Решение по делу №2-65/12 от 19.04.2012 г. о признании нормативно-правового акта, противоречащим федеральному законодательству.



Дело № 2-65/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

19 апреля 2012 года     с. Эрзин           

Эрзинский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Сат Л.Б.,

при секретаре Соян К.-Б.С.,

с участием помощника прокурора Эрзинского района Дулуш А.С.,

      рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Эрзинского района Ооржак Ш.Б., действующей в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования, о признании нормативного правового акта противоречащим федеральному законодательству в части, суд

У С Т А Н О В И Л :

И.о. прокурора Эрзинского района Ооржак Ш.Б., действующая в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования, обратилась в суд с заявлением о признании нормативного правового акта, противоречащим федеральному законодательству в части и обязании внести изменения, указывая на то, что прокуратурой района проведена проверка Устава сельского поселения сумона Бай-Дагский Эрзинского кожууна, принятого решением Хурала представителей сельского поселения сумона Бай-Дагский Эрзинского кожууна (далее Устав) 17.08.2011 года, в результате чего выявлены положения, противоречащие федеральному законодательству.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 4 Устава к вопросам местного значения сумона Бай-Дагский относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, включая создание и обеспечение функционирования парковой (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 17 части 1 статьи 4 Устава к вопросам местного значения сумона Бай-Дагский относится создание условий для массового отдыха жителей сумона Бай-Дагский и организации обустройства мест массового отдыха населения.

Пунктом 21 части 1 статьи 4 Устава к вопросам местного значения сумона Бай-Дагский относится утверждение генеральных планов сумона Бай-Дагский, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов сумона Бай-Дагский документации по планировке территории, выдача разрешения на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории сумона Бай-Дагский утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах сумона для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель сумона.

Пунктом 27 части 1 статьи 4 Устава к вопросам местного значения сумона Бай-Дагский относится создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории сумона Бай-Дагский.

Пунктом 31 части 1 статьи 4 Устава к вопросам местного значения сумона Бай-Дагский относится осуществление муниципального лесного контроля и надзора.

В связи с принятием Федеральных законов от 18.07.2011 №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 14 Федерального закона № 131-ФЗ дополнена пунктами 35, 36 и 37 устанавливающим полномочия органов местного самоуправления по осуществлению муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей, осуществлением муниципального контроля на территории особой экономической зоны, а также обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом.

В связи с чем, прокурором Эрзинского района в целях приведения Устава сельского поселения «сумон Бай-Дагский Эрзинского кожууна» в соответствие федеральному законодательству от 20.09.2011 принесен протест. Протест прокурора до настоящего времени не рассмотрен, ответ в прокуратуру района не направлялся.

Противоречия устава сельского поселения сумона Бай-Дагский Эрзинского кожууна федеральному законодательству влечет нарушение прав, интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории сельского поселения на осуществление местного самоуправления, гарантированные Конституцией РФ. Просит признать противоречащим федеральному законодательству положения п. 5 ч. 1 ст. 4, п. 17 ч. 1 ст. 4, п. 21 ч. 1 ст. 4, п. 27 ч. 1 ст. 4, п. 31 ч. 1 ст. 31 Устава муниципального образования «сельское поселение сумон Бай-Дагский Эрзинского кожууна» и обязать Хурал представителей муниципального образования сельского поселения сумон Бай-Дагский Эрзинского кожууна»: - внести изменения и дополнения п. 5 ч. 1 ст. 4, п. 17 ч. 1 ст. 4, п. 21 ч. 1 ст. 4, п. 27 ч. 1 ст. 4, п. 31 ч. 1 ст. 31, Устава муниципального образования «сельское поселение сумон Бай-Дагский Эрзинского кожууна», дополнив в Устав пункты 35, 36, 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ), обязать главу сельского поселения месячный срок провести государственную регистрацию решения о внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения сумона Бай-Дагский Эрзинского кожууна и опубликовать его в газете «Эрзин».

В судебном заседании помощник прокурора Дулуш А.С., действующая на основании доверенности, поддержала заявление по изложенным в нем основаниям, уточнив заявленные требования, просила дополнить в Устав муниципального образования «сельское поселение сумон Бай-Дагский Эрзинского кожууна» пункты 35, 36, 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На судебное заседание заинтересованные лица - глава сельского поселения сумона Бай-Дагский Эрзинского кожууна и председатель Хурала представителей сумона Бай-Дагский Эрзинского кожууна, не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, поэтому в порядке ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным нормативным актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны недействующими.

