№ 2-237/11 Решение Именем Российской Федерации 12 июля 2011 г. с. Ермекеево Ермекеевский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Багаутдинова М.А., с участием прокурора <адрес> <адрес> ФИО8, при секретаре Платициной Э.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокуратуры <адрес> <адрес> в интересах Юлаевой(Афанасьевой) Л.П. к администрации МР <адрес> <адрес>, Правительству <адрес> о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах Юлаевой(Афанасьевой) Л.П. с вышеназванным заявлением. В суде прокурор свое заявление поддержал и пояснил, что в прокуратуру обратилась Юлаева(Афанасьевой) Л.П. о нарушении жилищного законодательства. Прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части реализации права на получение жилого помещения. Проверкой установлено, что заочным решением <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Афанасьева Н.А. и Афанасьев П.И. лишены родительских прав в отношении детей Афанасьева Л.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Афанасьева Н.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Афанасьева Л.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на полном государственном обеспечении в детском доме <адрес> <адрес> Афанасьева Л.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования лицей № <адрес> по специальности мастер отделочных работ. Афанасьева Л.П. не имеет закрепленного за ней жилого помещения и состоит в очереди на получение жилого помещения с 2010 года. Постановлением главы администрации <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Афанасьевой Л.П. по достижению совершеннолетия гарантировано выделение жилой площади. Статья 40 Конституции Российской Федерации регламентировано право каждого на жилище. Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения родителей или лишением родительских прав. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Абзацем 1 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ст.8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 года № 183-З «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст.8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 года № 183-З «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан. Согласно п.1 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 20.07.2007 года № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более: - 33 кв.м - для одиноко проживающих детей - сирот; - 42 кв.м - на семью из двух человек, являющихся детьми - сиротами; - 18 кв.м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами. Решением Совета муниципального района <адрес> от 20.10.2008 № 450 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 14 кв.метров общей площади жилого помещения на одного человека. В соответствии с пп.6 п.1 ст.14 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения в том числе относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Определением Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года № 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа « Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что абзац второй пункта 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Законом Республики Башкортостан от 28.12.2005 года № 260-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» к государственным полномочиям Республики Башкортостан, передаваемым органам местного самоуправления, отнесены полномочия по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( за исключение детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Установлено, что в нарушение вышеизложенных требований законодательства Юлаевой(Афанасьевой) Л.П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения по окончании обучения в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования лицей № <адрес> жилое помещение по договору социального найма в течение 3 месячного срока предоставлено не было, тем самым грубо нарушены жилищные права Юлаевой(Афанасьевой) Л.П., имеющей право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно п.2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 20.07.2007 года № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения. Перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселений и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры т транспорта Республики Башкортостан, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья. В силу п. 3 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 20.07.2007 года № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», финансирование расходов по предоставлению детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов: - распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан; - заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот - получателей государственной поддержки; - документов, подтверждающих стоимость жтлья, предоставляемого детям - сиротам. Оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан. В соответствии со ст.10 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 -ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с изложенным прокурор <адрес> <адрес> просит суд обязать администрацию МР <адрес> предоставить Юлаевой (Афанасьевой) Л.П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории <адрес> по норме предоставления жилого помещения, установленной Решением Совета муниципального района <адрес> от 07.10. 2008 года № 450 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения» и постановления правительства Республики Башкортостан от 20.07.2007 года № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Юлаевой(Афанасьевой) Л.П. поддержала заявление прокурора, пояснила, что она в течении пяти лет неоднократно обращалась в орган опеки и попечительства РОО администрации МР <адрес> о предоставлении жилого помещения в связи с тем, что жить ей негде. В суде представитель ответчика Гафурова Г.