о признании неправомерным отказ в назначении досрочной трудовой пенсии



№ 2-388/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2010г. с.Ермекеево

Ермекеевский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Багаутдинова М.А.,

при секретаре Халиуллиной Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Габдракиповой Т.Б. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании неправомерным отказ в назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ Габдракипова Т.Б. обратилась в суд к Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> с иском о признании неправомерным отказ в назначении досрочной трудовой пенсии и признании права на пенсию, обосновав его тем, что, имея среднее специальное образование по специальности медицинская сестра, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала заведующей <адрес> фельдшерским пунктом <адрес> <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала заведующей <адрес> фельдшерским пунктом <адрес>, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала дежурной медицинской сестрой хирургического отделения <адрес> центральной районной больницы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в ЦРБ в должности фельдшера скорой медицинской помощи, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в этой же больнице работала медицинской сестрой приемного покоя, затем приказом главного врача <адрес> ЦРБ была переведена в детский сад № 1 <адрес> на должность медицинской сестры, ДД.ММ.ГГГГ назначена старшей медицинской сестрой детского сада №, который впоследствии переименован в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад <адрес> где продолжает работать по настоящее время.

В соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» она имеет право на назначение пенсии при стаже работы 25 лет. Данный стаж она уже выработала, поскольку в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» год ее работы в сельской местности должен засчитываться в стаж работы как 1 год и 3 месяца до 01.11.1999 года, в стаж работы должны засчитать все периоды ее лечебной деятельности, в том числе периоды работы в детском саде № <адрес>, в дальнейшем переименованном в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад <адрес> в должностях медицинской сестры и старшей медицинской сестры со ДД.ММ.ГГГГ до дня обращения за назначением пенсии.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, но ей в этом решением № от ДД.ММ.ГГГГ было отказано по тем основаниям, что в стаж не включили периоды работы медицинской сестрой и старшей медицинской сестрой в детском саде № <адрес>, переименованном в дальнейшем в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад <адрес>

Кроме того, хотя в решении об отказе в назначении пенсии об этом не упомянуто, весь период от начала трудовой деятельности по охране здоровья населения до 1 ноября 1999 года, когда было отменено льготное исчисление стажа для работников здравоохранения в сельской местности, её стаж лечебной деятельности исчислен без применения указанных льгот, то есть, с зачетом одного года работы за один год и три месяца, а по фактической продолжительности.

Таким образом, ей насчитали стаж 08 лет 09 месяцев 06 дней, с чем она не может согласиться, просит отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости признать неправомерным, обязать ответчика включить в стаж ее работы периоды работы в детском саде № <адрес>, переименованном в Муниципальном дошкольное образовательное учреждение - детский сад <адрес> весь период деятельности по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, как имевший место в сельской местности, исчислять в льготном порядке с зачетом 1 года работы за 1 год и 3 месяца и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения с заявлением о назначении пенсии.

В судебном заседании Габдракипова Т.Б. и ее представитель Масалимов Р.З. исковые требования поддержали в полном объеме, требуя, в том числе компенсировать истцу все понесенные ею судебные расходы по оплате государственной пошлины и оплате услуг представителя.

Представители Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> по доверенности Платицина Э.Р. и Байтимирова Л.Х. исковые требования Габдракиповой Т.Б. не признали и просили отказать ей в удовлетворении иска по следующим основаниям: ГУ УПФ РФ в <адрес> решением № от ДД.ММ.ГГГГ отказал в назначении досрочной трудовой пенсии Габдракиповой Т.Б. Причиной данного отказа является: отсутствие требуемого 25 летнего специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста (п. 20 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ в <адрес> пересмотрело решение № от ДД.ММ.ГГГГ и внесло новое решение № от ДД.ММ.ГГГГ

ГУ УПФ РФ в <адрес> решением № от ДД.ММ.ГГГГ отказал в назначении досрочной трудовой пенсии Габдракиповой Т.Б. Причиной данного отказа является: отсутствие требуемого 25 летнего специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста (п. 20 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Подтверждено 18 лет 01 месяц 20 дней.

Не включены в специальный стаж период работы в должности старшей медсестры в <адрес> отделе образования муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад <адрес> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 ст. 28 Федерального Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа или не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа (смешанный стаж) либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которым были предусмотрены должность «медицинская сестра» и наименования учреждения «детский сад».

Данное Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».

В Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 6 сентября 1991 года, действующий с 6 сентября 1991 года до 1 ноября 1999 года, а также в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 года, действующий и применявшийся до 29 октября 2002 года, детские сады, которые не являются лечебно-профилактическими и санитарно-эпидемиологическими учреждениями, не входили в качестве учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В Списки работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и в Перечень учреждений здравоохранения, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, дошкольные детские учреждения и школы также включены не были.

Таким образом, при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешается на основании законодательства, действующего на время выполнения указанной работы, тем самым, периоды работы Габдракиповой Т.Б. в должности медицинской сестры в детском саду после 1 октября 1993 года включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не подлежат.

Руководствуясь законодательством РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановлением Правительства и Конституцией РФ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> <адрес> правомерно вынесло Решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Габдракиповой Т.Б. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, поэтому просит отказать в исковых требованиях Габдракиповой Т.Б.

Выслушав истицу и ее представителя, представителей ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу исковое заявление Габдракиповой Т.Б. удовлетворить по следующим основаниям:

До вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» виды трудовой и иной общественно-полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В соответствии со ст.81 вышеуказанного закона пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливалась при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст.81 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и установлены Правила исчисления сроков выслуги лет. В вышеуказанный список включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В соответствии с п.2 вышеуказанного Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа следовало считать за один год три месяца.

