Решение по делу № 2-490/2011 по иску Халявкиной к УФСГРКиК и ФГУ `ЗКП`



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

« 19 » апреля 2011 года город Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края

в составе: председательствующего судьи Украинчик А.В.

при секретаре Емяшевой Е.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Халявкиной Т.Ф. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю о признании отказа в государственной регистрации прав незаконным, об исключении записи из государственного кадастра недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Халявкина Т.Ф. обратилась в суд с иском о признании незаконным отказа Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю(Управления Росреестра) в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ..., возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок, расположенный по ... кадастровый номер ..., возложении обязанности на ФГУ «Земельная кадастровая палата» по ... исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о том, что земельный участок площадью 718, 0 кв.м, расположенный по ... кадастровый номер ... входит в зону «Вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений)».

В судебном заседании истица Халявкина Т.Ф. исковые требования поддержала, пояснила следующее.

В соответствии с Постановлением Главы города Ессентуки от ... ... ей предоставлен в собственность за плату земельный участок под эксплуатацию жилого дома и хозяйственных построек, площадью 718,0 кв.м, который расположен по адресу г. ... кадастровый номер .... Категория земель - земли населенных пунктов.

На основании указанного Постановления Главы города Ессентуки между ней и Администрацией г. Ессентуки, в лице заместителя главы администрации- председателя комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки Писаренко Л.А., был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества от ... ..., предметом договора является вышеуказанный земельный участок.

В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

... она обратилась в Ессентукский межрайонный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю для государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок.

Однако ... ей было направлено сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности на вышеупомянутый земельный участок, по тем основаниям, что данный земельный участок расположен во второй зоне округа санитарной охраны (зона ограничений) и в соответствии с п.п.1 п.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничен в обороте на основании ст. 95 Земельного кодекса РФ и ст. 2 Федерального закона от ... № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» земли, отнесенные к землям ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Она обратилась в комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки, где ей разъяснили, что действия Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю противоречат действующему законодательству РФ и ст. 36 Конституции РФ, провозглашающим право каждого гражданина иметь в частную собственность землю и не запрещает иметь в собственности участки, расположенные во второй зоне округа санитарной охраны.

Отказ в регистрации права собственности она считает нарушающим ее право на частную собственность, гарантированное Конституцией РФ, так как на сегодняшний день земельное законодательство в части предоставления земельных участков в собственность не изменилось.

Действия Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по отказу в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество неразрывно связаны с действиями ФГУ «Земельная кадастровая палата» по СК в результате которых в государственный кадастр недвижимости внесены сведения в отношении предоставленного ей земельного участка, где указано, что земельный участок площадью 718,0 кв.м., который расположен по адресу г. ... кадастровый номер ..., весь входит в зону с особым режимом использования как особо охраняемая территория. Указанные сведения были внесены в ГКН ФГУ «Земельная кадастровая палата» по СК.

Данные действия ФГУ «Земельная кадастровая палата» по СК считает незаконными, так как в соответствии с ч.6 ст.56 Земельного кодекса РФ «Ограничения прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом» «О государственной регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним» и только после этого согласно ч.3 ст. 15 закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - «В срок не более чем три рабочих дня со дня государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на объект недвижимости орган кадастрового учета вносит в государственный кадастр недвижимости предусмотренные пунктами 8 и 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона соответствующие сведения». Сведения о государственной регистрации указанного ограничения прав на земельный участок в кадастровом паспорте отсутствуют.

Просит признать незаконным отказ Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ... рег.№..., обязать Ессентукский межрайонный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, произвести государственную регистрацию права собственности на земельный расположенный по адресу г. ... кадастровый номер ...29, обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о том, что земельный участок площадью 718,0 кв.м., расположенный по адресу ... кадастровый номер ... входит в зону «Вторая зона санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений)».

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по доверенности Выскребцова К.В. исковые требования Халявкиной Т.Ф. не признала по следующим основаниям.

