именем Российской Федерации 21 мая 2012 года с. Эрзин Эрзинский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Сат Л.Б., с участием помощника прокурора Эрзинского района Дулуш А.С., представителя ответчика - председателя администрации муниципального района «Эрзинский кожуун» Ондара В.Ч. при секретаре Баранмаа А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску и.о. прокурора Эрзинского района Ооржак Ш.Б. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Эрзинский кожуун», Хуралу представителей муниципального района «Эрзинский кожуун» об обязании разработать и принять нормативный правовой акт - муниципальную программу по обеспечению безопасности населения на транспорте на территории Эрзинского района с обеспечением бюджетного финансирования местного уровня, у с т а н о в и л: Прокурор Эрзинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Эрзинский кожуун», Хуралу представителей муниципального района «Эрзинский кожуун» об обязании разработать и принять нормативный правовой акт - муниципальную программу по обеспечению безопасности населения на транспорте на территории Эрзинского района с обеспечением бюджетного финансирования местного уровня. В обоснование требований истец указал на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, занимающимися перевозкой пассажиров, грузов, а также владеющими объектами транспортной инфраструктуры на территории Эрзинского района, в ходе проверки деятельности администрации Эрзинского района в указанной сфере были выявлены нарушения норм законодательства об обеспечении безопасности на транспорте в части не принятия мер по принятию муниципальной программы об обеспечении безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Эрзинского района. В консолидированный бюджет кожууна на 2011 год бюджетные средства по финансированию мероприятий данной программы не были предусмотрены и соответственно не расходовались. На территории Эрзинского кожууна Постановлением председателя администрации Эрзинского кожууна № от ДД.ММ.ГГГГ действует кожуунная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения на территории Эрзинского кожууна на 2009-2012 года». Вместе с тем безопасность дорожного движения и безопасность населения на транспорте регулируются разными федеральными законами и соответственно целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ». Бездействие администрации муниципального района «Эрзинский кожуун РТ» в части не принятия муниципальной программы в указанной сфере и ненадлежащее исполнение норм и положений действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности на транспорте не обеспечивает нормальные условия безопасности жизни и здоровья граждан при участии в правоотношениях в сфере транспорта от угрозы совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, угрозы природного и техногенного характера, которые должны быть предотвращены путём предупреждения и пресечения актов незаконного вмешательства, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. В связи с чем, нарушение требований действующего законодательства в части не принятия мер по принятию муниципальной программы в данной сфере правоотношений и обеспечению безопасности населения на транспорте, приводят к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся участниками транспортных правоотношений и пользователями объектов транспортной инфраструктуры, тем самым создает угрозу причинения вреда здоровью и жизни неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования муниципальный район «Эрзинский кожуун РТ». Прокурором обратился с уточнением искового заявления, где просил суд привлечь в качестве соответчика Хурал представителей муниципального района «Эрзинский кожуун», так как нормативные правовые акты подлежат к рассмотрению и утверждению Хуралом представителей Эрзинского кожууна. В судебном заседании помощник прокурора исковые требования к ответчикам поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, обязав их разработать и принять муниципальную программу по обеспечению безопасности населения на транспорте на территории Эрзинского района с обеспечением бюджетного финансирования местного уровня - в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. В судебном заседании ответчик Ондар В.Ч., действующий на основании прав по доверенности, иск признал в полном объеме, о чем предоставил суду письменное заявление. На судебное заседание представитель Хурала представителей Эрзинского кожууна ФИО1., не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, от них в суд не поступали ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие или об отложении судебного заседания, в связи с чем, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело без их участия. Суд, выслушав истца, пояснение представителя ответчика и изучив материалы дела, приходит к следующим выводам. Согласно п.п. 6 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района. Согласно положениям статьи Федерального закона от 09.11.2007 № 10-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - ФЗ о транспортной безопасности) целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса и актов незаконного вмешательства (действия(бездействия), в том числе террористический акт). В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ о транспортной безопасности, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Согласно п. 4 ст. 9 названного федерального закона реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется совместно с органами местного самоуправления, в случаях предусмотренных федеральным законодательством. На основании Указа Президента РФ от 31.03.2010 № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» создана комплексная система обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 31.07.2010 № 1285-р. Создание комплексной системы будет осуществляться путем реализации взаимосвязанных мероприятий в сфере транспортного комплекса, адекватных угрозам совершения актов незаконного вмешательства в том числе террористической направленности, а также путем решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте (далее - Программа) определяет границы создания комплексной системы, порядок реализации Программы, ее ресурсное обеспечение, ответственных исполнителей, результативность и эффективность использования