2-55/2012 о защите избирательных прав



Дело № 2- 55/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ершов 22 марта 2012 год

Судья Ершовского районного суда Саратовской области Лукьянова Ж. Г..

при секретаре Саркисян М.Л.

с участием заместителя прокурора Логина В.Г.

заявителя и представителя политической партии Коммунистическая партия РФ Лукавенко Н.С.

представителя территориальной избирательной комиссии Головатовой О.В.

представителя политической партии Либерально – демократическая партия России Курышевой О.В.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Лукавенко Н.С. о защите избирательных прав,

У С Т А Н О В И Л:

Лукавенко Н.С. обратился в Ершовский районный суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя, что 05.12.2011г. по результатам суммирования итогов голосования на избирательных участках по выборам депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва, расположенных в Ершовском муниципальном районе Саратовской области территориальной избирательной комиссией по выборам депутатов Государственной Думы VI созыва были определены результаты голосования на территории Ершовского муниципа­льного района, отраженные в протоколе об итогах голосования и сводной таблице от 04.12.2011 года. С результатами, установленными ТИК Ершовского муниципального района он, как кандидат в депутаты Государственной Думы VI созыва, не согласен. Председатели и секретари участковых избирательных комиссий № № 868; 872; 874; 880; 881; 882; 883; 884; 890; 892; 897; 898; 905; 907; 908; 909; 911; 912; 913; 914; 915; 916; 918; 919; 923; 924; 925; 926 после завершения подсчета голосов, подписания протоколов голосования членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий наблюдателям и членам комиссии с правом совещательного голоса передали данные протоколы в ТИК Ершовского муниципального района. После чего члены ТИК Ершовского муниципального района были должны принять решение о результатах голосования по Ершовскому муниципальному району исключительно по данным, указанным в протоколах об итогах голосования участковых избирательных комиссий, а именно суммировать эти данные и отобразить результаты в своем протоколе об итогах голосования и сводной таблице. Однако после получения от члена ТИК Ершовского муниципального района с правом совещательного голоса копии сводной таблицы были установлены значительные количественные расхождения с данными, указанными в протоколах об итогах голосования, составленными членами участковых избирательных комиссий после подсчёта голосов. Таким образом, протокол об итогах голосования и сводная таблица ТИК Ершовского муниципального района были заполнены по не соответствующим действительности данным, в связи с чем они не отражают и не могут отражать действительное волеизъявление избирателей Ершовского муниципального района. Допущенные членами ТИК Ершовского муниципального района нарушения по внесению недействительных сведений в протокол результатов голосования и сводную таблицу могут быть устранены исключительно путем повторного составления протокола результатов голосования и сводной таблицы и отражения в них данных, указанных в протоколах об итогах голосования, составленных на избирательных участках, заверенные копии которых были выданы наблюдателям, членам участковых избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голосов. Просит обязать территориальную избирательную комиссию Ершовского муниципального района внести изменение в протокол об итогах голосования на выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва по Ершовскому муниципальному району и таблицу от 04.12.2011 года путем составления нового протокола об итогах голосования с отметкой "Повторный" и новой сводной таблицы с отметкой "Повторная" на основании данных, отраженных в протоколах об итогах голосования, составленных членами участковых избирательных комиссий № № 868; 872; 874; 880; 881; 882; 883; 884; 890; 892; 897; 898; 905; 907; 908; 909; 911; 912; 913; 914; 915; 916; 918; 919; 923; 924; 925; 926.

В ходе судебного заседания дополнил свое заявление и просит также признать протоколы об итогах голосования участковых избирательных комиссий № № 868; 872; 874; 880; 881; 882; 883; 884; 890; 892; 897; 898; 905; 907; 908; 909; 911; 912; 913; 914; 915; 916; 918; 919; 923; 924; 925; 926 недействительными, ввиду того, что между копиями протоколов и подлинниками протоколов УИК имеются числовые расхождения, также в подлиннике протокола об итогах голосования УИК №883 отсутствует подпись председателя УИК, в подлинниках протоколов об итогах голосования УИК №, № 880, 868, 924, 918 подписи членам УИК не принадлежат, а также подлинник протокола об итогах голосования УИК № 905 был переписан в администрации г.Ершова.

В судебном заседании заявитель и представитель политической партии Коммунистическая партия РФ Лукавенко Н.С. заявление поддержал и пояснил, что нарушаются его избирательные права, как избирателя и кандидата в депутаты. Нарушение его прав заключаются в том, что результаты выборов были искажены, что в свою очередь влияет на волеизъявление граждан и затрагивает его избирательные права. Кроме того, данное искажение повлияло на распределение мандатов в Государственную Думу. Просит заявление удовлетворить.

Представитель территориальной избирательной комиссии Головатова О.В. с заявлением не согласна и пояснила, что сводная таблица и протокол об итогах голосования были заполнены на основании подлинных протоколов УИК, которые были сданы в ТИК Ершовского района. Они были надлежащим образом оформлены и оснований им доверять у них не было оснований. Просит в удовлетворении заявления отказать.

