дело №2-1087/12 по иску заместителя Ставропольского природоохранного прокурора о признании разрешения на строительство незаконным



Дело ...

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«29» августа 2012 года г. Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края

в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В.,

при секретаре Бочаровой О.Б.,

с участием:

заместителя Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Касютина Д.Л.,

ответчика - Муханиной Л.В.,

представителя ответчика- Дусева В.С.,

представителя третьего лица - Толстова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ессентуки, Муханиной Л.В. о признании незаконным разрешения на строительство объекта капитального строительства, возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона путем отмены разрешения на строительство объекта капитального строительства,

установил:

заместитель Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации города Ессентуки, Муханиной Л.В. о признании незаконным разрешения на строительство объекта капитального строительства, возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона путем отмены разрешения на строительство объекта капитального строительства.

В обоснование заявленных требований заместитель Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора указал, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в особо охраняемом эколого-курортном регионе КМВ установлено, что ... заместителем главы г.Ессентуки Прохоровым В.В. выдано разрешение Муханиной Л.В. на строительство объекта капитального строительства «Трехэтажный многоквартирный жилой дом в районе ...» ...

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 94, ч. 1 ст. 95 ЗК РФ, п. «ж» ч. 1 ст. 2 Федерального закона ... - ФЗ от ... «Об особо охраняемых природных территориях» к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно - оздоровительных местностей и курортов. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов (ч. 3 ст. 94 ЗК РФ). Земли особо охраняемых природных территорий исполняются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных Земельным кодексом РФ, федеральными законами (ч. 6 ст. 94 ЗК РФ).

В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территории (ч. 4 ст.95 ЗК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 96 ЗК РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 96 ЗК РФ). Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях 1ч. 3 ст. 96 Ж РФ).

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 26-ФЗ от ... «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах», курорты и их земли являются особо охраняемыми природными территориями. На курортах федерального значения Правительством Российской Федерации устанавливаются границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, в которых может быть выделено до трех зон.

Постановлением Правительства Российской Федерации ... от ... «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах», город Ессентуки признан курортом федерального значения.

Согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации № 14 от 17.01.2006 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах», границы зон и режим округа горно-санитарной охраны курорта Ессентуки определены Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае».

Согласно информации филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, земельный участок, расположенный по адресу: ..., с кадастровым ... входит во вторую зону горно-санитарной охраны города - курорта Ессентуки, границы которой установлены постановлением Совета Министров РСФСР от ... ... «Об установлении границ режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае».

В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от ... ... «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов.

Кроме того, п.п. 7.1 ст. 11 Федерального закона от ... ... - ФЗ «Об экологической экспертизе» определяет, что объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, к которым относится территория города - курорта Ессентуки. В связи с этим, проектная документация объектов строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях курорта федерального значения Ессентуки, подлежит государственной экологической экспертизе.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимо, в том числе, и положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий (п. 4 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно информации, полученной из Управления архитектуры и градостроительства администрации города - курорта Ессентуки (исх. ... от ...) заключение государственной экологической экспертизы застройщиком - Муханиной Л.В. с заявлением о выдаче разрешения на строительство в администрацию города-курорта Ессентуки не предоставлялась.

В ходе проверки получены сведения из Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по СК о том, что государственная экологическая экспертиза проектной документации объекта капитального строительства «Трехэтажный многоквартирный жилой дом в районе ..., в ...» не проводилась.

Выдача органом местного самоуправления - администрацией города-курорта федерального значения Ессентуки разрешения на строительство объекта капитального строительства «Трехэтажный многоквартирный жилой дом в районе ..., в ...» ... от ... в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, предоставление которой в силу г. 4 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ застройщиком обязательно, и проведение которой необходимо в соответствии с п.п. 7.1 ст. 11 Федерального закона от ... ... - ФЗ «Об экологической экспертизе», противоречит требованиям названных норм закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - граждан, проживающих на территории города - курорта федерального значения Ессентуки, а также иных граждан Российской Федерации.

