Постановлением Главы города Ессентуки от ... ... Бородай Т.И., Плохову В.И., Чадовой В.И предоставлен в собственность за плату в равных долях земельный участок, площадью 1018,0 кв.м. под индивидуальный жилой дом по адресу: г. Ессентуки, пер. ... кадастровый номер .... Категория земель - земли населенных пунктов.

На основании Постановления между Бородай Т.И., Плоховым В.И., Чадовой В.И и Администрацией г. Ессентуки заключен договор купли продажи от ... ..., предметом которого является вышеназванный земельный участок.

В соответствии с ч.1 ст.131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.

Согласно п.1 ст. 25.2 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

27 декабря 2010 года Бородай Т.И., Плохов В.И., Чадова В.И обратились в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности. ... им было отказано в регистрации их права собственности на земельный участок. Основанием отказа в государственной регистрации прав явилось нахождение спорного земельного участка во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта, что свидетельствует о том, что данный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на отчуждение. При этом в самом сообщении об отказе в государственной регистрации от ... нет ссылки на норму, которой руководствовался регистрирующий орган, а именно нормы ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в котором четко указаны основания для отказа в государственной регистрации прав граждан.

Как следует из отказа и пояснений представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, отказ обусловлен тем, что, по мнению регистрирующего органа, участок, предоставленный Бородай Т.И., Плохову В.И., Чадовой В.И в собственность, администрацией г. Ессентуки, является ограниченным в обороте, а следовательно, не мог быть предоставлен в собственность.

Суд полагает, что налицо не соответствие оснований для отказа в государственной регистрации прав, предусмотренных законом, фактическим обстоятельствам. И в данном случае регистрирующий орган вышел за пределы своей компетенции. По существу, оспаривается постановления главы города, которым участок предоставлен в собственность и договор купли - продажи участка.

В обоснование отказа в государственной регистрации прав, в сообщении регистрирующего органа указано, что в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельный участок, предоставленный Бородай Т.И., Плохову В.И., Чадовой В.И., относится к землям, ограниченным в обороте, а значит - не предоставляется в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Доводы ответчика о том, что участок, предоставленный Бородай Т.И., Плохову В.И., Чадовой В.И., является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в собственность, ничем не подтверждены.

В соответствии со ст. 56 ГК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Ограничение прав на землю, в силу положений Земельного Кодекса РФ (ст. 56), Гражданского Кодекса РФ (ст. 131) подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии со ст. 15 ч.3 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения об ограничении, обременении вещного права включаются в кадастр после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения).

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю подтвердило, что в государственном кадастре отсутствуют сведения об ограничении в обороте спорного земельного участка.

То обстоятельство, что сведения об ограничении оборотоспособности земельного участка отсутствуют и в кадастровом паспорте на земельный участок истцов, подтвердил представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата».

В соответствии с Приказом Минюста РФ от 18 февраля 2008 г. N 32 « Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка» сведения о внесенных в ГКН ограничениях (обременениях) вещных прав отражаются в форме В.3 кадастрового паспорта земельного участка.

Кадастровый паспорт земельного участка, предназначенный для предоставления сведений государственного кадастра недвижимости, необходимых для государственной регистрации прав и ограничений (обременении) прав, включает в себя разделы B.1 - B.4. Разделы B.3 и B.4 оформляются только при наличии в государственном кадастре недвижимости соответствующих сведений.

Как следует из кадастрового паспорта на земельный участок, расположенный по адресу: г. Ессентуки, пер. Заводской 2, в нем отсутствует предусмотренная ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» раздел В.3, графа 4, в которую и должны заноситься сведения об имеющихся ограничениях (обременениях) вещных прав на земельный участок

Сведения о включении земельного участка в зоны с особыми условиями использования объекта недвижимости могут быть указаны в строке 16 особые отметки формы К.1 кадастрового паспорта и являются справочными.

Безотносительно к регистрации ограничений прав на землю и того обстоятельства, в какую графу внесены сведения, неправомерно расценивать как наличие ограничении в оборотоспособности земельного участка Бородай Т.И., Плохова В.И., Чадовой В.И. сведения, обозначенные как «сведения о зонах с особыми условиями использования», поскольку данные понятия не тождественны.

Имеющиеся в кадастровом паспорте на спорный земельный участок сведения о том, что участок полностью входит в зону « Вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки» (зона ограничений) свидетельствует лишь о наличии особых условий использования территорий.

Ссылка в отказе Бородай Т.И., Плохову В.И., Чадовой В.И. на положения ст. 95 ЗК РФ по мнению суда, необоснованна, поскольку в соответствии со ст. 96 ЗК РФ земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Нормы ФЗ № 26 и ФЗ № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» от 23 февраля 1995 года (в редакции от 27.12.2009 N 379-ФЗ) не содержат указаний о невозможности предоставления в собственность земельных участков, расположенных во второй зоне округа санитарной защиты.

Согласно ст. 16 ФЗ « О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах» границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

Согласно ФЗ « Об особо охраняемых природных территориях» ст. 32 в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Данные обстоятельства не свидетельствуют о том, что все эти территории автоматически ограничены в обороте и не могут быть предоставлены в собственность.

Суд полагает исковые требования истцов к ФГУ « Земельная кадастровая палата» не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Требования могут быть удовлетворены только в том случае, если действия учреждения незаконные и причиняют вред интересам гражданина, препятствуют осуществлению каких- либо прав.

Права Бородай Т.И., Плохова В.И. и Чадовой В.И. на регистрацию права собственности данная запись не ущемляет, поскольку носит справочный характер и по своей сути не является ограничением вещных прав на землю.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Бородай Т.И., Плохову В.И., Чадовой В.И. в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ....

Обязать Ессентукский межрайонный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю произвести государственную регистрацию права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по пер. ... г. Ессентуки, кадастровый номер ... за Бородай Т.И., Плоховым В.И., Чадовой В.И..

В удовлетворении исковых требований Бородай Т.И., Плохова В.И., Чадовой В.И. к ФГУ « Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю об исключении записи из государственного кадастра недвижимости - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2011 года

Председательствующий, судья: В.А. Емельянов