Дело № 2-177/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21 февраля 2012 года город Ершов Саратовской области Ершовский районный суд (1) Саратовской области в составе председательствующего судьи Кожахина А.Н., с участием помощника прокурора Ершовского района Саратовской области Алькова Н.С., при секретаре Донцовой В.В., а также с участием представителя ответчика директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Ершов Саратовской области» Тиховой Ю.А. и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации Ершовского муниципального района Саратовской области по доверенности Казадаева В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ершовского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Ершов Саратовской области» об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ершовского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Ершов Саратовской области» (далее – МОУ «СОШ №2 г. Ершов») об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов и просит обязать МОУ «СОШ №2 г. Ершов» устранить нарушения законодательства о доступности объектов социальной инфраструктуры и объектов образования для инвалидов и обязать произвести на входе в здание школы обустройство пандуса с поручнями. В обосновании заявленных исковых требований прокурор указывает, что прокуратурой Ершовского района Саратовской области проведена проверка соблюдения законодательства о социальном обеспечении, защите прав инвалидов и иных социально незащищенных категорий граждан. В ходе проверки установлено, что вход в МОУ «СОШ №2 г. Ершов», расположенном по адресу: <адрес> не оборудован необходимыми приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ инвалидам. Невыполнение указанных строительных норм и правил нарушает права инвалидов и маломобильных граждан, предусмотренные Федеральным законом №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». В судебном заседании прокурор просил иск удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика директор МОУ «СОШ №2 г. Ершов» Тихова Ю.А. исковые требования не признала, пояснив, что МОУ «СОШ №2 г. Ершова» является бюджетным муниципальным учреждением, а собственником здания является администрация Ершовского муниципального района Саратовской области, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации Ершовского муниципального района Саратовской области Казадаев В.А. (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ) пояснил, что на администрацию Ершовского муниципального района Саратовской области, как на учредителя МОУ «СОШ №2 г. Ершов» требования прокурора по установке пандуса никаким образом возлагаться не могут, поскольку ответчик является самостоятельным юридическим лицом и кроме того, является бюджетным учреждением. Одновременно просил рассмотреть вопрос о замене заявленных требований альтернативной возможностью установкой кнопки. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к следующему. Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Согласно Конституции Российской Федерации, ее статье 7, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2). Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Согласно ст.2 Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Статьей 3 Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также в частности Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона РФ №3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании», Федерального закона №122-ФЗ от 02 августа 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и иных, предусматривающих в своем содержании обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. В соответствии со ст.15 Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», органы местного самоуправления и организации, независимо от организационно-правовых форм, обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла) для беспрепятственного доступа к объектам социальной структуры (жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Положениями той же нормы установлено, что планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского или сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания. Согласно ст.9 «Конвенции о правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места». В соответствии с п.3 ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Пунктом 3.9 Строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» утвержденных постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года № 73, установлено, что открытые лестницы на перепадах рельефа, должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Также в соответствии с п. 3.13 вышеуказанных правил, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения. Указанное здание указанных школы не обеспечено приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в нарушение требований Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и СНиП 35-01-2001. Таким образом, мер для беспрепятственного доступа маломобильных граждан в здание школы в необходимом объеме не создано. Требования на предмет обеспеченности специальными приспособлениями облегчающими доступ инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры, предусмотрены и в постановлении Правительства Российской Федерации от 07 декабря 1996 года №1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры». Согласно Постановлению Правительства РФ от 07 декабря 1996 г. N 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» должны были быть утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры. К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе и относятся объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения. Создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры входит в круг обязанностей: Правительства Российской Федерации; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления; любых коммерческих и некоммерческих организаций независимо от их организационно-правовых форм. Кроме того, требования предъявляемые к зданиям и сооружениям в части беспрепятственного в них доступа инвалидов регулируются положениями Федерального закона №384-ФЗ от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Согласно акта проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации, при входе в здание МОУ «СОШ №2 г. Ершов» отсутствует пандус с закрепленными поручнями (л.д.9). Как следует из материалов дела, устава МОУ «СОШ №2 г. Ершов» является муниципальным бюджетным образовательным учреждением Согласно Устава МОУ «СОШ №2 г. Ершов», школа является некоммерческим общеобразовательным учреждением общего образования и осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственно-экономическую деятельность в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», типовым положением об общеобразовательном учреждении, другими нормативными актами Российской Федерации, договором с Учредителем, настоящим уставом (л.д.19-42). Согласно ст.1.5 Устава МОУ СОШ №2 г. Ершов», общеобразовательное учреждение является бюджетным. Общеобразовательное учреждение самостоятельно распоряжается денежными средствами. Согласно ч.1 ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Согласно ч.2 указанной статьи и ст. 6.3 Устава МОУ «СОШ №2 г. Ершов» бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Согласно ст.9.2 Федерального закона №7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Пандус является элементом строительной конструкции. При этом установка пандуса на крыльце здания не приведет к изменению его технико-эксплуатационных характеристик. Таким образом, установление строительного элемента - пандус относится к капитальному ремонту, а не к реконструкции (модернизации). Согласно Устава МОУ «СОШ №2 г. Ершов» на администрацию Ершовского муниципального района Саратовской области, как учредителя, возлагаются управленческие функции по функционированию учреждения, одновременно с этим функции по проведению ремонта основных фондов возложена на МОУ «СОШ №2 г. Ершов». При таких обстоятельствах суд находит довод представителя ответчика директора МОУ «СОШ №2 г. Ершов» о невозможности отвечать по обязательствам по заявленным исковым требованиям, не состоятельным. С учетом установленных судом обстоятельств МОУ «СОШ №2 г. Ершов» надлежащим образом не исполняются требования действующего законодательства по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) к объектам социальной инфраструктуры. Учитывая положения приведенных выше норм, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Ершовского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Ершов Саратовской области» об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов – удовлетворить. Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Ершов Саратовской области» устранить нарушения законодательства о доступности объектов социальной инфраструктуры и объектов образования для инвалидов в виде проведения работ и обустройства на входе в муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Ершов Саратовской области» пандуса с поручнями. На решение Ершовского районного суда (1) Саратовской области может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Ершовский районный суд (1) Саратовской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – 24 февраля 2012 года. Судья А.Н. Кожахин