Представитель политической партии Либерально – демократическая партия России Курышева О.В. с заявлением согласна и пояснила, что подлинные протоколы УИК имеют числовые расхождения с копиями протоколов УИК, выданных наблюдателям от политической партии Коммунистическая партия РФ и политической партии ЛДПР. При этом копии протоколов, выданные наблюдателям идентичны между собой. Кроме того, в некоторых подлинных протоколах подписи членов УИК не принадлежат им. В связи с чем подлинные протоколы являются недействительными. Просит заявление Лукавенко Н.С. удовлетворить.

Представители политической партии «Справедливая Россия», политической партии «Патриоты России», политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», Всероссийской политической партии «Единая Россия» в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель Всероссийской партии «Правое дело» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, возражений не представил.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что заявление Лукавенко Н.С. не подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями), законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Федерального закона, других федеральных законов.

Указом Президента Российской Федерации № 1124 от 29.08.2011г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации нового созыва на 4 декабря 2011 года.

В соответствии с ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ» решением территориальной избирательной комиссией в Ершовском муниципальном районе № 01-07\93-р от 13 октября 2011 года был утвержден количественный состав участковых избирательных комиссий по выборам Государственной Думы Федерального собрания РФ.

Решением территориальной избирательной комиссией в Ершовском муниципальном районе № 01-07\109-р от 09 ноября 2011 года были сформированы 61 участковых избирательных комиссий с № 866 по № 926 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ шестого созыва.

Территориальной избирательной комиссией в Ершовском муниципальном районе были определены результаты голосования на территории Ершовского муниципального района и отражены в протоколе об итогах голосования и сводной таблице.

Согласно положениям ч. 4, 5, 10 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", решения комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдумов обжалуются в суды соответствующего уровня, по подсудности, установленной пунктом 2 настоящей статьи. При этом суд соответствующего уровня рассматривает решение комиссии, организующей выборы, референдум, а также решения нижестоящих комиссий, принимавших участие в проведении данных выборов, референдума в соответствии с законом, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты данных выборов, референдума. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.

В силу ст. 77 вышеуказанного закона, после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными (п. 1.2). Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства: а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом; б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей; г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей (п. 2). Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей (п. 3).

Согласно ст. 67 ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума. Протокол об итогах голосования должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой комиссии.

Согласно ст. 69 ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых, территориальных комиссий, окружных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации немедленно после их подписания членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий и заверенных копий сводных таблиц лицам, имеющим право на получение этих копий, поступают в вышестоящую комиссию в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах, и последующей передачи этих данных в комиссию, устанавливающую итоги голосования в целом на территории, на которой проводились выборы, референдум, и определяющую результаты соответствующих выборов, референдума, в том числе в комиссию, организующую эти выборы, референдум.

На основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации. Решение комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования.

По данным протоколов нижестоящих комиссий вышестоящая комиссия составляет сводную таблицу и протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума), в который заносятся данные о количестве нижестоящих комиссий на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации, количестве поступивших протоколов нижестоящих комиссий, на основании которых составляется указанный протокол, а также суммарные данные по строкам протокола участковой комиссии об итогах голосования, установленным пунктом 2 статьи 67 настоящего Федерального закона.

Для подписания протокола комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов нижестоящих комиссий. После этого комиссия подписывает протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) и выдает копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания протокола недействительным.

Согласно ст.70 вышеуказанного закона на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов, референдума путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов, референдума лично. О результатах выборов, референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. На основании протокола о результатах выборов, референдума комиссия принимает решение о результатах выборов, референдума.

Основанием для обращения в суд явились разночтения в копиях протоколах участковых избирательных комиссий, выданных наблюдателям и в протоколах участковых избирательных комиссий, сводной таблице и протоколе об итогах голосования ТИК Ершовского муниципального района, а также отсутствие подписи председателя УИК № 883 в подлиннике протокола УИК и факт непринадлежности отдельным членам УИК № 868,880,918,924 подписей в подлинных протоколах об итогах голосования.

В подтверждение своих доводов Лукавенко Н.С. представлены копии протоколов, выданных наблюдателям на избирательных участках, допрошены председатели и секретари избирательных участков, наблюдатели и члены комиссии.

Из материалов дела усматривается, что по 28 участковым избирательным комиссиям имеются разночтения между копиями протоколов об итогах голосования и подлинниками протоколов об итогах голосования, в частности:

- по участковой избирательной комиссии № 868 по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ шестого созыва п.4 копии протокола УИК – 601 штука, по данным сводной таблицы ТИК – 701 штука бюллетеней; п.6- по данным копии протокола УИК – 874 бюллетеня, по данным сводной таблицы ТИК – 774 бюллетеня; п. 8- по данным копии протокола УИК - 601 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 701 бюллетеней; п.10- по данным копии протокола УИК 684 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК- 784 бюллетеней; п.24 – по данным копии протокола УИК – 414 голосов, по данным сводной таблицы – 514 голосов.

- по участковой избирательной комиссии № 872 по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ шестого созыва п.4 – по данным копии протокола УИК 477 штук, по данным сводной таблицы ТИК – 777 штук бюллетеней; п.6- по данным копии протокола УИК – 480 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 180 бюллетеней; п.8- по данным копии протокола УИК - 477 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 777 бюллетеней ; п.10- по данным копии протокола УИК 557 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК- 857 бюллетеней; п.24 – по данным копии протокола УИК – 295 голосов, по данным сводной таблицы – 595 голосов.

