Дело № 2-364/11 Решение Именем Российской Федерации 10 мая 2011г. Ершовский районный суд Саратовской области, в составе: председательствующего судьи Андреевой Г.А секретаря Белик М.В. рассмотрев исковое заявление Попов В И , Шафеев В Р , Бирюков В М к ГУ «Управление социальной поддержки населения Ершовского района», Управлению социальной защиты населения в Ершовском районе о признании действий по отказу в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение незаконным и взыскании компенсации за не предоставленную путевку на санаторно-курортное лечение установил: Попов В И , Шафеев В Р , Бирюков В М обратились в суд с иском к ГУ Управлению социальной поддержки населения Ершовского района, Управлению социальной защиты населения в Ершовском районе о признании действий по отказу в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение незаконным и взыскании компенсации за не предоставленную путевку на санаторно-курортное лечение. В судебном заседании Попов В И , Шафеев В Р просили удовлетворить иск. Бирюков В М в суд не явился без уважительных причин, суд по ходатайству сторон рассматривает дело в его отсутствие. Ответчики, представители ГУ Управления социальной поддержки населения Ершовского района, Управления социальной защиты населения в Ершовском районе просили в иске отказать, представили возражение. Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, считает, что в удовлетворении иска следует отказать. В суде установлено, что истцы являются инвалидами-участниками ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, имеют удостоверения, группы инвалидности. В соответствии с п. 8 ст. 6.1 ФЗ РФ «О государственной социальной помощи» (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 25.11.2006 N 195-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 01.03.2008 N 18-ФЗ, от 14.07.2008 N 110-ФЗ, от 22.12.2008 N 269-ФЗ, от 28.04.2009 N 72-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. 25.12.2009), от 25.12.2009 N 341-ФЗ, от 08.12.2010 N 345-ФЗ) инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В силу п. 6.2 данного Закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг помимо прочего включаются предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний и бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. В связи с чем истцы обращались в Государственное учреждение «Управление социальной поддержки населения Ершовского района» с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на любой период ДД.ММ.ГГГГ., с приложение медицинской справки для получения путевки формы №, выданной в ДД.ММ.ГГГГ. МУ «<адрес>», копией справки об инвалидности, копией паспорта. Однако путевка в ДД.ММ.ГГГГ предоставлена не была. В своем ответе на заявление истцов ответчик указал, что в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 28 января 2010 г. №29-П «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями и услугами, а также отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветераном санаторно-курортным лечением и бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно» утверждены Правила обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов санаторно-курортным лечением и бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, в соответствии с которыми не предусмотрены ежегодная гарантия обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих прав на государственную социальную помощь». Таким образом, по мнению ответчика, предоставление санаторно-курортных путевок гражданам льготных категорий осуществляется строго в соответствии с объемами средств, выделенных на соответствующий финансовый год из федерального бюджета. В случае, если гражданину в течение года, в котором он был принят к учету, по каким-либо причинам не была предоставлена санаторно-курортная путевка, его очередность продляется на следующий финансовый год (при условии сохранения гражданином права на соответствующий пакет социальных услуг на соответствующий год), эквивалентная замена стоимости путевки не предусмотрена». Истцы считают, что отказ в предоставлении санаторно-курортного лечения противоречит действующему законодательству, в связи с чем вынуждены обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав. Просят признать действия Государственного учреждения Управления социальной поддержки населения Ершовского района, УСЗН выразившиеся в отказе предоставления путевки на санаторно-курортное лечение в ДД.ММ.ГГГГ незаконными. Просят взыскать с Государственного учреждения Управления социальной поддержки населения Ершовского района компенсацию за не предоставленную путевку на санаторно-курортное лечение в размере 16212 руб. 00 коп. каждому. Суд не согласен с позицией истцов. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон от 15.05.1991 № 1244-1), другими федеральными законами. Согласно ст. 49 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. C 1 января 2010 года полномочия по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение переданы на региональный уровень. Между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Саратовской области было заключено Соглашение о передаче Правительству Саратовской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам и отдельным категориям гражданам из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Вышеуказанное Соглашение было утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 2104-р. На основании распоряжения Правительства Российской Федерации Правительство Саратовской области утвердило Постановление Правительства Саратовской области от 28 января 2010 года № 29-П «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями и услугами, а также отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно – ортопедическими изделиями, обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов санаторно-курортном лечением и бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно». Данным Постановлением были утверждены Правила обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов санаторно-курортным лечением и бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Инвалиды