Решение по делу №2-95/2012 от 05.06.2012 г.



Дело № 2-95/12

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

05 июня 2012 года с. Эрзин

    Эрзинский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Сат Л.Б.,

с участием истца Самдан Ч.В.,

при секретаре Баранмаа А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самдан Ч.В. к Администрации Эрзинского кожууна Республики Тыва об обязании предоставить жилье в соответствии с установленными социальными нормами,

с участием Самдана Ч.В.,

у с т а н о в и л:

    Самдан Ч.В. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Эрзинского кожууна Республики Тыва об обеспечении по договору социального найма вне очереди жилым помещением не ниже социальных норм, с учетом членов его семьи. В обоснование указал на то, что является круглой сиротой, мать ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умерла, о чем имеется запись в органе ЗАГС, отца нет, состоит в списке из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилья. Постановлением Председателя Эрзинского кожууна № от ДД.ММ.ГГГГ над ним было учреждено попечительство бабушки ФИО15

В 2010 году обратился в Министерство образования и науки Республики Тыва, где устно сообщили, что он состоит в первой очереди на получение жилья, отказавшись дать письменный ответ. На его заявление Отдел опеки и попечительства администрации Эрзинского кожууна сообщил, что жилье будет предоставлено по возрастным показателям и по мере поступления бюджетных средств.

Однако после окончания службы в Вооруженных Сил РФ ответчиком в нарушение требований закона жилье так и не предоставлено.

Просит обязать администрацию Эрзинского кожууна Республики Тыва обеспечить его по договору социального найма вне очереди жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм с учетом членов его семьи.

В судебном заседании истец Самдан Ч.В. просил предоставить ему, как сироте, жилье в пределах территории с. Эрзин Эрзинского кожууна Республики ФИО4 по договору социального найма установленной социальной нормы.

Представитель ответчика на судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, суд рассматривает дело в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав мнение сторон и изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст.1 Федерального Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № 159-ФЗ) к детям-сиротам отнесены - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В силу ч.1 ст.8 Закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно представленному суду свидетельству о рождении серии <данные изъяты> районе на имя Самдан Ч.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> <данные изъяты>, в графах отец и мать указаны: ФИО1 и ФИО2.

Согласно справке органа Управления ЗАГС РТ (Агентства) в Эрзинском районе по имеющейся записи акта о рождении Самдана Ч.В., запись сведений об отце занесены со слов матери.

Из свидетельства о смерти серии , выданного отделом ЗАГС <данные изъяты>, следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти № .

Постановлением главы Эрзинского кожууна № от ДД.ММ.ГГГГ попечителем над несовершеннолетним Самданом Ч.В. назначена гражданка ФИО20. Мать ФИО2 была одинокой матерью, отца нет (справка ф.№25), родители несовершеннолетнего не имели жилой площади.

Согласно паспорту серии , выданного ТП ОФМС России по Республике Тыва в Эрзинском районе от ДД.ММ.ГГГГ, Самдан Ч.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно письму Председателя администрации Эрзинского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Самдан Ч.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 2011 года.

Из письма Председателя администрации Эрзинского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Самдан Ч.В. состоит в списке из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилья, согласно возрастным показателям и по мере поступления бюджетных средств будет предоставлено жилье.

Из сообщения Министра образования и науки Республики Тыва следует, что согласно Закону Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва отдельными Государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории Республики Тыва» органы местного самоуправления муниципальных образований республики Тыва наделяются государственными полномочиями по опеке (попечительству), выделению жилья. Рекомендовано не пропускать сроки регистрационного учета по месту жительства.

Из письма № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Министр образования и науки Республики Тыва просит рассмотреть вопрос из комиссии по покупке жилого помещения для обеспечения жильем лиц из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, Самдан Ч.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Удостоверение серии выдано ДД.ММ.ГГГГ МВД по Республике ФИО4 ФИО1.

Военный билет выдан ФИО1 военным комиссариатом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно договору на передачу и продажу квартир домов в собственность гражданам от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира №2 <адрес> ФИО4 К.С., ФИО4 Р.Д., ФИО4 А.К.

Согласно уведомлению в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объектах недвижимого имущества у ФИО1 отсутствуют.

Из исследованных в суде доказательств и пояснений свидетелей, установлено, что истец является сиротой, поскольку единственный родитель ФИО4 С.К. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец не установлен, тем самым он относится к числу детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении.

Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 4 Закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В силу ст.5 Закона № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Согласно п.8 ст.3 Закона Республики Тыва от 28 декабря 2005 года № 1564 ВХ-1 (ред. от 18 марта 2009 года) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон РТ № 1564 ВХ-1) органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В том числе по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с абз. 2 ст.1 Закон РТ № 1564 ВХ-1 отдельными государственными полномочиями наделяются органы местного самоуправления, в том числе и Муниципальный район «Эрзинский кожуун» Республики Тыва.

Частью 1,2 статьи 50 ЖК РФ предусмотрено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Муниципальным районом «Эрзинский кожуун» Республики Тыва не утверждена норма предоставления площади жилого помещения, лицам, нуждающимся в жилье, в связи с чем, суд при определении нормы предоставления площади жилого помещения руководствуется ст.57 ЖК Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В абз. 2 п.1 ст.8 Закона № 159-ФЗ предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства.

Абз.2 п.28 Положения о порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, утвержденного решением № 43 Хуралом представителей сумона Эрзинский Эрзинского кожууна от 12.11.2008 года, установлено предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п.1 ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Из материалов дела следует, что Самдан Ч.В. после окончания учебы в ГОУ НПО Профессиональном училище №10 в 2011 году зарегистрирован и проживает по адресу <адрес>.

Как установлено судом, Муниципальный район «Эрзинский кожуун» Республики Тыва как орган исполнительной власти не предоставил вне очереди жилое помещение Самдану Ч.В. после окончания образовательного учреждения и отбывания наказания.

Суд считает, что требования Самдана Ч.В. в части предоставлении ему по договору социального найма жилого помещения вне очереди не ниже установленных социальных норм является законными и обоснованными, подлежащим удовлетворению. Поскольку он относится к числу детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, признан нуждающимся в жилом помещении и состоял на очереди в получении жилья с 17 лет. Со стороны ответчика доказательств обратного, то есть заключенного договора социального найма между Муниципальным районом «Эрзинский кожуун» РТ и истцом Самданом Ч.В. о предоставлении последнему жилого помещения не представлено.

Как установлено судом, истец поставлен на учет после смерти матери, до достижения 23 лет.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости обязать Муниципальный район «Эрзинский кожуун» Республики Тыва предоставить в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу Самдану Ч.В. на территории с. Эрзин Эрзинского кожууна Республики Тыва соответствующее санитарным, гигиеническим нормам и требованиям жилое помещение на одного человека не менее установленной социальной нормы по договору социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Самдан Ч.В. к Муниципальному району «Эрзинский кожуун» Республики Тыва об обязании предоставить жилье в соответствии с установленными социальными нормами удовлетворить.

Обязать Муниципальное учреждение Администрацию Эрзинского кожууна Республики Тыва предоставить в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу Самдану Ч.В. в пределах территории с. Эрзин Эрзинского кожууна Республики Тыва по договору социального найма соответствующее санитарным, гигиеническим нормам и требованиям жилое помещение на одного человека не менее установленной социальной нормы.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления окончательного решения через Эрзинский районный суд.

Мотивированное решение будет изготовлено 09 июня 2012 года.

Председательствующий подпись Л.Б. Сат

Копия верна: Судья Л.Б. Сат