- по участковой избирательной комиссии № 874 по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ шестого созыва п.20 – по данным копии протокола УИК 84 голоса, по данным сводной таблицы ТИК – 04 голоса; п.24- по данным копии протокола УИК – 309 голосов, по данным сводной таблицы – 389 голосов.

- по участковой избирательной комиссии № 880 по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ шестого созыва п.4 – по данным копии протокола УИК 644 штуки, по данным сводной таблицы ТИК – 744 штуки бюллетеней; п.6- по данным копии протокола УИК – 727 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 627 бюллетеней; п.8- по данным копии протокола УИК - 644 бюллетеней по данным сводной таблицы ТИК – 744 бюллетеней; п.10- по данным копии протокола УИК -665 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК- 765 бюллетеней; п.24 – по данным копии протокола УИК – 308 голосов, по данным сводной таблицы – 408 голосов.

- по участковой избирательной комиссии № 881 по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ шестого созыва п.4 – по данным копии протокола УИК 756 штук, по данным сводной таблицы ТИК – 856 штук бюллетеней; п.6- по данным копии протокола УИК – 549 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 449 бюллетеней; п.8- по данным копии протокола УИК - 756 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 856 бюллетеней; п.10- по данным копии протокола УИК - 783 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК- 883 бюллетеней; п.24 – по данным копии протокола УИК – 389 голосов, по данным сводной таблицы – 489 голосов.

- по участковой избирательной комиссии № 882 по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ шестого созыва п.4 – по данным копии протокола УИК 270 штук, по данным сводной таблицы ТИК – 420 штук бюллетеней; п.6- по данным копии протокола УИК – 261 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 111 бюллетеней; п.8 - по данным копии протокола УИК - 270 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 420 бюллетеней; п.10- по данным копии протокола УИК - 295 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК- 445 бюллетеней ; п.24 – по данным копии протокола УИК – 160 голосов, по данным сводной таблицы – 310 голосов.

- по участковой избирательной комиссии № 883 по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ шестого созыва п.2 - по данным копии протокола УИК - 1431 штука, по данным сводной таблицы ТИК – 1480 штук бюллетеней; п.4 – по данным копии протокола УИК - 702 штуки, по данным сводной таблицы ТИК – 902 штуки бюллетеней; п.6- по данным копии протокола УИК – 697 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 546 бюллетеней; п.8 - по данным копии протокола УИК - 702 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 902 бюллетеней ; п.10- по данным копии протокола УИК - 694 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК- 926 бюллетеней ; п.11- по данным копии протокола УИК - 32 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК- 26 бюллетеней; п.12 – по данным копии протокола УИК – 32 открепительных удостоверения, по данным сводной таблицы – 26 штук; п.24 – по данным копии протокола УИК – 350 голосов, по данным сводной таблицы – 550 голосов.

- по участковой избирательной комиссии № 884 по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ шестого созыва п.4 – по данным копии протокола УИК 580 штук, по данным сводной таблицы ТИК – 780 штук бюллетеней; п.6- по данным копии протокола УИК – 464 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 264 бюллетеней; п.8 - по данным копии протокола УИК - 580 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 780 бюллетеней; п.10- по данным копии протокола УИК - 636 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК- 833 бюллетеней; п.24 – по данным копии протокола УИК – 366 голосов, по данным сводной таблицы – 566 голосов.

- по участковой избирательной комиссии № 890 по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ шестого созыва п.11- по данным копии протокола УИК - 5 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 2 бюллетеней; п.19- по данным копии протокола УИК - 39 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК- 09 бюллетеней ; п.24 – по данным копии протокола УИК – 108 голосов, по данным сводной таблицы – 138 голосов.

- по участковой избирательной комиссии № 892 по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ шестого созыва п.4 – по данным копии протокола УИК 204 штуки, по данным сводной таблицы ТИК – 304 штуки бюллетеней; п.6- по данным копии протокола УИК – 191 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 91 бюллетеней; п.8 - по данным копии протокола УИК - 204 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 304 бюллетеней; п.10- по данным копии протокола УИК - 222 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК- 322бюллетеней ; п.24 – по данным копии протокола УИК – 171 голос, по данным сводной таблицы – 271 голос.

- по участковой избирательной комиссии № 897 по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ шестого созыва п.4 – по данным копии протокола УИК 348 штук, по данным сводной таблицы ТИК – 448 штук бюллетеней; п.6- по данным копии протокола УИК – 192 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 92 бюллетеней; п.8 - по данным копии протокола УИК - 348 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 448 бюллетеней ; п.10- по данным копии протокола УИК - 417 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК- 517 бюллетеней; п.24 – по данным копии протокола УИК – 300 голосов, по данным сводной таблицы – 400 голосов.

