2-846\2010 о признании незаконными бездействия администрации Антоновского МО по не обращению в орган с заявлением о принятии на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества /пруд Центральный/



                                                                                                         Дело № 2 -846/10(01)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 ноября 2010 г.

Ершовский районный суд Саратовской области,

в составе:

                председательствующего судьи Чернышовой Н.Н.

                при секретаре                  Белохвостовой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ершове дело по заявлению прокурора Ершовского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействия администрации Антоновского муниципального образования Ершовского Саратовской области,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ершовского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконными бездействия администрации Антоновского муниципального образования Ершовского Саратовской области.

В обоснование заявления прокурор указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений на поднадзорной территории, в ходе которой установлено, что на территории Антоновского муниципального образования Ершовского муниципального района <адрес> находятся гидротехнические сооружения - пруды: в 1,3 км. от <адрес> северо-восточном направлении находится пруд Верхний, на котором имеется грунтовая плотина, длина плотины составляет 300 м, высота 4 метра, ширина 7 метра; в 300м. северо-восточнее <адрес> - пруд Средний, на котором имеется грунтовая плотина, длина плотины составляет 800 м, высота 3 метра, ширина 7 метра; ; в 300 м. от <адрес> северо-восточном направлении находится пруд Нижний, на котором имеется земляная плотина, длина плотины составляет 800 м, высота 5 метра, ширина 7 метра; в 3км. восточнее <адрес> - пруд Первомайский, на котором имеется земляная плотина, длина плотины составляет 800 м, высота 4 метра, ширина 7 метра; в 14 км. от <адрес> в северо-западном направлении - пруд Вьюшков, на котором имеется земляная плотина, длина плотины составляет 80 м, высота 1,5 метра, ширина 3 метра; в 12 км. от <адрес> в северо-западном направлении - пруд Митрошкин, на котором имеется земляная плотина, длина плотины составляет 150 м, высота 2,5 метра, ширина 6 метра; в 5 км. от <адрес> в северо-западном направлении - пруд Питьевой, на котором имеется земляная плотина, длина плотины составляет 600 м, высота 3,5 метра, ширина 5 метра; в 2 км. от <адрес>, дата ввода гидротехнического сооружения в эксплуатацию 1929 г.; в 500 м.. южнее <адрес> - пруд Октябрьский, на котором имеется земляная плотина, длина плотины составляет 500 м, высота 4 метра, ширина 3 метра; в черте населенного пункта <адрес> - пруд Центральный, на котором имеется земляная плотина, длина плотины составляет 130 м, высота 2 метра, ширина 6 метров.

Указанные гидротехнические сооружения являются бесхозяйными, собственника или эксплуатирующей организации не имеют, что подтверждается информацией предоставленной главой администрации Ершовского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. , информацией из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, учётной карточкой инвентаризации гидротехнического сооружения.

Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" установлено, что обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.

Во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника.

В соответствии с п. 6 данного Положения при обнаружении гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщает данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

Орган местного самоуправления, в свою очередь, в порядке п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ обязан подать в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (статья 1 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

Ответственность за безопасность гидротехнических сооружений является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Однако, в ходе проведенной проверки установлено, что гидротехнические сооружения - пруды, на которых расположены плотины, эксплуатируются в отсутствие собственника или эксплуатирующей организации, в связи с чем, существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, возможен несанкционированный сброс воды из пруда и подтопление близлежащих населенных пунктов, причинение ущерба окружающей природной среде.

Не обращение администрации Антоновского муниципального образования Ершовского муниципального района <адрес> в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ.

При указанных обстоятельствах бездействие администрации муниципального образования создает реальную угрозу полного или частичного разрушения гидротехнического сооружения, что может привести к возникновению аварии и (или) чрезвычайной ситуации, причинению вреда жизни, здоровью и имуществу физических и юридических лиц, причинению вреда окружающей среде, что нарушает права неопределенного круга лиц - населения Ершовского муниципального образования <адрес> на жизнь, здоровье, благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, а также по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения с их финансовыми возможностями.