В соответствии с п. 4 ст. 31 ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» отнесение территорий к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». В п. 2 ст. 3 данного Закона определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Частью 3 п. 1 ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ от 21.07.1997 г. «проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав».

При отсутствии или ненадлежащем оформлении любого из указанных документов служба не вправе осуществить государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество.

Согласно пп. 9 п. 2 ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости, в числе дополнительных сведений об объекте недвижимости, вносятся сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости. Указанное требование закона отражено в кадастровом паспорте земельного участка. При этом отказ в регистрации права на участок служба мотивирует не понятием «ограничение (обременение) вещных прав на объект недвижимости», а понятием «запрет на приобретение объекта недвижимости в собственность».

Речь идет только лишь о том, что запрет на передачу в частную собственность земельных участков, находящихся в пределах земель ограниченных в обороте, предусмотрен нормой Земельного кодекса РФ, имеющего прямое действие.

Указание в графе 16 кадастрового паспорта на то, что земельный участок находится в пределах второй зоны округа санитарной охраны, означает, что данный участок находится в составе земель, ограниченных в обороте.

В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность.

Согласно ст. 94 ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к землям особо охраняемых территорий наравне с иными землями: природоохранного назначения, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, иных земель.

Согласно ст. 95 ЗК РФ, к землям особо охраняемых природных территорий относятся, в том числе, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

В соответствии со ст. 96 ЗК РФ в состав земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. На указанных землях устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) защиты.

Согласно преамбуле ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют, в том числе, особое природоохранное, рекреационное и оздоровительное значение.

В соответствии со статьей 31 указанного закона к лечебно-оздоровительным местностям и курортам могут быть отнесены территории, пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами, в т.ч. минеральными водами. Согласно п. 3 ст. 32 данного закона для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. Внешний контур такого округа является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.

Спорный земельный участок находится в пределах округа горно-санитарной охраны, это означает, что данный участок находится в пределах курорта. Курорт, в свою очередь, находится в пределах особо охраняемой природной территории. А особо охраняемая территории - ограничена в обороте. Ограниченная в обороте территория в частную собственности не предоставляется.

Глава города Ессентуки не имел права предоставлять истице земельный участок площадью 718,0 кв.м., расположенный по адресу г. ... в собственность. Принятое администрацией города ... постановление ... является незаконным, поэтому в регистрации права было отказано законно, поскольку документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Просит отказать в удовлетворении исковых требований Халявкмной Т.Ф.

Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по доверенности Гаджарова Т.Р. в судебное заседание не явилась, направила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, указала, что исковые требования не признает, поддерживает ранее данные пояснения, где она поясняла следующее.

Земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... полностью входит в Зону «Вторая зона округа санитарной охраны ... (зона ограничений)», 26.30.2.2, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения суда от ... .... В последующем, данное решение было отменено, дело направлено на новое рассмотрение, однако, новое решение не вынесено.

Считает, что в соответствии с нормами действующего законодательства, до вынесения нового решения по делу и истечения сроков на апелляционное или кассационное обжалование по данному решению, ФГУ «ЗКП» но Ставропольскому краю не должно принимать каких-либо действий относительно зон санитарной охраны городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск Ставропольского края. Кроме того, основанием для внесения данных сведений послужили Постановления Правительства РФ от 07.12.96 года № 1425 « Об утверждении положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно- оздоровительных местностей и курортов федерального значения» и Постановление Совмина РСФСР от 09.07.85 года № 300.

Полагает утверждения истца о том, что действия ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю являются незаконными, поскольку в соответствии с частью 6 статьи 56 Земельного кодекса РФ «Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и только после этого согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» - «В срок не более чем три рабочих дня со дня государственной регистрации права, ограничения (обременения) права па объект недвижимости орган кадастрового учета вноси т в государственный кадастр недвижимости предусмотренные пунктами 8 и 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона соответствующие сведения», несостоятельными, поскольку указанные нормы закона не относятся к внесению сведений о зонах с особыми условиями использования территорий.