- по участковой избирательной комиссии № 898 по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ шестого созыва п.4 – по данным копии протокола УИК 406 штук, по данным сводной таблицы ТИК – 706 штук бюллетеней; п.6- по данным копии протокола УИК – 375 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 75 бюллетеней; п.8 - по данным копии протокола УИК - 406 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 706 бюллетеней ; п.10- по данным копии протокола УИК - 452 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК- 752 бюллетеней; п.24 – по данным копии протокола УИК – 269 голосов, по данным сводной таблицы – 569 голосов.

- по участковой избирательной комиссии № 905 по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ шестого созыва п.1 – по данным копии протокола УИК 237 штук, по данным сводной таблицы ТИК – 354 штуки бюллетеней; п.4 – по данным копии протокола УИК - 197 штук, по данным сводной таблицы ТИК – 297 штук бюллетеней; п.6- по данным копии протокола УИК – 128 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 28 бюллетеней; п.8 - по данным копии протокола УИК – 197 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 297 бюллетеней ; п.10- по данным копии протокола УИК - 236 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК- 336 бюллетеней ; п.11- по данным копии протокола УИК - 03 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК- 05 бюллетеней; п.24 – по данным копии протокола УИК – 131 голос, по данным сводной таблицы – 231 голос.

- по участковой избирательной комиссии № 907 по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ шестого созыва п.4 – по данным копии протокола УИК - 135 штук, по данным сводной таблицы ТИК – 250 штук бюллетеней; п.6- по данным копии протокола УИК – 165 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 50 бюллетеней; п.8 - по данным копии протокола УИК – 135 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 250 бюллетеней; п.10- по данным копии протокола УИК - 170 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК- 285 бюллетеней; п.24 – по данным копии протокола УИК – 91 голос, по данным сводной таблицы – 206 голосов.

- по участковой избирательной комиссии № 908 по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ шестого созыва п.4 – по данным копии протокола УИК - 540 штуки, по данным сводной таблицы ТИК – 790 штук бюллетеней; п.6- по данным копии протокола УИК – 399 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 149 бюллетеней; п.8 - по данным копии протокола УИК – 540 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 790 бюллетеней ; п.10- по данным копии протокола УИК - 579 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК- 829 бюллетеней ; п.24 – по данным копии протокола УИК – 372 голоса, по данным сводной таблицы – 622 голоса.

- по участковой избирательной комиссии № 909 по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ шестого созыва п.4 – по данным копии протокола УИК - 211 штук, по данным сводной таблицы ТИК – 261 штука бюллетеней; п.6- по данным копии протокола УИК – 104 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 54 бюллетеней; п.8 - по данным копии протокола УИК – 211 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 261 бюллетеней; п.10- по данным копии протокола УИК - 234 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК- 284 бюллетеней ; п.24 – по данным копии протокола УИК – 187 голосов, по данным сводной таблицы – 237 голосов.

- по участковой избирательной комиссии № 911 по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ шестого созыва п.4 – по данным копии протокола УИК - 436 штук, по данным сводной таблицы ТИК – 586 штук бюллетеней; п.6- по данным копии протокола УИК – 244 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 94 бюллетеней; п.8 - по данным копии протокола УИК – 436 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 586 бюллетеней ; п.10- по данным копии протокола УИК - 481 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК- 631 бюллетеней ; п.12- по данным копии протокола УИК – 0 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 35 бюллетеней; п.21 - по данным копии протокола УИК – 04 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 0 бюллетеней ; п.23- по данным копии протокола УИК - 07 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК- 0 бюллетеней; п.24 – по данным копии протокола УИК – 334 голоса, по данным сводной таблицы – 495 голосов.

- по участковой избирательной комиссии № 912 по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ шестого созыва п.15 – по данным копии протокола УИК - 10 открепительных удостоверений, по данным сводной таблицы ТИК – 01 штука; п.19- по данным копии протокола УИК – 08 голосов избирателей, по данным сводной таблицы ТИК- 05 голосов избирателей ; п.24 – по данным копии протокола УИК – 69 голосов, по данным сводной таблицы – 72 голоса.

- по участковой избирательной комиссии № 913 по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ шестого созыва п.4 – по данным копии протокола УИК - 527 штук, по данным сводной таблицы ТИК – 627 штук бюллетеней; п.6- по данным копии протокола УИК – 288 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 188 бюллетеней; п.8 - по данным копии протокола УИК – 527 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 627 бюллетеней ; п.10- по данным копии протокола УИК - 620 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК - 720 бюллетеней ; п.21 - по данным копии протокола УИК – 06 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 0 бюллетеней ; п.23- по данным копии протокола УИК - 06 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК- 0 бюллетеней; п.24 – по данным копии протокола УИК – 402 голоса, по данным сводной таблицы – 515 голосов; п.25 – по данным копии протокола УИК – 01 голос, по данным сводной таблицы – 0 голосов.

- по участковой избирательной комиссии № 914 по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ шестого созыва п.4 – по данным копии протокола УИК - 239 штук, по данным сводной таблицы ТИК – 289 штук бюллетеней; п.6- по данным копии протокола УИК – 122 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 72 бюллетеней; п.8 - по данным копии протокола УИК – 239 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 289 бюллетеней ; п.10- по данным копии протокола УИК - 318 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК- 368 бюллетеней ; п.24 – по данным копии протокола УИК – 213 голосов, по данным сводной таблицы – 263 голоса.

