2-253/2011 на действия администрации Ершовского муниципального района об отказе по включению в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»



Дело № 2-253 /2011(1) г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 марта 2011г.

Ершовский районный суд Саратовской области

в составе:

председательствующего судьи Г.А.Андреевой

секретаря Т.В.Иванушкиной

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ершове дело по заявлению Тебеньков С. А. на действия администрации Ершовского муниципального района об отказе по включению в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»

установил:

Тебеньков С. А. обратился в суд с заявлением на действия администрации Ершовского муниципального района об отказе по включению в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и просит обязать администрацию Ершовского муниципального образования выполнить Постановление Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 г. N 17-П и в связи с этим включить его в федеральную программу «Жилище» на 2011-2015 годы, утверждённую постановлением правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1050.

В судебном заседании заявитель просил удовлетворить его заявление.

Представитель администрации Ершовского муниципального района ФИО3 просила отказать в удовлетворении заявления, представила отзыв на заявление.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, считает, что заявление подлежит удовлетворению. В суде установлено, что Тебеньков С. А. является участником ликвидации в ДД.ММ.ГГГГ году последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Обратился с заявлением к главе администрации Ершовского MP ФИО4 о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством», уведомив при этом о Постановлении Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 г. N 17-П, которое гласит: Признать положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. От администрации Ершовского МО за подписью Главы администрации ФИО4 заявитель получил отказ от ДД.ММ.ГГГГ . Копия имеется в материалах дела. Суд считает, что отказ незаконен.

Тебеньков С. А. имеет право на включение его в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, ус

тановленных федеральным законодательством» и следует обязать администрацию Ершовского муниципального образования выполнить Постановление Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 г. N 17-П и в связи с этим включить заявителя в федеральную программу «Жилище» на 2011-2015 годы, утверждённую постановлением правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1050.

. Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства (статья2). К числу конституционно признаваемых и защищаемых прав и свобод человека и гражданина относятся право на охрану здоровья, а также право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением (статьи41 и 42 Конституции Российской Федерации), которым корреспондирует обязанность государства обеспечить экологическое благополучие путем охраны окружающей среды, предотвращения экологически опасной деятельности, предупреждения и ликвидации последствий аварий и катастроф, в том числе радиационных.

В рамках реализации этой обязанности в соответствии с целями политики Российской Федерации как социального государства (статья7 Конституции Российской Федерации) на законодательном уровне разработана система мер социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС - экстраординарной по своим последствиям техногенной аварии XX века, приведшей к неисчислимым экологическим и гуманитарным потерям.

Оценивая конституционность законодательства, регулирующего вопросы возмещения вреда, причиненного вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что государство, с деятельностью которого в сфере освоения и использования ядерной энергии связано причинение этого вреда, при избрании способов его компенсации обязано руководствоваться вытекающими из статей2, 19 и 42 Конституции Российской Федерации требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, вред, причиненный гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, исходя из его масштабов и числа пострадавших, является реально невосполнимым и не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, а следовательно, государство, приняв на себя обязанность по возмещению такого вреда путем предоставления денежных и других материальных компенсаций, доплат к социальным выплатам и льгот, должно стремиться к возможно более полному его возмещению; кроме того, данная обязанность государства обусловлена и фактической невозможностью возмещения такого вреда в обычном судебном порядке, которое должно было бы обеспечить потерпевшим полное восстановление их нарушенных прав. В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют свое право на жилище в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья40, части2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

В соответствии с пунктом2 части первой статьи14 и пунктом1 части первой статьи15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы и участники ликвидации ее последствий, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с названной даты согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004года N189-ФЗ.

Согласно статье49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; другим категориям граждан жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда.

Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, равно как и их право на внеочередное или первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005года, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, при внесении в законодательство изменений, касающихся форм обеспечения граждан жильем, законодателю надлежит иметь в виду, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья19), в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В свою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (постановления от 24 мая 2001года N8-П, от 3 июня 2004 года N11-П, от 15 июня 2006года N6-П и от 5 апреля 2007года N5-П).

В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации изменение условий и порядка обеспечения жильем граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы и нуждающихся в улучшении жилищных условий, допустимо лишь при введении гарантий, в равной мере обеспечивающих предоставление указанной меры социальной поддержки как гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005года, так и гражданам, относящимся к той же категории, но вставшим на учет после этой даты.

Между тем введение денежной формы обеспечения жилыми помещениями только в отношении инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005года, при отсутствии адекватных социальных гарантий для лиц, относящихся к той же категории граждан, но вставших на учет после 1 января 2005года, привело к снижению уровня их социальной защиты по сравнению с лицами, принятыми на учет до 1 января 2005года, и повлекло необоснованную дифференциацию в зависимости исключительно от даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после 1 января 2005года). Такая дифференциация - при наличии у инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий одинаковых оснований для льготного (в сравнении с общеустановленным порядком) жилищного обеспечения - в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их социальных прав как граждан, относящихся к одной категории пострадавших от радиационного воздействия в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, положения пункта2 части первой статьи14 и пункта1 части первой статьи15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004года N122-ФЗ) не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть2), 40, 42 и 55 (часть3), в той мере, в какой данные положения во взаимосвязи с жилищным законодательством Российской Федерации не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005года, так и после этой даты.

Доводы представителя администрации ЕМР не состоятельны.

По добытым в суде доказательствам иск подлежит удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.ст..197-199 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить заявление Тебеньков С. А. на действия администрации Ершовского Муниципального района об отказе по включению в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Включить Тебеньков С. А. в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы.

Решение может быть обжаловано в 10 дневный срок в Саратовский областной суд, после вынесения решения в окончательной форме, то есть после ДД.ММ.ГГГГ

Судья: /подпись/ Г.А.Андреева.