Согласно ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов принимают решения о принятии устава муниципального образования и внесении в него изменений и дополнений, издания муниципальных правовых актов.

Устав сельского поселения сумона Бай-Дагский Эрзинского кожууна принят решением Хурала представителей сельского поселения сумона Бай-Дагский Эрзинского кожууна от 17.08.2011 года.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 4 Устава к вопросам местного значения сумона Бай-Дагский отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, включая создание и обеспечение функционирования парковой (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В пункте 5 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В связи с принятием Федерального закона от 18.07.2011 №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон №242-ФЗ) произошли изменения в Федеральный закон №131-ФЗ, в частности изменены: пункт 5 части 1 статьи 14 после слов "и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест)," дополнен словами "осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения,;

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 4 Устава к вопросам местного значения сумона Бай-Дагский относится создание условий для массового отдыха жителей сумона Бай-Дагский и организации обустройства мест массового отдыха населения.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

В связи с принятием Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ (далее Федеральный закон №246-ФЗ) ««Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» произошли изменения в Федеральный закон №131-ФЗ, в частности изменены: пункт 15 части 1 статьи 14 после слов "и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест)," дополнен словами ", включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам".

Пунктом 21 части 1 статьи 4 Устава к вопросам местного значения сумона Бай-Дагский относится утверждение генеральных планов сумона Бай-Дагский, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов сумона Бай-Дагский документации по планировке территории, выдача разрешения на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории сумона Бай-Дагский утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах сумона для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель сумона.

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе выкупа земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Федеральным законом №242-ФЗ произошли изменения в Федеральный закон №131-ФЗ, в пункт 20 части 1 статьи 14 после слова "осуществлении" дополнен словом "муниципального".

Пунктом 27 части 1 статьи 4 Устава к вопросам местного значения сумона Бай-Дагский относится создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории сумона Бай-Дагский.

Согласно пункту 27 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.

В связи с принятием Федерального закона 242-ФЗ произошли изменения в Федеральный закон №131-ФЗ, пункт 27 дополнен словами ", а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения".

Согласно пункту 31 части 1 статьи 4 Устава к вопросам местного значения сумона Бай-Дагский относится осуществление муниципального лесного контроля и надзора.

Федеральным законом 242-ФЗ надзор за осуществлением муниципального лесного контроля исключен из полномочий органов местного самоуправления.

В связи с принятием Федерального закона от 18.07.2011 №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» статья 14 Федерального закона № 131-ФЗ дополнена пунктами 35, 36, устанавливающими полномочия органов местного самоуправления осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей; осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны.

Федеральным законом от 19.07.2011 года № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 14 Федерального закона № 131-ФЗ дополнена пунктом 37, предусматривающей полномочия органов местного самоуправления по обеспечению выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что оспариваемые и.о. прокурора Эрзинского района нормы Устава противоречат федеральному законодательству, в связи, с чем подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образования.

Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Поскольку прокурор и органы местного самоуправления освобождены от уплаты госпошлины, то судебные расходы с обеих сторон не взыскиваются.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление и.о. прокурора Эрзинского района о признании Устава муниципального образования сельского поселения сумона Бай-Дагский Эрзинского кожууна противоречащим федеральному законодательству в части, удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству положения п. 5 ч. 1 ст. 4, п. 17 ч. 1 ст. 4, п. 21 ч. 1 ст. 4, п. 27 ч. 1 ст. 4, п. 31 ч. 1 ст. 31 Устава муниципального образования «сельское поселение сумон Бай-Дагский Эрзинского кожууна».

Обязать Хурал представителей муниципального образования сельского поселения сумон Бай-Дагский Эрзинского кожууна»:

- внести изменения и дополнения в п. 5 ч. 1 ст. 4, п. 17 ч. 1 ст. 4, п. 21 ч. 1 ст. 4, п. 27 ч. 1 ст. 4, п. 31 ч. 1 ст. 31 Устава муниципального образования «сельское поселение сумон Бай-Дагский Эрзинского кожууна».

- дополнить ч.1 ст.4 Устава муниципального образования «сельское поселение сумон Бай-Дагский Эрзинского кожууна» пунктами 35, 36, 37 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Обязать главу сельского поселения в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда провести государственную регистрацию решения о внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения сумона Бай-Дагский Эрзинского кожууна и опубликовать его в газете «Эрзин».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения через Эрзинский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 24 апреля 2012 года.

Председательствующий подпись Л.Б. Сат

Копия верна: Судья        Л.Б. Сат