Таким образом, пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливалась при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, при этом один год работы в сельской местности засчитывался в стаж как один год и три месяца.

Правительством Российской Федерации 22 сентября 1999 года принято постановление №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения». П.1 Постановления №1066, вступившим в силу 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Из содержания п.1 названных Правил следует, что лечебная и иная работа по охране здоровья населения засчитывается в специальный стаж медицинских работников в календарном порядке. Этим постановлением сохранен льготный порядок исчисления стажа для медицинских работников, проработавших как в городах, так и поселках городского типа и в сельской местности - для них пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет, и при этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа засчитывается как 1 год 3 месяца.

С 1 января 2002 года введен в действие Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

В соответствии со ст.31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей.

Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в ст.30 предусмотрен порядок их оценки путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

П.11 ч.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселке городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселке городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии, ст.30 этого же закона установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды.

Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года №2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» норма в той части, в какой она во взаимосвязи с п.2 ст.31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно-полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, признана не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Таким образом, с 1 января 2002 года пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Для досрочного назначения трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях в сельской местности, с 1 января 2002 года требуется стаж 25 лет, исчисляемый в календарном порядке.

В судебном заседании установлено, что истица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала заведующей <адрес> фельдшерским пунктом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заведующей <адрес> фельдшерским пунктом, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала дежурной медсестрой в хирургическом отделении <адрес> центральной районной больницы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <адрес> ЦРБ в должности фельдшера скорой медицинской помощи, затем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медицинской сестрой приемного покоя ЦРБ, со ДД.ММ.ГГГГ до 16 апреля - до дня обращения за назначением пенсии работала в детском саде № <адрес>, переименованном впоследствии в Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение - детский сад <адрес>, где продолжает работать в настоящее время.

Согласно Постановления Совета Министров РСФСР № 464 от 6 сентября 1991 года, Постановления Правительства Российской Федерации №1066 от 22 сентября 1999 года, Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы истицы до 01.11.1999 года засчитываются в стаж в льготном порядке, то есть один год за один год три месяца, а периоды работы с 01.11.1999 года

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика и об исключении из специального стажа истицы периодов работы в детском саде № <адрес>, переименованном впоследствии в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад <адрес> по тому основанию, что данные учреждения не включены в Список учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года.

Согласно п.п. 9, 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии, в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периода его работы, подлежащего по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организаций), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).

Согласно должностной инструкции старшей медицинской сестры МОУ детского сада <адрес> к профессиональной деятельности в качестве старшей медицинской сестры допускались лица, среднее специальное медицинское образование, в её должностные обязанности входили: контроль за санитарным состоянием помещений и участка детского сада, подготовка детей к врачебному осмотру, осуществление профилактических прививок и выполнение назначений врача, организация оздоровительных мероприятий и контроль за соблюдением режима дня,, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок детей, учет отсутствующих по болезни, изоляция заболевших детей, выполнение медицинских назначений и процедур в соответствии с указаниями врача, обеспечение инфекционной безопасности, оказание неотложной доврачебной помощи при острых заболеваниях, несчастных случаях с последующим вызовом врача, осуществление контроля за своевременным прохождением медицинских осмотров работниками детсада, ведение соответствующей медицинской документации, подготовка заявок на медикаменты, бакпрепараты, дезинфекционные средства, проверка работы пищеблока по всем направлениям, и многие другие обязанности, требующие специальные познания в области медицины и направленные на охрану здоровья детей.

Таким образом, деятельность истицы без сомнений относится к деятельности по охране здоровья детей, в связи с изложенным суд считает необходимым включить в стаж истицы для назначения досрочной трудовой пенсии периоды ее деятельности в детском саде №, переименованном в Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение - детский сад <адрес> несмотря на возражения ответчика. То обстоятельство, данное учреждение, в котором работала истица, не предусмотрено в Списке учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года, не должно ущемлять пенсионные права истицы.

Суд находит, что периоды лечебной деятельности истицы до 1 ноября 1999 года, как имевшие место в сельской местности, подлежат зачету в стаж в льготном порядке с зачетом 1 года работы за 1 год и 3 месяца, поскольку закон не содержит иное.

Исчисленный по вышеизложенным правилам стаж Габдракиповой Т.Б.. к моменту ее обращения за назначением пенсии к ДД.ММ.ГГГГ составил более 25 лет.

Следовательно, к моменту обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости Габдракипова Т.Б. необходимый для назначения такой пенсии стаж выработала, отсюда её исковые требования подлежат удовлетворению.

Суд в соответствии с требованиями ст.98 ГПК РФ производит компенсацию понесенных истицей судебных расходов с учетом объема работы, проделанной представителем, производства им необходимых расчетов, запросов, с учетом разумности и справедливости требуемой суммы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Габдракиповой Т.Б. удовлетворить.

Признать неправомерным решение Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Габдракиповой Т.Б.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>

включить в специальный стаж Габдракиповой Т.Б. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы в детском саде № <адрес>, переименованном в Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение - детский сад <адрес> со ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ;

периоды работы на должностях заведующей <адрес> и <адрес> фельдшерскими пунктами, медицинской сестры хирургического отделения, фельдшера скорой медицинской помощи, медицинской сестры приемного покоя в <адрес> ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как имевшие место в сельской местности до 01.11.1999 года засчитать в стаж в льготном порядке - один год за один год три месяца.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> назначить Габдракиповой Т.Б. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня обращения с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> в пользу Габдракиповой Т.Б. в счет компенсации расходов по оплате государственной пошлины <данные изъяты> рублей, по оплате услуг представителя <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через районный суд в течение 10 дней, начиная с 28 декабря 2010 года.

......

......

......

......