- по участковой избирательной комиссии № 915 по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ шестого созыва п.4 – по данным копии протокола УИК - 430 штук, по данным сводной таблицы ТИК – 460 штук бюллетеней; п.6- по данным копии протокола УИК – 116 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 86 бюллетеней; п.8 - по данным копии протокола УИК – 430 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 460 бюллетеней ; п.10- по данным копии протокола УИК - 469 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК- 499 бюллетеней ; п.24 – по данным копии протокола УИК – 361 голос, по данным сводной таблицы – 391 голос.

- по участковой избирательной комиссии № 916 по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ шестого созыва п.19 – по данным копии протокола УИК - 05 открепительных удостоверений, по данным сводной таблицы ТИК – 0 штук; п.23- по данным копии протокола УИК – 02 голоса избирателей, по данным сводной таблицы ТИК- 0 голосов избирателей; п.24 – по данным копии протокола УИК – 90 голосов, по данным сводной таблицы – 97 голосов.

- по участковой избирательной комиссии № 918 по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ шестого созыва п.4 – по данным копии протокола УИК - 275 штук, по данным сводной таблицы ТИК – 325 штук бюллетеней; п.6- по данным копии протокола УИК – 119 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 69 бюллетеней; п.8 - по данным копии протокола УИК – 275 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 325 бюллетеней; п.10- по данным копии протокола УИК – 401 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК- 451 бюллетеней ; п.24 – по данным копии протокола УИК – 274 голоса, по данным сводной таблицы – 324 голоса.

- по участковой избирательной комиссии № 919 по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ шестого созыва п.1 – по данным копии протокола УИК - 395 избирателей, по данным сводной таблицы ТИК – 498 избирателей; п.4 – по данным копии протокола УИК - 378 штук, по данным сводной таблицы ТИК – 458 штук бюллетеней; п.6- по данным копии протокола УИК – 125 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 45 бюллетеней; п.8 - по данным копии протокола УИК – 378 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 458 бюллетеней ; п.10- по данным копии протокола УИК – 393 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК- 473 бюллетеней ; п.21- по данным копии протокола УИК – 07 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК- 0 бюллетеней ; п.23 – по данным копии протокола УИК – 07 голосов, по данным сводной таблицы – 0 голосов, п.24 – по данным копии протокола УИК – 250 голосов, по данным сводной таблицы – 344 голоса.

- по участковой избирательной комиссии № 923 по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ шестого созыва п.4 – по данным копии протокола УИК - 155 штук, по данным сводной таблицы ТИК – 205 штук бюллетеней; п.6- по данным копии протокола УИК – 75 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 25 бюллетеней; п.8 - по данным копии протокола УИК – 175 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 205 бюллетеней; п.10- по данным копии протокола УИК – 250 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК- 225 бюллетеней ; п.24 – по данным копии протокола УИК – 112 голосов, по данным сводной таблицы – 162 голоса.

- по участковой избирательной комиссии № 924 по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ шестого созыва п.4 – по данным копии протокола УИК - 406 штук, по данным сводной таблицы ТИК – 706 штук бюллетеней; п.6- по данным копии протокола УИК – 412 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 112 бюллетеней; п.8 - по данным копии протокола УИК – 406 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК – 706 бюллетеней; п.10- по данным копии протокола УИК – 468 бюллетеней, по данным сводной таблицы ТИК- 768 бюллетеней ; п.19- по данным копии протокола УИК – 76 голосов, по данным сводной таблицы ТИК- 226 бюллетеней, п.24 – по данным копии протокола УИК – 238 голосов, по данным сводной таблицы – 388 голосов.

- по участковой избирательной комиссии № 925 по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ шестого созыва п.19- по данным копии протокола УИК – 23 голоса, по данным сводной таблицы ТИК- 03 голоса, п.20 – по данным копии протокола УИК – 13 голосов, по данным сводной таблицы – 03 голоса, п.24 – по данным копии протокола УИК – 136 голосов, по данным сводной таблицы – 166 голосов.

- по участковой избирательной комиссии № 926 по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ шестого созыва п.19- по данным копии протокола УИК – 21 голос, по данным сводной таблицы ТИК- 0 голосов, п.20 – по данным копии протокола УИК – 04 голоса, по данным сводной таблицы – 0 голосов, п.24 – по данным копии протокола УИК – 102 голоса, по данным сводной таблицы – 127 голосов.

Согласно п.2.15 Рабочего блокнота участковых избирательных комиссий от 14.09.2011 года по требованию члена УИК, иных лиц, указанных в пункте 1.4 части первой Рабочего блокнота, УИК немедленно после подписания протокола УИК об итогах голосования (в том числе с отметкой "Повторный" и "Повторный подсчет голосов") обязана выдать указанным лицам заверенные копии первого экземпляра протокола. УИК отмечает факт выдачи заверенной копии протокола в соответствующем реестре (форма приведена в части третьей Рабочего блокнота), в который вносятся фамилия, имя, отчество и статус в избирательной кампании лица, которому выдается заверенная копия протокола об итогах голосования, номер копии, дата и время выдачи копии, а лицо, получившее копию, расписывается в нем, указывая при этом контактный телефон, по которому оно может быть извещено о проведении, в случае необходимости, заседания УИК для подписания повторного протокола.