и отдельные категории граждан с 01 января 2010 года обеспечиваются санаторно-курортным лечением через Министерство социального развития Саратовской области, а не через Фонд социального страхования Российской Федерации. Министерство социального развития Саратовской области предоставляет путевки на санаторно-курортное лечение инвалидам и отдельным категориям граждан по их личным заявлениям (или их законных представителей) на санаторно-курортное лечение, подаваемым в подведомственные учреждения министерства- управления социальной поддержки населения по месту жительства. При подготовке технических заданий на закупку путевок учитывается потребность граждан в санаторно-курортном лечении по профилю их заболевания. Закупка санаторных путевок осуществляется централизованно Министерством социального развития Саратовской области, а не Фондом социального страхования Российской Федерации как указывает в своем исковом заявление истец. Закупка Министерством санаторно-курортных путевок осуществляется на конкурсной основе в пределах выделенных из федерального бюджета на эти цели денежных средств в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В торгах принимают участие санаторно-курортные учреждения, специализирующиеся на лечении конкретных заболеваний. Эти учреждения могут располагаться как в Саратовской области, так и за ее пределами. Предположить какое санаторно-курортное учреждение выиграет в конкурсе, невозможно, поэтому гражданам ГУ УСПН Ершовского района не может обещать обеспечение путевками в конкретное санаторно-курортное учреждение, рекомендованное врачом. Главная задача Министерства социального развития Саратовской области при обеспечении путевками – организация качественного лечения граждан. Оплата санаторно-курортного лечения граждан осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели. В соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 28 января 2010 года № 29-П, путевки на санаторно – курортное лечение предоставляются в порядке очередности. Гарантий ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на социальную помощь, в отличие от ранее действовавшего законодательства, Федеральным законом от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», не предусмотрено. Эквивалентная замена стоимости путевки деньгами также не предусмотрена. Также Порядок обеспечения лиц из числа получателей социальных услуг санаторно-курортным лечением установлен приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29 декабря 2004г. № 328. В данном приказе не содержится положения о безусловном ежегодном предоставлении обратившимся лицам санаторно-курортных путевок, равно как и нет обязательного условия о предоставлении санаторно-курортного лечения строго в рекомендованные лечебным учреждением периоды. В соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 28 января 2010 года № 29-П предоставление санаторно-курортных путевок гражданам льготных категорий осуществляется строго в соответствии с объемами средств, выделенных на соответствующий финансовый год из федерального бюджета. Если гражданину в течение года, в котором он был принят к учету, по каким - либо причинам не была предоставлена санаторно-курортная путевка, его очередность продляется на следующий финансовый год (при условии сохранения гражданином права на соответствующий пакет социальных услуг на соответствующий год), эквивалентная замена стоимости путевки законодательством не предусмотрена. ДД.ММ.ГГГГ Бирюков В М была предложена санаторно-курортная путевка в санаторий «<адрес>». От данной путевки Бирюков В М отказался, ссылаясь на то, что ему нужна путевка на курорты, которые указаны в предоставленной в ГУ УСПН Ершовского района справке формы № выданной медицинским учреждением. Кроме того санаторий «<адрес>» работает по стандартам санаторно-курортного лечения. Оказывает лечение больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, больным после операций на сердце и перенесенного инсульта. Также одним из популярных методов, которые используются для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, является «Горный воздух» (гипокситерапия). Данное санаторно-курортное направление подходит для лечения заболевания Бирюков В М ДД.ММ.ГГГГ Попов В И предоставлена путевка в санаторий «<адрес>», который оказывает лечение больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Путевка предоставлена Попов В И в соответствии с заболеванием, указанным в справке выданной медицинским учреждениям. Шафеев В Р будет обеспечен санаторно-курортной путевкой в порядке очереди, в настоящее время до него очередь еще не дошла, так как очередь состоит из <данные изъяты> инвалидов, так как очередь общая. Федеральный Закон от 22 августа 2004г.№ 122 «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных /представительных/и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»/с изменениями и дополнениями/статья 3 пункт 8 в «Статье 14 «Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы» пункт 1,где ранее было предусмотрено бесплатное ежегодное обеспечение санаторно-курортным обеспечением или получение денежной компенсации в размере средней стоимости путевки, утратил силу с 1 января 2010г. Таким образом, суд считает, что требования истцов необоснованы, противоречат действующему законодательству и не подлежат удовлетворению. По добытым в суде доказательствам иск не подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.197-199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении искового заявления Попов В И , Шафеев В Р , Бирюков В М к ГУ Управление социальной поддержки населения Ершовского района», Управлению социальной защиты населения в Ершовском районе о признании действий по отказу в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение незаконным и взыскании компенсации за не предоставленную путевку на санаторно-курортное лечение отказать. Решение может быть обжаловано в 10 дневный срок в Саратовский областной суд, после вынесения решения в окончательной форме, то есть после ДД.ММ.ГГГГ Судья: подпись Г.А. Андреева.