Дело № 2-855/11(1) Решение Именем Российской Федерации 31 октября 2011г. Ершовский районный суд Саратовской области, в составе: председательствующего судьи Андреевой Г.А. секретаря Чередниковой С.М. с участием заместителя прокурора Логина В.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление заместителя прокурора Ершовского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Ершов, Саратовской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконными и обязании организации деятельности по сбору и утилизации ТБО у с т а н о в и л: Заместитель прокурора Ершовского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Ершов, Саратовской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконными и обязании организации деятельности по сбору и утилизации ТБО и просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Ершов, выразившееся в осуществлении деятельности по сбору и утилизации ТБО на территории муниципального образования г.Ершов в отсутствии лицензии на данный вид деятельности, осуществление деятельности по сбору и утилизации ТБО в отсутствие разработанного проекта организации санитарно-защитной зоны, санитарно-эпидемиологического заключения на земельный участок,осуществление деятельности по сбору и утилизации ТБО на территории городской свалки, которая не благоустроена, на которой отсутствует освещение и ограждение, подъездные пути к которой, а также прилегающая к ней автомобильная дорога, завалены мусором, осуществление деятельности по сбору и утилизации ТБО в отсутствие контроля за составом поступающих отходов, в отсутствие контроля за распределением отходов в работающей части полигона, в отсутствие регламента и режима работы, в отсутствие инструкции по производственной санитарии для персонала и просит обязать администрацию муниципального образования г. Ершов в четырехмесячный срок организовать деятельность по сбору и утилизации ТБО на территории муниципального образования г.Ершов при наличии лицензии на данный вид деятельности, осуществление деятельности по сбору и утилизации ТБО при наличии разработанного проекта организации санитарно-защитной зоны, санитарно-эпидемиологического заключения на земельный участок, принять меры к благоустройству территории городской свалки, обеспечить освещение и ограждение городской свалки, расчистить подъездные пути к ней, расчистить прилегающую к ней автомобильную дорогу, обеспечить осуществление деятельности по сбору и утилизации ТБО при наличии контроля за составом поступающих отходов и контролем за распределением отходов в работающей части полигона, а также при наличии регламента и режима работы, обеспечить наличие инструкции по производственной санитарии для персонала. В судебном заседании прокурор просил удовлетворить частично иск, отказавшись от требований по первой части иска, о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления. Представители администрации муниципального образования г. Ершов ФИО2, ФИО3не возражают против второй части требований иска об обязании организации деятельности по сбору и утилизации ТБО, возражают против первой части требований иска о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившееся в осуществлении деятельности по сбору и утилизации ТБО на территории муниципального образования г.Ершов. Представитель территориального отдела территориального управления «Роспотребнадзора» Саратовской области в Ершовском районе ФИО4 не возражает против удовлетворения иска. Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, считает возможным иск удовлетворить частично. В суде установлено,что прокуратурой Ершовского района совместно с сотрудниками «Роспотребнадзора» по Ершовскому району и сотрудниками Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области проведена проверка состояния экологической безопасности на территории муниципального образования г. Ершов Саратовской области,в ходе которой выявлены нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Из содержания ст. 3 вышеуказанного Закона следует, что к основным принципам охраны окружающей среды относится соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. В соответствии со ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения органов местного самоуправления муниципального образования относится организация сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора. Указанная обязанность органов местного самоуправления возложена на администрацию г. Ершова в соответствии с Уставом муниципального образования г. Ершов Ершовского района Саратовской области. Аналогичные обязанности органов местного самоуправления предусмотрены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Федеральным законом от 10 января 2002 в ФЗ "Об охране окружающей среды". Так, в соответствии со ст. 8 ФЗ от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ст. 13 Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от_ отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Статьёй 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено,что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Проведённой проверкой прокуратурой района установлено, что на земельном участке площадью 800 кв. м., расположенного в 3-х км. северо- восточнее г. Ершова, вдоль автотрассы Ершов-Горный расположены ТБО, объём которых составляет 2400 м. куб. Работы по утилизации ТБО проводятся с нарушением п. 5.7 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требование к устройству содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов», т.е. путём сжигания. Кроме того, в нарушение ст. 17 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по размещению и утилизации ТБО в районе городской свалки осуществляется в отсутствии лицензии. Так же, проверкой установлено, что в нарушение п.п. 2.1,2.2,2.3,3.6,3.4 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требование к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов» не разработан проект организации санитарно-защитной зоны, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на земельный участок, территория свалки не благоустроена, отсутствует освещение и ограждение, подъездные пути к свалке, а так же прилегающая автомобильная дорога завалена мусором, складирование ТБО происходит рядом с хозяйственной зоной, отсутствует контроль за составом поступающих отходов, не осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, не разработан регламент и режим работы, отсутствует инструкция по производственной санитарии для персонала. В нарушение вышеуказанного законодательства администрация муниципального образования г. Ершов самоустранилась от выполнения обязанностей возложенных на неё Законом, не принимает должных мер по надлежащей организации сбора и утилизации бытовых отходов и мусора, бездействует в решении данной проблемы, не обеспечивает санитарное благополучие на территории муниципального образования, что в своей совокупности явилось причиной образования несанкционированной свалки по вышеуказанному адресу и причинён вред окружающей среде на сумму 3,9 млн. рублей. Таким образом, бездействием администрации МО г. Ершов, допускается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора, определении порядка сбора и размещения твёрдых бытовых отходов, чем нарушаются права и законные интересы граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, создавая реальную угрозу их здоровью, учитывая открытость, доступность несанкционированной свалки для жителей муниципального образования. В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор в праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. В части бездействия ответчик просил отказать, представив суду пакет документов по работе в этом вопросе. Предоставлено суду свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок для размещения свалки, общей площадью 29000,02кв.м.в северо-восточной части города Ершова, Саратовской области, заключен договор на выполнение работ по оценке от ДД.ММ.ГГГГи т.д.Это подтверждает, что действия по организации деятельности по сбору и утилизации ТБО ведутся и нет оснований признавать бездействия органа местного самоуправления незаконными. Прокурор в этой части исковых требований просил отказать. По добытым в суде доказательствам иск подлежит удовлетворению частично. На основании изложенного, руководствуясь ст.197-199 ГПК РФ суд решил: Обязать администрацию муниципального образования г. Ершов в четырехмесячный срок организовать деятельность по сбору и утилизации ТБО на территории муниципального образования г.Ершов при наличии лицензии на данный вид деятельности, осуществление деятельности по сбору и утилизации ТБО при наличии разработанного проекта организации санитарно-защитной зоны, санитарно-эпидемиологического заключения на земельный участок, принять меры к благоустройству территории городской свалки, обеспечить освещение и ограждение городской свалки, расчистить подъездные пути к ней, расчистить прилегающую к ней автомобильную дорогу, обеспечить осуществление деятельности по сбору и утилизации ТБО при наличии контроля за составом поступающих отходов и контролем за распределением отходов в работающей части полигона, а также при наличии регламента и режима работы, обеспечить наличие инструкции по производственной санитарии для персонала. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в 10 дневный срок в Саратовский областной суд. Судья: подпись Г.А. Андреева.