Ответственность за организацию работы по своевременной выдаче копий протокола УИК об итогах голосования несет председатель УИК либо лицо, его заменяющее, ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.

Копию протокола об итогах голосования, которая по форме и содержанию должна полностью соответствовать первому экземпляру протокола об итогах голосования, заверяет председатель (в случае его отсутствия - заместитель председателя или секретарь) УИК, предварительно проверив соответствие данных копии протокола данным, содержащимся в первом экземпляре протокола об итогах голосования, подписанном всеми присутствующими членами УИК с правом решающего голоса (номер экземпляра, номер избирательного участка, адрес помещения для голосования, заполненные по всем строкам протокола числовые данные - при этом в обязательном порядке проверяется соответствие значения числа, записанного цифрами и прописью, соответствие фамилий и инициалов членов УИК, наличие слова "подпись" справа от фамилий и инициалов соответствующих членов УИК либо указания причины отсутствия подписи, а также отметки об особом мнении), затем в заверяемом документе на его лицевой стороне в правом верхнем углу проставляет надпись "Копия N ___", указывает номер копии по реестру, а после строк протокола либо надписи с указанием даты и времени составления протокола делает запись "Верно" или "Копия верна", указывает свои фамилию, инициалы, должность в избирательной комиссии, расписывается, а также в обязательном порядке указывает дату и время (часы, минуты) заверения и проставляет печать УИК. В случае если копия протокола об итогах голосования составляется более чем на одном листе (например, распечатывается с помощью компьютера на нескольких листах формата А4), каждый ее лист заверяется в вышеуказанном порядке.

Предоставленные Лукавенко Н.С. в суд копии протоколов УИК были выданы наблюдателям от политической партии Коммунистическая партия РФ.

Согласно показаниям свидетелей, допрошенных в судебном заседании, председателей и секретарей УИК №897 Маштаковой Н.Х.\л.д.51-52 т.2\ и Скотниковой Н.В.\л.д.165-166 т.2\, УИК № 907 Володиным А.Н.\л.д.53-54 т.2\ и Пилипенко Н.Ф.\л.д.181. т.2\, УИК № 908 Туктарова Р.Д.\л.д.55-58\ и Лебедевой С.Н.\л.д.178\, УИК № 883 Кастрыкиной О.А.\л.д.163-164 т.2\ и Бахтина В.А.,\л.д.180-183 т.1, УИК № 916 Лапик Н.В.\л.д.180\, УИК № 868 Белик М.В.\л.д.208-213 и Трибунским А.В.. л.д.188-189 т.2\, УИК № 909 Борковой Г.Я. \л.д. 56-59, т.2\ и Кумаровой Г.И.\л.д.177 т.2\, УИК 911 Рябовой Т.Ф.\л.д.59-60.т.2\, УИК № 881 Денисовой Е. П.\л.д.90-93 т.2\ и Шибаевой Л.В.\л.д.186. т.2\, УИК № 890 Семеновой И.А.\л.д.94-95, т.2\, УИК № 905 Терновой Е.Е.\л.д.172-174, т.2\, УИК № 915 Бутахановой Н.К.\л.д.179, т.2\, УИК № 880 Уполовникова О.А. \л.д.216-218 т.1\ и Фадеевой Н.Н.\л.д.187, т.2\, УИК № 884 Логуновой Л.Н.\л.д.185, т.2\, УИК № 913 Князева М.Р. \л.д.170-171т.2 \, УИК № 914 Бахитова Б.Н. \ л.д.171-172, т.2\, УИК № 926 Маляновой Е.А. \л.д.233-235, т.2\, УИК № 925 Ефимовой З.А., УИК № 923 Ганиной Н.А., УИК № 924 Панкратовой О.А.\, УИК № 919 Романовой Т.А. \л.д.169-170 т.2\ копии протоколов заполнялись самими наблюдателями, председатели УИК подписывали копии протоколов, не проверив соответствие данных подлиннику протокола УИК.

Согласно показаниям свидетеля председателя УИК № 892 Черновой О.В.\л.д.95-98, т.2\ копию протокола об итогах голосования заполнял Кадушкин И.И., член УИК. Данные в протоколах не проверяла. Данный факт Кадушкин И.И. подтвердил в судебном заседании и сообщил, что данная копия протокола заполнена им под диктовку представителей УИК.

Согласно показаниям свидетеля председателя УИК № 918 Кислициной М.А.\л.д.167-169, т.2\ копия протокола заполнялась ею или секретарем, почерк вроде бы ее. При написании копии протокола она допустила ошибки, т.к. торопились.

Согласно показаниям свидетеля председателя Родиной О.В.\л.д.60-62 и секретаря Сницаренко Н.П.\л.д.176, т.2\ УИК № 912 копия протокола заполнялась секретарем, с подлинником не сверялась.

Согласно показаниям свидетеля председателя УИК № 872 Петруниной Е.Н. \л.д.213-215, т.1\ копия протокола об итогах голосования заполнялась ею, копия сверялась с данными при подсчете.