И. заявление не признала. Пояснила, что в полномочия администрации МР <адрес> не входит выделение жилой площади данной категории людей: денежные средства на приобретение жилья выделяет субъект России, соответственно по мере поступления денежных средств администрация МР <адрес> <адрес> в порядке очередности предоставляет жилые помещения. Представитель администрации МР <адрес> - главный архитектор района Ханнанов Д.М. заявление не признал, пояснил, что по мере поступления денежных средств администрация МР <адрес> <адрес> в порядке очередности предоставляет жилые помещения. Представитель органа опеки и попечительства РОО администрации МР <адрес> <адрес> Сибагатуллина А.Н. заявление не признала, пояснила, что заявка на выделение денег для предоставления жилого помещения подается один раз в год, заявка на выделение денег для предоставления жилого помещения Юлаевой (Афанасьевой) Л.П. будет подана на 2012 год. Выслушав прокурора, представителей ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям: Согласно свидетельства о рождении VIII-AP № Афанасьева Л.П. родилась ДД.ММ.ГГГГ в деревне <адрес> БАССР, мать - Афанасьева Н.А., отец - Афанасьев П.И.. На основании паспорта выданного Отделом УФМС России по РБ в городе <адрес> серия № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он выдан на имя ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированной по адресу: <адрес>. Согласно свидетельства о заключении брака I-AP № от ДД.ММ.ГГГГ вынанного Отделом ЗАГС по <адрес> и городу <адрес> МЮ РБ Юлаев Р.Н. и Афанасьева Л.П. ДД.ММ.ГГГГ заключили брак, после заключения брака присвоены фамилии Юлаев Р.Н., Юлаев Р.Н. соответственно. Из диплома о начальном профессиональном образовании № № следует, что Афанасьева Л.П. ДД.ММ.ГГГГ окончила ГУ НПО Лицей № <адрес>. Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Афанасьева Л.П. воспитывалась в детском доме <адрес> <адрес>. Согласно заочного решения <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Афанасьева Н.А. и Афанасьев П.И. лишены родительских прав в отношении детей Афанасьева Л.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Афанасьева Н.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Афанасьева Л.П. по достижению совершеннолетия гарантировано выделение жилой площади, как не имеющей жилого помещения. Согласно списка лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет для предоставления им жилого помещения в администрации МР <адрес> Юлаевой(Афанасьевой) Л.П. состоит в очереди на получение жилого помещения с 2010 года. В судебном заседании установлено, что Юлаевой(Афанасьевой) Л.П. не имеет собственного жилья, в настоящее время проживает в квартире по коммерческому найму. В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Абзацем 1 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ст.8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 года № 183-З «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст.8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 года № 183-З «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан. Согласно п.1 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 20.07.2007 года № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более: - 33 кв.м - для одиноко проживающих детей - сирот; - 42 кв.м - на семью из двух человек, являющихся детьми - сиротами; - 18 кв.м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами. Как установлено в ходе судебного заседания Юлаева(Афансьева) Л.П. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 2010 года, однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлено. Распоряжением Правительства Республики Башкортостан № 285-р от 31.03.2011 года выделен лимит капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений администрации МР Ермекеевский район РБ в сумме 651 000 рублей. Согласно п.2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 20.07.2007 года № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения. Перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселений и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры т транспорта Республики Башкортостан, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья. В силу п. 3 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 20.07.2007 года № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», финансирование расходов по предоставлению детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов: - распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан; - заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот - получателей государственной поддержки; - документов, подтверждающих стоимость жтлья, предоставляемого детям - сиротам. Оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан. Поскольку иного порядка предоставления жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, состоящим на учете в качестве нуждающихся, не имеется, Федеральный закон № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, связанные с предоставлением жилого помещения, обязанность по обеспечению Юлаевой(Афанасьевой) Л.П. жилым помещением должна быть возложена на администрацию муниципального района <адрес> за счет средств бюджета Республики Башкортостан в виде капитальных вложений. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать администрацию МР <адрес> предоставить Юлаевой (Афанасьевой) Л.П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение по договору социального найма на территории <адрес> <адрес> по норме предоставления жилого помещения, установленной Решением Совета муниципального района <адрес> от 07.10. 2008 года № 450 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения» и постановления правительства Республики Башкортостан от 20.07.2007 года № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во внеочередном порядке за счет средств бюджета Республики Башкортостан в виде капитальных вложений Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня его оглашения через Ермекеевский районный суд Республики Башкортостан. Решение вступает в законную силу 25 июля 2011 г. Судья: подпись Копия верна: Судья Ермекеевского районного суда Республики Башкортостан М.А. Багаутдинов