Заявленные требования прокурор мотивирует тем, что строительство объекта капитального строительства «Трехэтажный многоквартирный жилой дом в районе ..., в ...», в границах второй зоны горно-санитарной охраны курорта федерального значения Ессентуки, без положительного заключения государственной экологической экспертизы, то есть без установления соответствия документов, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, может оказать негативное воздействие на состояние окружающей среды особо охраняемой природной территории - города - курорта федерального значения Ессентуки, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

Заместитель Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора просит суд:

1. Признать незаконным разрешение на строительство объекта
капитального строительства «Трехэтажный многоквартирный жилой дом в
районе ..., в ...» ... от ..., выданное
администрацией города-курорта Ессентуки Муханиной Л.В.

2. Возложить на администрацию города-курорта Ессентуки обязанность в
течение месяца после вступления решения суда в законную силу устранить
допущенные нарушения закона путем отмены разрешения на строительство
объекта капитального строительства «Трехэтажный многоквартирный жилой дом
в районе ..., в ...» ... от ...,
выданного администрацией города - курорта Ессентуки Муханиной Л.В.

В судебном заседании заместитель Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Касютин Д.Л. заявленные требования по вышеизложенным основаниям поддержал, просил удовлетворить заявление в полном объеме.

Заинтересованное лицо по делу Муханина Л.В. в судебном заседании заявленные требования не признала и пояснила, что на основании свидетельства о государственной регистрации права, выданного ..., она является собственником земельного участка, площадью ... кв.м., относящегося к землям населенных пунктов, предоставленного под строительство многоквартирного дома с количеством этажей до трех единиц, находящегося в зоне Ж-1. Кадастровый номер земельного участка ..., местоположение: ..., в районе ... (обременения) права не зарегистрировано. В ЕРГП ... внесена запись о регистрации .... Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером ... дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости ..., земельный участок полностью входит в зону земель населенных пунктов. Разрешенное использование – под строительство многоквартирного дома с количеством этажей до трех единиц, зона Ж-1.

Сведения об отнесении участка к какой-либо зоне санитарной охраны отсутствуют, в связи с чем государственная экологическая экспертиза проводиться не должна.

Она обратилась в администрацию г.Ессентуки за получением разрешения на строительство трехэтажного жилого дома на принадлежащей ей земельном участке. ... разрешение на строительство администрацией города Ессентуки ей было выдано. Данное разрешение полагает выданным в соответствии с требованиями действующего законодательства, а требования заместителя Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Представитель администрации г.Ессентуки Дусев В.С. заявленные требования не признал и пояснил, что в соответствии с п.1 ст.83 ЗК РФ земли, предназначенные и используемые для застройки и развития населенных пунктов относятся к категории «земли поселений». Основным признаком земель населенных пунктов является отделение их от земель других категорий границами населенных пунктов. В соответствии со ст. 32 ФЗ № 33-ФЗ от 14.03.1995г «Об особо охраняемых природных территориях», закона № 26-ФЗ от 23.02.1995 г. « О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» границей лечебно-оздоровительных местности, курорта федерального значения является внешний контур округа санитарной или горно-санитарной охраны. В случае расположения земельного участка на территориях особо охраняемых природных объектов и территориях населенных пунктов согласно п.10 ст.85 ЗК РФ земельные участки включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями ст.ст. 94-100 ЗК РФ. При этом земельные участки, входящие в состав курортов и одновременно в границы населенных пунктов, относятся к землям населенных пунктов, поскольку они отделены от других категорий земель границами населенного пункта. Таким образом, требования ФЗ № 75 о проведении государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, не распространяются на объекты строительство или реконструкцию которых предполагают осуществлять на землях населенных пунктов, независимо от того, распространяет ли на данный населенный пункт правовой режим особо охраняемой природной территории.

В ст.6 ФЗ № 26-ФЗ от 23.02.1995 г. определены полномочия органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, которые не содержат функции по определению зон, ограниченных в обороте.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами наряду с прочими к производственным территориальным зонам

Доказательств, свидетельствующих о внесении изменений в документы государственного земельного кадастра и в ЕГРП в связи с переводом земельного участка из категории земель поселений в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов в порядке, предусмотренном ст.ст.14,14 ФЗ № 172 ФЗ от 21.12.2004 г., включения земельного участка с кадастровым номером ... в государственный кадастр в качестве особо охраняемой природной территории, исключенной или ограниченной в установленном законом порядке в обороте, не представлено.