Согласно показаниям свидетеля председателя Ганиной А.Н.\л.д.235-238\ и секретаря Гамовой Н.В.\л.д.238-240,т.2 \ УИК № 898 копия протокола заполнялась секретарем и ксерокопия была выдана наблюдателям. Впоследствии в подлиннике протокола об итогах голосования была обнаружена ошибка, данную ошибку они устранили, переписав протокол. А копия с ошибкой осталась у наблюдателей.

Согласно показаниям свидетеля председателя Ананьевой Е.Ю.\л.д.44-47, т.2\ и секретаря Зубревой Н.В. \л.д.183-184, т.2\УИК № 874 копия протокола заполнена членом УИК Федотовым А.В., все данные копии протокола она не сверяла с подлинником, подписывала, не глядя, т.к. торопилась.

Согласно показаниям свидетеля председателя УИК № 882 Ямочкина В.П. \л.д.47-50.т.2\копия протокола заполнена неизвестно кем, с подлинником протокола копию он не сверял..

Кроме того, усматривается, что ни одна копия протокола УИК, предоставленная в суд, не заверена надлежащим образом, как предусмотрено Рабочим блокнотом и ст.30 п.12 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных правах и права на участие в референдуме граждан РФ».

Таким образом, имело место нарушение порядка выдачи и оформления копий протоколов об итогах голосования УИК.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

При оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств.

При оценке копии документа или иного письменного доказательства суд проверяет, не произошло ли при копировании изменение содержания копии документа по сравнению с его оригиналом, с помощью какого технического приема выполнено копирование, гарантирует ли копирование тождественность копии документа и его оригинала, каким образом сохранялась копия документа.

Суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.

Таким образом, представленные заявителем копии протоколов надлежащим образом не заверены, и в соответствии с требованиями п. 7 ст. 67, п. 2 ст. 55 ГПК РФ не могут быть признаны достоверными доказательствами, имеющими юридическую силу и не могут быть положены в основу решения.

Согласно подлинника протокола об итогах голосования УИК № 883 отсутствует подпись председателя УИК Белоусовой М.В.

Согласно показаниям свидетелей Киселева А.А. \наблюдатель УИК № 868\, Лапик В.И.\член УИК № 880\, Цепцура Я.Ю. \ член комиссии УИК № 924\, Холопова А.Н.\член УИК № 918\, Растрипо Ю.П. \член УИК № 880\ в подлинниках протоколов их подпись не принадлежит им.

В соответствии со ст. 68 п.27 вышеуказанного закона, если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса.

В состав участковой комиссии № 883 входило 10 человек, подпись отсутствует одна - подпись председателя УИК Белоусовой М.Б., подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса.

В состав участковых избирательных комиссий № 880 входило 10 человек, по утверждению свидетеля Растрипо Ю.П. и Лапик В.И. в протоколе УИК подписи не принадлежат им, УИК № 868 – 09 человек, по утверждению свидетеля Киселева А.А. подпись в протоколе УИК ни его, УИК № 924 - 07 человек, по утверждению Цепцура Я.Ю. подпись в протоколе УИК ни ее, УИК № 918- 07 человек, по утверждению свидетеля Холопова А.Н. в протоколе УИК подпись не принадлежит ему.

Таким образом, протоколы УИК № 883, 880, 868, 924, 918 подписаны большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса и поэтому они являются действительными.

Согласно показаниям свидетеля Терновой Е.Е., председателя УИК № 905, члены УИК расписались на чистом бланке протокола об итогах голосования УИК на случай ошибки. При сдаче в территориальную комиссию была обнаружена ошибка и она, устранив ошибку в протоколе, переписала его. Члены комиссии при этом не присутствовали.

Согласно ст. 69 п.8 вышеуказанного закона, если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы об итогах голосования и направления в вышестоящую комиссию их первых экземпляров комиссия, направившая протокол и сводную таблицу, либо вышестоящая комиссия в ходе предварительной проверки выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов нижестоящих комиссий), комиссия, направившая протокол и сводную таблицу, вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1 - 11 (если законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, - в строки 11а - 11е), 11ж и 11з протокола и (или) в сводную таблицу. О принятом решении комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае комиссия составляет протокол и (или) сводную таблицу об итогах голосования, на которых делается отметка: "Повторный" и (или) "Повторная". Указанные протокол и (или) сводная таблица незамедлительно направляются в вышестоящую комиссию.

Таким образом, участковой комиссией допущено нарушение порядка составления повторного протокола, предусмотренного п. 8 ст. 69 ФЗ, выразившееся в том, что решения комиссий о внесении уточнений в протокол об итогах голосования в письменной форме вопреки требованиям п. 16 ст. 28 ФЗ не оформлялись, заседаний комиссий по этому вопросу не проводилось, а соответственно, о них не были специально информированы члены комиссии с правом совещательного голоса.