В строке 16 «Особые отметки» кадастрового паспорта земельного участка от ... ... указаны сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, информационного характера, а не сведения об ограничении прав на землю.

Сам истец, приводя в исковом заявлении нормы закона об ограничении прав, одновременно опровергает свои доводы, подтверждая, что сведения о регистрации ограничения прав на земельный участок, в кадастровом паспорте отсутствуют. Если бы эти сведения относились к ограничениям, обременением вещных прав, они были бы зарегистрированы и отражались в разделе В. 3 кадастрового паспорта участка.

Также считает, что только при отмене постановления Правительства РФ от 07.12.1996 № 1425 «Об утверждении положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» и постановления Совета Министров РСФСР от 09.07.1985г. № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае», возможно исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о том, что земельный участок, расположенный по адресу: ..., кадастровый номер ... входит в зону «Вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений).

Считает, что действия ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о том, что земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... полностью входит в Зону: «Вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений)», 26.30.2.2, не нарушают прав и законных интересов истца.

Просит в удовлетворении заявленных требований истца отказать в полном объеме.

Учитывая просьбу представителя ФГУ «ЗКП», мнение лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки по доверенности Щербаков В.В. полагал, что исковые требования Халявкиной подлежат удовлетворению по полном объеме, по следующим основаниям.

Ограниченный режим использования земель не является ограничением земель в обороте или изъятием из оборота по смыслу, передаваемому этим понятием ст. 27 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ). Согласно п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, земли особо охраняемых природных территорий являются самостоятельной категорией земель. Согласно представленному истцом кадастровому паспорту земельный участок, предоставленный ей в собственность, относиться к категории земель населенных пунктов.

Ст.1 п. 8 ЗК РФ указывает, что земельное законодательство основывается на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требований законодательства. Также в соответствии с п.2 ЗК РФ правовой режим земель указанных в п.1 этой статьи, среди которых земли населенных пунктов и земли особо охраняемых территорий, определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Природоохранное законодательство, на которое ссылаются органы регистрации при мотивации своего отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный во второй санитарной зоне охраны, не содержит запрета на предоставление таких земельных участков в собственность, а только лишь регламентирует порядок их использования и осуществления на них хозяйственной деятельности.

Статьей 85 ЗК РФ в п.10 установлено, что в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными ст.ст. 94-100 ЗК РФ, в которых также не содержится запрет на предоставление земельных участков в собственность.

Считает, что сведения в графе 16 кадастрового паспорта на земельный участок, расположенный в ..., где указано, что данный земельный участок полностью входит в зону «Втора зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений)» внесены в ГКН с нарушением норм действующего законодательства РФ, поскольку не зарегистрированы в порядке, установленным Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Ссылки ФГУ «Земельная кадастровая палата» на то, что данные сведения не подлежат государственной регистрации при их внесении в ГКН поскольку прописаны в строке 16 формы КВ.1, а не строке 4 формы КВ.3 и по своей сути не являются ограничением (обременением) вещных прав, а носят лишь информационно - справочный характер, полагает необоснованными и противоречащими ст. 1 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним».

Согласно части 3 статьи 15 Закона о кадастре сведения об ограничении (обременении) вещного права на соответствующий объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение (обременение), включаются в кадастр после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения).

Считает, что внесение сведений в кадастр (в запись о земельном участке в реестре объектов недвижимости) о том, что в отношении земельного участка, который полностью входит в границы соответствующей зоны, установлено ограничение (обременение) права в связи с установлением зоны, возможно после государственной регистрации такого ограничения (обременения) права». Таким образом, сведения внесенные в ГКН относительно земельного участка расположенного ... касающиеся ограничения (обременения), подлежат государственной регистрации независимо от того в какой графе они прописаны.