Согласно п.1 ст.8 ЗК РФ отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ в отношении земель, находящихся в федеральной собственности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Представитель Управления архитектуры и градостроительства г.Ессентуки Толстов Е.А. суду пояснил, что УАиГ является отделом администрации г.Ессентуки. Муханина Л.В. обратилась за получением разрешения на строительство многоквартирного дома, при этом застройщиком были представлены все документы, необходимые для получения разрешения. Согласно кадастровому паспорту земельного участка, свидетельству о государственной регистрации права на земельный участок какие-либо ограничения не зарегистрированы. Земельный участок с кадастровым номером ... относится к землям населенных пунктов. ООО «Городское бюро градостроительного заказа» разработан проект организации строительства. Распоряжением ... от ... УАиГ утвержден градостроительный план земельного участка.

... администрацией выдано Муханиной Л.В. разрешение на строительство трехэтажного многоквартирного жилого дома в районе ... в ..., этажностью 3 единицы, площадью застройки- ... кв.м., площадью жилого здания -... кв.м. Срок действия разрешения установлен на ... месяцев с даты подписания.

Поскольку каких-либо сведений об отнесении земельного участка к категории особо охраняемых не имеется, администрация не вправе в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса требовать заключение государственной экологической экспертизы. Основанием выдачи разрешения является заявление с приложенными к нему документами в соответствии с перечнями, указанными в ч. 7 либо ч. 9 ст. 51 ГрК РФ. При этом указанные перечни носят исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежат.

Кроме того, обратил внимание суда на то, что отнесение земельных участков к определенным зонам стало производиться с ..., а разрешение на строительство выдано ...

Представитель УАиГ г.Ессентуки просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а так же их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

Согласно ч. 1 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Ч. 1 ст. 56 ГПК Российской Федерации предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, что Муханина Л.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером ... назначение - земли населенных пунктов, предоставленного под строительство многоквартирного дома с количеством этажей до трех единиц, находящегося в зоне Ж-1, площадью ... кв.м. по адресу: ..., в районе .... В ЕГРП ... внесена запись о регистрации ... о праве собственности Муханиной, кадастровый номер земельного участка .... Ограничения и обременения права не значатся.

Согласно кадастровому паспорту от ..., земельный участок с кадастровым номером ... внесен в государственный кадастр недвижимости ... категория земель - земли населенных пунктов, площадь ... кв.м. Сведения об отнесении земельного участка к какой-либо зоне санитарной охраны отсутствуют.

Вместе с тем, как следует из сведений, представленных ... филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральной кадастровой палатой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... входит во вторую зону округа горно-санитарной охраны ....

Из материалов дела следует, что ... Муханина Л.В., представив копию свидетельства о праве собственности, копию кадастрового паспорта земельного участка, копию паспорта, обратилась с заявлением к и.о.главы ... Михотину В.В. с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного дома на земельном участке, расположенном по адресу: ..., в районе ... с количеством этажей до трех единиц.

... администрация ... выдала Муханиной Л.В. оспариваемое разрешение на строительство трехэтажного многоквартирного жилого дома в районе ... в ....

Письмом и.о. начальника УАиГ ... Толстова Е.А. от ... за ... подтверждено, что положительное заключение государственной экологической экспертизы не предоставлялось.

Указом Президента РФ от ... N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации" в целях сохранения природных свойств курортов Кавказских Минеральных Вод - всемирно известной местности с уникальными лечебными и оздоровительными факторами, историко-архитектурным и культурным обликом району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.

В соответствии с Федеральным законом от ... N 26-ФЗ (ред. от ...) "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.

Лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.

Курорт федерального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти;

Согласно ст.2. Федерального закона от ... N 26-ФЗ законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах основывается на положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 16 ФЗ № 26-ФЗ от ... природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.(в ред. Федерального закона от ... N 309-ФЗ).

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Контроль и надзор за обеспечением санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ... N 33-ФЗ с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от ... N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.