Сам по себе факт наличия расхождений является нарушением п. 29 ст. 68 ФЗ, но вместе с тем не может служить основанием для признания протоколов недействительными, поскольку это не предусмотрено законом и не свидетельствует о правильности сведений, содержащихся в копиях протоколов. Согласно п. 2 ст. 69 ФЗ итоги голосования устанавливаются соответствующей избирательной комиссией на основании первых экземпляров протоколов, поступивших непосредственно из нижестоящих комиссий, а не их копий. Каких-либо данных о том, что в содержание подлинных протоколов об итогах голосования вносились заведомо ложные сведения либо были изготовлены другие протоколы с ложным содержанием, не имеется.

Представленные подлинные протоколы 28 участковых избирательных комиссий, которые были переданы в вышестоящую территориальную избирательную комиссию и на основании данных которых были установлены итоги голосования на территории района, соответствуют требованиям закона, в том числе указанные протоколы, обозревались судом, в соответствии с п. 27 ст. 68 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подписаны большинством от общего числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Итоги голосования избирателей на территории района установлены территориальной избирательной комиссией на основании первых экземпляров протоколов нижестоящих участковых избирательных комиссий в соответствии с требованиями статьи 69 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Вопрос о действительности протоколов участковых избирательных комиссий, если это связано с оспариванием результатов выборов после определения их окончательных результатов, не может иметь место отдельно от признания действительности самих результатов.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.01.2002 года N 1-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 92 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Т." разъяснено, что при оценке выраженной на выборах воли избирателей на предмет ее действительности суды должны ориентироваться прежде всего на обеспечение реальных условий для подлинного свободного волеизъявления избирателей в ходе выборов, а не на простую формальную проверку характеристик подлинности бюллетеней, правильности голосования и его количественных итогов. Отмена результатов выборов возможна, когда судом будут установлены перечисленные в законе нарушения избирательного законодательства, которые привели к искажению характера выборов как свободных и подлинных выборов, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. При этом помимо качественных характеристик, суд должен обосновать свое решение и соответствующими количественными характеристиками степени влияния допущенных нарушений на осуществленное коллективное волеизъявление на выборах. Одного перечисления большого числа допущенных нарушений законодательства на выборах недостаточно для отмены решения о результатах выборов, необходимо определение степени влияния этих нарушений на результаты выборов.

Из объяснений участников процесса установлено, что в помещении некоторых УИК, отсутствовала увеличенной формы сводная таблица, что является нарушением требований п. 2 ст. 69 ФЗ. Однако по своему характеру это нарушение также не влечет изменение итогов голосования и позволяет определить волеизъявление избирателей.

Судом не установлено нарушений ст. 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в ходе порядка подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссией N 202, а также каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка голосования и подсчета голосов, определения результатов выборов, не позволяющих выявить действительную волю избирателей, которые в силу пунктов 1.1, 1.2, 2, 3 статьи 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" могут являться основаниями для отмены решения участковых избирательных комиссий.

Сведений о том, что, что в день голосования, и до окончания подсчета голосов избирателей, от наблюдателей поступали жалобы на неправильный подсчет голосов, по делу не имеется. Протоколы, которые исследовались судом, подписаны председателем, заместителем председателя, секретарем и членами участковых избирательных комиссий и заверены печатью, сомнений в правильности их составления у суда не имеется.

При таких обстоятельствах, имевшие место нарушения УИК, являются не- существенными и не влияющими на результаты выборов. Существенных нарушений, не позволяющих с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, не выявлено. Имевшие место нарушения не могли повлиять на результаты выборов.

Кроме того, права Лукавенко Н.С., как кандидата в депутаты и как избирателя, не нарушены.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации голосуют на выборах и референдумах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы или против них непосредственно.

Согласно Постановления Конституционного суда от 23 марта 2000 г. N 4-П отмечалось, что право граждан избирать и быть избранными в органы публичной власти в процессе демократических выборов осуществляется в различных формах, в т.ч. путем проведения выборов как в одномандатных, так и в многомандатных округах, в которых распределяется несколько депутатских мандатов; вместе с тем использование такой избирательной системы должно сопровождаться надлежащими гарантиями участия граждан в выборах на равных основаниях, что требует также - при соблюдении пропорциональности представительства - наделения каждого избирателя одним голосом либо одинаковым числом голосов; при соблюдении этого условия одновременное проведение выборов по одно- и многомандатным избирательным округам не ведет к нарушению конституционного принципа равенства избирательных прав.

Со слов самого заявителя Лукавенко Н.С. если бы число голосов за политическую партию Коммунистическая партия РФ было бы таким как, установлено в копиях протокола УИК, то он бы сам не стал бы депутатом, но если эти данные взять в целом по всей Саратовской области, то кандидатов от партии по Саратовской области было бы 2 депутата, а ни один депутат, как в настоящее время.

Таким образом, нарушения избирательного законодательства, не позволяющие выявить действительную волю избирателей, на что ссылаются заявитель в своем заявлении, может при определенных условиях повлечь за собой нарушение прав политических партий при распределении между ними депутатских мандатов, а не избирательных прав граждан. В данном случае оспариваются фактически права политических партий при распределении между ними депутатских мандатов, а не избирательные права граждан Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, заявление Лукавенко Н.С. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Лукавенко Н.С. о защите избирательных прав отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течении 1 месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ершовский районный суд со дня изготовления судьей решения в окончательной форме.

Судья /подпись/ Лукьянова Ж.Г.