Постановлений Федеральных органов власти и органов власти субъекта РФ об изъятии из оборота или хозяйственного использования земельных участков на территории г. Ессентуки не издавалось.Спорный земельный участок в первую охранную зону не входит, в связи с чем может быть передан в собственность.

Просит исковые требования Халявкиной удовлетворить в полном объеме.

Выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Суд приходит к выводу, что исковые требования Халявкиной Т.Ф. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, подлежат удовлетворению, поскольку отказом в государственной регистрации прав на землю нарушено ее вещное право на земельный участок.

С доводами представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК о законности их действий суд согласиться не может по следующим основаниям.

Халявкина Т.Ф. на основании договора приватизации от ... является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке площадью 718 кв.м по ....

Постановлением администрации г. Ессентуки ... от ... Халявкиной Т.Ф. спорный земельный участок был предоставлен в собственность за плату. На основании данного постановления администрацией г. Ессентуки с ней (Халявкиной) заключен договор купли-продажи земли ... от ....

В соответствии с ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Согласно ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Халявкина Т.Ф. обратилась в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок. ... в регистрации ее права собственности на земельный участок Управлением Росреестра было отказано. Основанием отказа в государственной регистрации права явилось то обстоятельство, что документы, представленные на государственную регистрацию прав по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», по делам данной категории обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Представитель Управления Росреестра не представил доводов, подтверждающих, что какой-либо из представленных истицей на регистрацию документов по форме или содержанию не соответствует требованиям закона.

Как следует из отказа и пояснений представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, отказ обусловлен тем, что, по мнению регистрирующего органа, участок, предоставленный Халявкиной Т.Ф. в собственность администрацией г. Ессентуки, является ограниченным в обороте, а, следовательно, не мог быть предоставлен в собственность.

Суд полагает, что налицо не соответствие оснований для отказа в государственной регистрации прав, предусмотренных законом, фактическим обстоятельствам.

И в данном случае регистрирующий орган вышел за пределы своей компетенции.

По существу Управлением Росреестра оспаривается право заявительницы иметь в собственности земельный участок. Суд не может согласиться с представителем Управления Росреестра в том, что глава города не имел право предоставлять земельный участок по ... в собственность и принятое постановление ... от ... является незаконным, поскольку доказательств этому не представлено и соответствующих требований в суде не заявлено.

В обоснование отказа в государственной регистрации прав, в решении регистрирующего органа указано, что в силу п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельный участок, предоставленный Халявкиной относится к землям, ограниченным в обороте, а значит - не предоставляется в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии со ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Ограничение прав на землю, в силу положений Земельного Кодекса РФ (ст. 56), Гражданского Кодекса РФ (ст. 131) подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии со ст. 15 ч.3 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения об ограничении, обременении вещного права включаются в кадастр после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения).

Представитель ФГУ «ЗКП» по СК подтвердила, что в государственном кадастре отсутствуют сведения об ограничении в обороте спорного земельного участка.

Не оспаривает отсутствие сведений об ограничении оборотоспособности земельного участка в кадастровом паспорте на земельный участок Халявкиной Т.Ф. и представитель Управления Росреестра.

В соответствии с Приказом Минюста РФ от 18 февраля 2008 г. №32 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка» сведения о внесенных в ГКН ограничениях (обременениях) вещных прав отражаются в форме В.3 кадастрового паспорта земельного участка.

Кадастровый паспорт земельного участка, предназначенный для предоставления сведений государственного кадастра недвижимости, необходимых для государственной регистрации прав и ограничений (обременении) прав, включает в себя разделы B.1 - B.4. Разделы B.3 и B.4 оформляются только при наличии в государственном кадастре недвижимости соответствующих сведений.

Как следует из кадастрового паспорта на земельный участок по ..., в нем отсутствует предусмотренная ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» раздел В.3, графа 4, в которую и должны заноситься сведения об имеющихся ограничениях (обременениях) вещных прав на земельный участок.