П.6 ст.2 ФЗ № 33-ФЗ от ... особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

Границы и режим округа санитарной охраны курорта Ессентуки определены в проекте, составленном Гидрогеологическим режимно-эксплуатационным управлением «Кавминвод» и Специализированной комплексной гидрогеологической партией Конторы «Геоминвод» по заданию Центрального Совета по управлению курортами профсоюзов ВЦСПС, с участием Центрального Ордена Трудового Красного Знамени НИИ курортологии и физиотерапии Министерства здравоохранения СССР, установлены Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 года № 300. Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006г. №14 город курорт Ессентуки признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, установленными Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 года № 300.

В соответствии со ст. 7.1 Федерального закона от 23 ноября 1995 года "Об экологической экспертизе" N 174-ФЗ (в ред. ФЗ от 16 мая 2008 года N 75-ФЗ) государственной экологической экспертизе федерального уровня подлежат проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

В соответствии с п.4 ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса к заявлению о строительстве и реконструкции прилагается в том числе и положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 49 Градостроительного кодекса «Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий», проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

Экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:

1) отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.

Согласно Постановлению Правительства РФ от ... N 698 "Об утверждении Положения о порядке проведения Государственной экологической экспертизы"экспертная комиссия определяет:

соответствие намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам охраны окружающей природной среды;

полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую природную среду в результате осуществления намечаемой деятельности и экологическую обоснованность допустимости ее реализации;

достаточность предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности и сохранению природного потенциала.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать обоснованные выводы о допустимости (недопустимости) воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза считается завершенной после утверждения приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа заключения, подготовленного экспертной комиссией.

Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 N 14 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах» курорт Ессентуки, расположенный в Ставропольском крае, признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены Постановлением Совета Министров РСФСР от 9 июля 1985 г. N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае". Утверждено Положение о курорте федерального значения Ессентуки. Постановление Совета Министров РСФСР от 29 января 1986 г. N 45 "Об утверждении Положений о курортах Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск" признано утратившим силу.

Согласно п.15 указанного Положения земли, водные объекты, леса и парки в пределах территории курорта Ессентуки имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны.

Таким образом, получение разрешения на строительство возможно без представления положительного заключения государственной экологической экспертизы в том случае, если строительство ведется на земельном участке, относящемся к землям особо охраняемых природных территорий.

Вместе с тем, как указано ранее, земельный участок, на котором разрешено строительство, выданное администрацией г.Ессентуки от ... относится не только к землях особо охраняемых природных территорий, но и ко второй зоне санитарной охраны города-курорта Ессентуки.

При таких обстоятельствах, в данном случае выдача разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, этажностью до 3 единиц, входящего во вторую зону санитарной охраны города-курорта Ессентуки в отсутствие государственной экологической экспертизы ставит под угрозу нарушения права граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное в Конституции РФ и Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы свидетельствует о том, что оценка воздействия на окружающую среду со стороны компетентного органа не дана, что, в свою очередь, не позволяет отследить степень негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении строительства на земельном участке, расположенном во второй зоне санитарной охраны курорта Ессентуки, и может причинить вред окружающей среде.

На основании ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, стороны должны представлять доказательства, необходимые для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств возникшего спора.

Анализируя положения п. 1, а также пп. 1 п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и ст. 2 ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", суд приходит к выводу о том, что одним из обязательных документов, представляемых для получения разрешения на строительство, являются правоустанавливающие документы на земельный участок.

Ссылки представителя УАиГ г.Ессентуки о том, что оспариваемое разрешение выдано раннее внесения сведений о принадлежности земельного участка к второй зоне санитарной охраны, не имеют правового значения и не являются доказательством законности выданного разрешения на строительство.

В силу ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств

При таких обстоятельствах суд считает заявленные требования обоснованными о подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

заявление заместителя Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ессентуки, Муханиной Л.В. о признании незаконным разрешения на строительство объекта капитального строительства, возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона путем отмены разрешения на строительство объекта капитального строительства удовлетворить.

Признать незаконным разрешение на строительство «Трехэтажного многоквартирного жилого дома в районе ... в ...», ... от ..., выданное администрацией города Ессентуки Муханиной Л.В..

Обязать администрацию города Ессентуки устранить допущенное нарушение закона путем отмены разрешения на строительство «Трехэтажного многоквартирного жилого дома в районе ... в ...», ... от ..., в течение месяца после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий- Е.В.Иванова