Дело № 2-70/12 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 11 апреля 2012 года с.Эрзин Эрзинский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Сат Л.Б., при секретаре Соян К-Б.С., с участием представителя заявителя - помощника прокурора Эрзинского района Дулуш А.С., заинтересованного лица - заместителя председателя сельского поселения сумона Качыкский Эрзинского кожуунаХумбун С.Э-Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Эрзинского района Ооржак Ш.Б. о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения «сумон Качыкский Эрзинского кожууна РТ» и обязании совершения действий, у с т а н о в и л: И.о. прокурора Эрзинского района Ооржак Ш.Б., действующая в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения «сумон Качыкский Эрзинского кожууна РТ» по не разработке и не утверждению программы развития малого и среднего предпринимательства, а также перечня недвижимого имущества и обязании в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить программы развития малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей, а также перечень недвижимого имущества. В обоснование указала на то, чтов соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся содействие в развитии и создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. Согласно ст. 18 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 209-ФЗ) оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению. Проведенной прокуратурой Эрзинского района проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона администрацией сумона Качыкский Эрзинского кожууна не разработана и не утверждена программа развития малого и среднего предпринимательства; нормативные правовые акты, направленные на реализацию имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства не разработан, также перечень недвижимого имущества, которое может быть предоставлено им во владение и (или) пользование, не сформирован; порядок формирования перечня недвижимого имущества, его ведения и опубликования не разработан; порядок предоставления объектов недвижимого имущества, включенного в перечень не разработан. По данному факту прокуратурой района по результатам проведенной проверки вносилось представление от ДД.ММ.ГГГГ, однако нарушения не были устранены. В судебном заседании представитель заявителя Дулуш А.С., действующая на основании прав по доверенности, заявленные требования прокурора поддержала полностью по указанным в нем основаниям и просила их удовлетворить в полном объеме. В судебном заседании представитель заинтересованного лица по доверенности Хумбун С.Э-Б. заявленное требование прокурора признала полностью и пояснила, что выявленные проверкой прокуратуры нарушения действительно не были устранены. Суд, выслушав пояснения сторон и изучив материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с частью 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся содействие в развитии и создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. В соответствии с п.п. 1, 3, 5 ст. 11 Федерального закона № 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности; образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления. В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению. Органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 209-ФЗ органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки. В соответствии с п.28 ст. 4 Устава сельского поселения сумона Качыкский Эрзинского кожууна РТ, утвержденного решением Хурала представителей сельского поселения сумона Качык за № от ДД.ММ.ГГГГ, к вопросам местного значения относятся содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. Согласно представлению прокурора № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений закона следует, что администрацией сумона Качыкский Эрзинского кожууна не выполняются п.п.1, 3, 5 ст.11 Федерального закона № 209-ФЗ, и предложено устранить допущенные нарушения. Прокурор, обращаясь в суд с данным заявлением, действует в интересах неопределенного круга лиц, поскольку установить количество граждан, права которых нарушены бездействием администрации поселения не представляется возможным, так как круг таких граждан не определен и персонально изменчив. Таким образом, судом установлено, что бездействием должностных лиц администрации сельского поселения сумона Качыкский Эрзинского кожууна, в части по не разработке и не утверждению программы развития малого и среднего предпринимательства, а также перечня недвижимого имущества нарушаются права неопределенного круга лиц. Одним из способов защиты гражданских прав, согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, является принуждение к исполнению обязанности в натуре. При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные требования и.о. прокурора Эрзинского района подлежат удовлетворению в полном объеме. Прокурор и органы местного самоуправления освобождены от уплаты госпошлины, поэтому судебные расходы с обеих сторон не взыскиваются. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 258 ГПК РФ, суд р е ш и л: Заявление и.о. прокурора Эрзинского района Ооржак Ш.Б. удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «сумон Качыкский Эрзинского кожууна РТ» по факту не разработки и не утверждения программы развития малого и среднего предпринимательства, а также перечня недвижимого имущества, которое может быть передано субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Обязать администрацию сельского поселения «сумон Качыкский Эрзинского кожууна Республики Тыва» в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программы развития малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей, а также перечень недвижимого имущества, которое может быть передано субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. От уплаты государственной пошлины стороны освободить. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение 30 дней со дня изготовления мотивированного решения через Эрзинский районный суд. Мотивированное решение изготовлено 16 апреля 2012 года. Председательствующий подпись Л.Б. Сат Копия верна: Судья Л.Б. Сат