    В судебном заседании помощник <адрес> ФИО2 заявленные требования поддержал, дав пояснения, изложенные в заявлении. Просит признать бездействие администрации Антоновского муниципального образования выразившееся в не принятии мер по постановке на учёт бесхозных гидротехнических сооружений, находящихся на территории Антоновского муниципального образования и обязать администрацию Антоновского муниципального образования обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество о принятии на учёт бесхозяйного недвижимого имущества, гидротехнических сооружений, расположенных на территории Антоновского муниципального образования.

Глава Антоновского муниципального образования <адрес> ФИО3 полностью согласилась с заявлением прокурора <адрес>, пояснила, что на территории Антоновского муниципального образования находятся десять прудов, на которых находятся плотины, фактически они бесхозяйные, так как ни один из них не оформлен в чью-либо собственность, раньше они относились к хозяйствам, находящихся на территории муниципального образования. Администрация приступает к оформлению документации на них, как бесхозяйное имущество, для чего требуются денежные средства.

Суд, выслушав заявителя, главу администрации Антоновского муниципального образования, изучив материалы дела, считает, что заявленные требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании вышеуказанные пруды, с находящимися на них плотинами, расположенные на территории Антоновского муниципального образования Ершовского муниципального района бесхозяйные, не имеют собственника.

Отсутствие собственника указанных гидротехнических сооружений влечет неисполнение предусмотренных ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №177-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

Бездействие администрации муниципального образования создает реальную угрозу полного или частичного разрушения гидротехнического сооружения, что может привести к возникновению аварии и (или) чрезвычайной ситуации, причинению вреда жизни, здоровью и имуществу физических и юридических лиц, причинению вреда окружающей среде, что нарушает права неопределенного круга лиц - населения Ершовского муниципального образования <адрес> на жизнь, здоровье, благоприятную окружающую среду.

Согласно ст.225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это сделать.

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной признаётся вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Отсутствие на гидротехнические сооружения права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.

Дальнейшее бездействие органов местного самоуправления Антоновского муниципального образования может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, возможен несанкционированный сброс воды из прудов и подтопление близлежащих населенных пунктов, причинение ущерба окружающей природной среде.

Руководствуясь ст. 194-198, 254, 255-257 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать незаконным бездействие администрации Антоновского муниципального образования Ершовского муниципального района <адрес> выразившееся в не принятии мер по постановке на учёт бесхозяйных гидротехнических сооружений

Обязать администрацию Антоновского муниципального образования Ершовского муниципального района <адрес> обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество о принятии на учёт бесхозной недвижимой вещи - гидротехнические сооружения - пруды, расположенные: в 1,3 км. от <адрес> северо-восточном направлении находится пруд Верхний, на котором имеется грунтовая плотина, длина плотины составляет 300 м, высота 4 метра, ширина 7 метра; в 300м. северо-восточнее <адрес> - пруд Средний, на котором имеется грунтовая плотина, длина плотины составляет 800 м, высота 3 метра, ширина 7 метра; ; в 300 м. от <адрес> северо-восточном направлении находится пруд Нижний, на котором имеется земляная плотина, длина плотины составляет 800 м, высота 5 метра, ширина 7 метра; в 3км. восточнее <адрес> - пруд Первомайский, на котором имеется земляная плотина, длина плотины составляет 800 м, высота 4 метра, ширина 7 метра; в 14 км. от <адрес> в северо-западном направлении - пруд Вьюшков, на котором имеется земляная плотина, длина плотины составляет 80 м, высота 1,5 метра, ширина 3 метра; в 12 км. от <адрес> в северо-западном направлении - пруд Митрошкин, на котором имеется земляная плотина, длина плотины составляет 150 м, высота 2,5 метра, ширина 6 метра; в 5 км. от <адрес> в северо-западном направлении - пруд Питьевой, на котором имеется земляная плотина, длина плотины составляет 600 м, высота 3,5 метра, ширина 5 метра; в 2 км. от <адрес>, дата ввода гидротехнического сооружения в эксплуатацию 1929 г.; в 500 м.. южнее <адрес> - пруд Октябрьский, на котором имеется земляная плотина, длина плотины составляет 500 м, высота 4 метра, ширина 3 метра; в черте населенного пункта <адрес> - пруд Центральный, на котором имеется земляная плотина, длина плотины составляет 130 м, высота 2 метра, ширина 6 метров на территории Антоновского муниципального образования Ершовского муниципального района <адрес>.

    Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в десятидневный срок.

Судья (подпись) Н.Н. Чернышова.