Безотносительно к регистрации ограничений прав на землю и того обстоятельства, в какую графу внесены сведения, неправомерно расценивать как наличие ограничении в оборотоспособности земельного участка Халявкиной сведения, обозначенные как «сведения о зонах с особыми условиями использования», поскольку данные понятия не тождественны.

Имеющиеся в кадастровом паспорте на спорный земельный участок сведения о том, что участок полностью входит в зону «Вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки» (зона ограничений) свидетельствует лишь о наличии особых условий использования территорий.

Ссылка в отказе Халявкиной на положения ст. 95 ЗК РФ, по мнению суда, необоснованна, поскольку ст. 96 ЗК РФ относится к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, каковым является курорт г. Ессентуки. В соответствии с данной статьей «земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов).

Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях».

Ссылки ответчика на ст. 16 ФЗ № 26 и ФЗ № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» от 23.02.1995 г. (в редакции от 27.12.2009 г. №379-ФЗ) суд полагает необоснованными, поскольку выше перечисленные законы не содержат указаний о невозможности предоставления в собственность земельных участков, расположенных во второй зоне округа санитарной защиты.

Согласно ст. 16 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах» границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

Согласно ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 32) в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Данные обстоятельства не свидетельствуют о том, что все эти территории автоматически ограничены в обороте и не могут быть предоставлены в собственность.

Более того, согласно ч. 4 ст. 28 ЗК РФ, если федеральным законом разрешено предоставлять земельный участок в собственность, то не допускается отказывать в предоставлении в собственность земельного участка, даже если он ограничен в обороте.

В соответствии с данными положениями федерального закона истица имеет право приобрести право собственности на земельный участок по ..., она приобрела его на основании постановления администрации ... от ... и это право не может быть ограничено отказом в его регистрации.

Исковые требования Халявкиной Т.Ф. к ФГУ «Земельная кадастровая палата» также подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Требования могут быть удовлетворены только в том случае, если действия учреждения незаконные и причиняют вред интересам гражданина, препятствуют осуществлению каких-либо прав.

Действующим законодательством предусмотрена обязанность внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об ограничении (обременении) вещных прав, а также территорий с особым использованием только после их государственной регистрации.

В силу Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В силу части 3 статьи 15 Закона о кадастре «в срок не более чем три рабочих дня со дня государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на объект недвижимости орган кадастрового учета вносит в государственный кадастр недвижимости предусмотренные пунктами 8 и 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона соответствующие сведения.».

Данные, внесенные в государственный кадастр недвижимости, соответственно внесенные в графу 16 спорного кадастрового паспорта, внесены с нарушением действующего законодательства, т.е. без соответствующей регистрации ограничений в использовании земельного участка, что повлекло отсутствие сведений о характере таких ограничений (какие виды использования запрещены, в чью пользу установлено ограничение и т.п.).

Данное обстоятельство подтверждается положениями ст.ст. 131 ГК РФ, 56 ЗК РФ, в силу которых могут устанавливаться и подлежат регистрации, в том числе следующие ограничения прав на землю:

1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Аналогичные разъяснения даны и в письме Минэкономразвития от 17 декабря 2009 г. N 22066-ИМ/Д23 «О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий» о том, что все ограничения (обременения) прав на землю и особые условия использования территорий могут быть внесены в ГКН только после регистрации в соответствии с требованиями закона.

Кроме того, явившееся основанием для осуществления кадастрового учета решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от ... отменено судебной коллегией по гражданским делам Ставропольского краевого суда. В связи с чем, ссылки ответчика на исполнение данного решения необоснованны.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-257 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Халявкиной Т.Ф. в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ....

Обязать Ессентукский межрайонный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю произвести государственную регистрацию права собственности Халявкиной Т.Ф. на земельный участок, расположенный ... кадастровый ....

Обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о том, что земельный участок площадью 718,0 кв.м, расположенный по ... кадастровый номер ... входит в зону «Вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки( зона ограничений)».

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение 10 дней.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ А.В. УКРАИНЧИК