ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «10» сентября 2012 года г.Ессентуки Ессентукский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В., при секретаре Бочаровой О.Б., с участием: помощника прокурора г. Ессентуки Джанбекова Г.Д., представителя ответчика Дусева В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ессентуки в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Ессентуки, Чеботареву П.А. о признании разрешения на строительство незаконным, установил: прокурор г.Ессентуки обратился в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в суд с иском к администрации города Ессентуки, Чеботареву П.А. о признании разрешения на строительство незаконным. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что администрацией г.Ессентуки Чеботареву П.А. выдано разрешение на строительство торгово-развлекательного центра по ..., ... Истец считает, что разрешение выдано в нарушение градостроительного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях. ... прокурором был принесен протест, который ... отклонен. Прокурор полагает, что разрешение на строительство подлежит признанию незаконным по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собою документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом. Согласно ч.7 ст.51 градостроительного кодекса РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство застройщик обязан представить правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации; положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации. Указанное свидетельствует, что разрешение на строительство может быть выдано только при соблюдении заинтересованными лицами действующего законодательства. Кроме того, согласно информации филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, по сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок расположен в границах второй зоны горно - санитарной охраны города - курорта Ессентуки. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 94, ч. 1 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации, п. «ж» ч. 1 ст. 2 Федерального закона ... - ФЗ от ... «Об особо охраняемых природных территориях» к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно - оздоровительных местностей и курортов. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов (ч. 3 ст. 94 ЗК РФ). Земли особо охраняемых природных территорий используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных Земельным кодексом РФ, федеральными законами (ч. 6 ст. 94 ЗК РФ). В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий (ч. 4 ст. 95 ЗК РФ). Согласно ч. 1 ст. 96 ЗК РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 96 ЗК РФ). Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях (ч. Зет. 96 ЗКРФ). В соответствии со ст. 16 Федерального закона ... - ФЗ от 23.02,1995 «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах», курорты и их земли являются особо охраняемыми природными территориями. На курортах федерального значения Правительством Российской Федерации устанавливаются границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, в которых может быть выделено до трех зон. Постановлением Правительства Российской Федерации ... от ... «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах», город Ессентуки признан курортом федерального значения. Согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации № 14 от 17.01.2006 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах», границы зон и режим округа горно - санитарной охраны курорта Ессентуки определены Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае». В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от ... ... «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов. П.п. 7.1 ст. 11 Федерального закона от ... ... - ФЗ «Об экологической экспертизе» определяет, что объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, к которым относится территория города Ессентуки. В связи с этим, проектная документация объектов строительство, реконструкцию и капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях курорта федерального значения Ессентуки, подлежит государственной экологической экспертизе. Требования закона при выдаче разрешение на строительство ... от ... не соблюдены. Экологическая экспертиза не проводилась. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - граждан, проживающих на территории города - курорта федерального значения Ессентуки, а также иных граждан Российской Федерации. Свое требование прокурор мотивирует тем, что строительство объекта осуществляется, в границах второй зоны горно-санитарной охраны курорта федерального значения Ессентуки, без положительного заключения государственной экологической экспертизы, то есть с нарушением особого режима использования земельных участков, относящихся к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, с нарушением градостроительных норм и требований, ухудшает экологическое состояние окружающей среды города - курорта федерального значения Ессентуки, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности. Согласно ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Прокурор г.Ессентуки просит суд признать разрешение на строительство ... от ... торгово-развлекательного центра по ... незаконным. В судебное заседание ответчик Чеботарев П.А. не явился, представив суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Помощник прокурора Джанбеков Г.Д., представитель ответчика - администрации г.Ессентуки Дусев В.С. не возражали против рассмотрения дела в отсутствие не явившегося ответчика. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в судебном заседании, в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика Чеботарева П.А. В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования, по основаниям, изложенным в иске, поддержал, просил суд иск удовлетворить. Представитель администрации г.Ессентуки Дусев В.С. иск не признал и пояснил, что в соответствии со статьями 11 и 12 ФЗ № 174-ФЗ от ... «Об экологической экспертизе» проведение государственной экологической экспертизы проектной документации предусмотрено в отношении объектов, строительство или реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения. Согласно части 6 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экологическая экспертиза, государственная экологическая экспертиза проектной документации проводится в отношении объектов строительство или реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий. В соответствии со ст. 7 ЗК РФ все земли РФ подразделены на категории. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида использования, в связи с чем, любой земельный участок может быть отнесен только к одной категории земель. Кроме того, статьей 7 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых территорий и объектов отнесены к самостоятельной категории земель. К категории «земли поселений» законодатель, согласно пункту 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ относит земли, предназначенные и используемые для застройки и развития населенных пунктов. Кроме того, пунктом 2 статьи 82 Земельного кодекса РФ основным признаком земель населенных пунктов является отделение их от земель других категорий границами населенных пунктов. В соответствии со статьями 32 Федерального закона РФ ...-Ф3 от ... «Об особо охраняемых природных территориях» и ст. 1 Федерального закона РФ №26-ФЗ от ... «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» границей лечебно-оздоровительных местности, курорта федерального значения (особо охраняемой природной территории) является внешний контур округа санитарной или горно-санитарной охраны. Земли различных категорий должны быть разграничены и им устанавливаются различные правовые режимы использования (разрешенные виды использования). При определении режима использования земель «формально» расположенных одновременно на территориях особо охраняемых природных объектов и территориях населенных пунктов, возникают правовые противоречия - режимы использования земель населенных пунктов и земель особо охраняемых природных, объектов исключают существование их в одних и тех же границах. Вышеуказанные правовые противоречия устраняются (регулируются) нормами, установленными действующим земельным законодательством РФ, а именно, нормой пункта 10 статьи 85 Земельного кодекса РФ, согласно которой в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, а земельные участки включенные в состав таких зон используются в соответствии с требованиями статей 94 - 100 Земельного кодекса РФ. Исходя из вышеуказанной нормы действующего земельного законодательства РФ следует, что в случаях, когда курорты федерального назначения располагаются в границах населенных пунктов происходит совмещение правового режима использования земель особо охраняемых природных территорий и правового режима использования земель населенных пунктов. При этом земельные участки, входящие в состав курортов и одновременно в границы населенных пунктов, относятся к землям населенных пунктов, поскольку они отделены от других категорий земель границами населенного пункта. Администрация г. Ессентуки считает, что требования Федерального закона №75-ФЗ о проведении государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, не распространяются на объекты, строительство или реконструкцию которых предполагаются осуществлять на землях населенных пунктов, независимо от того, распространяется ли на данный населенный пункт правовой режим особо охраняемой природной территории. Постановление СМ РСФСР от 09.07.1985 года № 300 определены участки границ трех зон (1 - зона строгого режима, 2 - зона ограничений, 3 - зона наблюдения). Согласно ФЗ № 33 от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных, территориях» установлены общие положения лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также режим особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, в виде округа горно-санитарной охраны или округа санитарной охраны. Порядок организации таких округов и особенности их функционирования определяются Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. В ФЗ № 26-ФЗ от ... «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» даются общие понятия курорта, а также округов санитарной (горно-санитарной) охраны как особо охраняемой природной территории с установлением в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, природопользования и проживания, а также определены полномочия Правительства РФ на установление границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение. В ст. 6 названного закона определены полномочия органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, которые не содержат функций по определению зон, ограниченных в обороте. Постановлением Правительства РФ ... от ... утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, разработанное Правительством во исполнение ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях». В п. 18 Положения установлено, что границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов генерального значения утверждаются Правительством РФ по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Понятие земель поселения содержится в статье 83 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с которой, землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. При этом в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами наряду с прочим к производственным территориальным зонам (пункт 3 части 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации). Земельный участок по ... относится к категории земель населенных пунктов, порядок использования которой определяется в соответствии с зонированием их территорий, что подтверждено выпиской из кадастрового паспорта. При этом доказательства, свидетельствующие о внесении изменений в документы государственного земельного кадастра и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с переводом данного земельного участка из категории земель поселений в категорию земли особо охраняемых территорий и объектов в порядке, предусмотренном, ст. ст. 14, 15 ФЗ № 172-ФЗ от ... «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», включения его в государственный кадастр в качестве особо охраняемой природной территории, исключенной или ограниченной в установленном законом порядке в обороте, в материалы дела не представлено. Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено разделение земель в Российской Федерации по целевому назначению на различные категории, включая земли особо охраняемых территорий и объектов и земли лесного фонда. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного пользования в соответствии с зонированием территорий. В ст. 4 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий. В силу положений ст. 14 ФЗ «О государственном земельном кадастре» в ЕГР земель должны содержаться сведения, в том числе, о категории земель и разрешенном использовании земельного участка. Если эта категория земель особо охраняемых территорий и объектов, как это установлено в ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, эти сведения должны быть указаны в кадастре, чего нет в кадастровом плане спорного земельного участка, в котором категория земли установлена как земли населенных пунктов, но не земли особо охраняемых территорий, как того требует закон. Согласно пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются Правительством Российской Федерации в отношении земель, находящихся в федеральной собственности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Согласно пункту 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94-100 данного кодекса. Администрация города Ессентуки просит суд отказать в удовлетворении требования прокурора о признании разрешения на строительство, выданного Чеботареву П.А., незаконным. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст.56 ГПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, стороны должны представлять доказательства, необходимые для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств возникшего спора. Указом Президента РФ от ... N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации" в целях сохранения природных свойств курортов Кавказских Минеральных Вод - всемирно известной местности с уникальными лечебными и оздоровительными факторами, историко-архитектурным и культурным обликом району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта. В соответствии с Федеральным законом от ... N 26-ФЗ (ред. от ...) "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. Лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. Курорт федерального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти; Согласно ст.2. Федерального закона от ... N 26-ФЗ законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах основывается на положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 16 ФЗ № 26-ФЗ от ... природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.(в ред. Федерального закона от ... N 309-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 N 14 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах» курорт Ессентуки, расположенный в Ставропольском крае, признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены Постановлением Совета Министров РСФСР от 9 июля 1985 г. N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае". Утверждено Положение о курорте федерального значения Ессентуки. Постановление Совета Министров РСФСР от 29 января 1986 г. N 45 "Об утверждении Положений о курортах Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск" признано утратившим силу. Согласно п.15 указанного Положения земли, водные объекты, леса и парки в пределах территории курорта Ессентуки имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что земельный участок, на котором ведется строительство торгово-развлекательного центра, расположенный по адресу: ... входит в границы второй зоны горно-санитарной охраны курорта федерального значения г.Ессентуки. Вместе с тем, суду не представлено доказательств, подтверждающих правоту данного утверждения. Так из представленного договора аренды ... от ... следует, что земельный участок, расположенный в районе ... относится к землям поселений, данная категория земель указана и в постановлении главы г.Ессентуки ... от ..., которым утвержден проект границ земельного участка площадью ... кв.м. по адресу: ... для строительства торгово-развлекательного центра. Как следует из выписки из ЕГРП от ... земельный участок кадастровый номер ... по адресу: ..., ... относится к землям населенных пунктов, вид права - собственность, правопритязания не зарегистрированы. Согласно сведениям, представленным прокурором г.Ессентуки, предоставленным Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по СК ... за ..., земельный участок, с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... относится к землям населенных пунктов. В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, суду не представлены доказательства о вхождении земельного участка с кадастровым номером ... в границы второй зоны горно-санитарной охраны курорта федерального значения г.Ессентуки и в границы земель особо охраняемых природных территорий. В соответствии со ст. 7.1 Федерального закона от 23 ноября 1995 года "Об экологической экспертизе" N 174-ФЗ (в ред. ФЗ от ... N 75-ФЗ) государственной экологической экспертизе федерального уровня подлежат проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения. Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а так же их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство. Судом установлено, что ... администрацией г.Ессентуки Чеботареву П.А. выдано разрешение на строительство торгово-развлекательного центра по ... за ... Срок действия разрешения установлен в течение ... месяцев со дня подписания. В силу п.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. В п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ приведен перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о выдаче разрешения на строительство. При этом указанный перечень документов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Как установлено в судебном заседании, данные требования закона при выдаче оспариваемого разрешения ответчиками соблюдены. В соответствии с п.4 ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса к заявлению о строительстве и реконструкции прилагается в том числе и положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса. Согласно ст. 49 Градостроительного кодекса «Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий», проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы. Как указывалось ранее, прокурором суду не представлены доказательства вхождения земельного участка с кадастровым номером ... в границы второй зоны горно-санитарной охраны курорта федерального значения г.Ессентуки и в границы земель особо охраняемых природных территорий, в связи с чем доводы истца о незаконности оспариваемого разрешения на строительство не нашли подтверждения в судебном заседании. При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для признания разрешения на строительство ... от ..., выданного Чеботареву П.А., незаконным. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: в удовлетворении исковых требований прокурора города Ессентуки в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Ессентуки, Чеботареву П.А. о признании незаконным разрешения на строительство торгового-развлекательного центра по адресу: ... № ... от ... отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий - Е.В.Иванова