ресурсов, выделяемых на ее реализацию. К основным составным элементам комплексной системы является подсистема муниципальных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности. Основными принципами формирования Программы является: защита жизни и здоровья населения на транспорте; объединение сил и средств федеральных органов и исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и организаций, обеспечивающих безопасность населения на транспорте; взаимная ответственность граждан, общества и государства по обеспечению безопасности населения на транспорте; интеграция в международные системы обеспечения безопасности населения на транспорте; выполнение мероприятий, направленных на предупреждение актов незаконного вмешательства в целях обеспечения безопасности населения на транспорте; непрерывность обеспечения безопасности населения на транспорте; максимальное использование возможностей государственно-частного партнёрства; интеграция с комплексной системой обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и единым банком данных по проблемам борьбы с терроризмом. Реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на транспорте в полном объеме на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах находящихся в ведении органов местного самоуправления, будет осуществлено в соответствии с требованиями Федерального закона «О транспортной безопасности» после предварительного проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, их категорирования, разработки и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, что позволит обеспечить проведение эффективных мероприятий с учетом специфики местных условий и определить необходимые затраты с учетом средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных источников. Согласно разделу IV Программы, приоритетными направлениями являются: повышение защищённости пассажиров и персонала на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также угрозам природного и техногенного характера (то есть формирование и реализация комплекса организационных и технических мероприятий направленных на повышение защищённости населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также угрозам природного и техногенного характера; оснащение объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств инженерно-техническими средствами и системами обеспечения транспортной безопасности с учетом возможности их расширения и создания централизованных распределённых систем); совершенствование законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, а также создания и функционирования комплексной системы; формирование индивидуального и общественного сознания, активной жизненной позиции и повышение грамотности населения в области обеспечения безопасности населения на транспорте (то есть разработка и реализация комплекса мероприятий по информированию населения в вопросах обеспечения транспортной безопасности; формирование и реализация мероприятий направленных на повышение уровня грамотности населения в области обеспечения транспортной безопасности; реализация комплекса мероприятий направленных на повышение эффективности и качества информационного влияния на население); создание системы профессиональной подготовки обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте; создание системы информационного обеспечения безопасности населения, на транспорте интегрирующей информационные ресурсы органов исполнительной власти всех уровней в области обеспечения транспортной безопасности в единое защищённое закрытое информационное пространство. Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также средств субъектов транспортной инфраструктуры. В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ финансирование мероприятий по вопросам местного значения, в том числе в связи с принятием правовых актов по вопросам местного значения является расходным обязательством муниципального образования. Согласно Постановлению председателя администрации Эрзинского кожууна № от ДД.ММ.ГГГГ действует кожуунная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения на территории Эрзинского кожууна на 2009-2012 года». Вместе с тем, в ходе проверки прокурором исполнения органами местного самоуправления муниципального района «Эрзинский кожуун РТ» требований Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и реализации комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте было установлено, что нормативного правового акта муниципальной программы ванной сфере не принималось и не утверждалось. В консолидированный бюджет кожууна на 2011 год бюджетные средства по финансированию мероприятий данной программы не были предусмотрены и соответственно не расходовались. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образования. Бездействием администрации ответчиков в части не принятия мер по принятию муниципальной программы в данной сфере правоотношений и обеспечению безопасности населения на транспорте, приводят к нарушению прав и законных интересов неопределённого круга лиц, являющихся участниками транспортных правоотношений и пользователями объектов транспортной инфраструктуры, тем самым создаёт угрозу причинения вреда здоровью и жизни неопределённого круга лиц - жителей муниципального образования муниципальный район «Эрзинский кожуун РТ». При таких обстоятельствах, суд считает подлежащим удовлетворению иск и.о. прокурора, поскольку законом установлена обязанность ответчиков по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждения к исполнению обязанности в натуре. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.198, 199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования и.о. прокурора Эрзинского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального района «Эрзинский кожуун», Хурал представителей муниципального района «Эрзинский кожуун» разработать и принять нормативный правовой акт - муниципальную программу по обеспечению безопасности населения на транспорте на территории Эрзинского района с обеспечением бюджетного финансирования местного уровня - в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня вынесения окончательного решения через Эрзинский районный суд. Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2012 года. Председательствующий подпись Л.Б. Сат Копия верна: Судья Л.Б. Сат