Об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды



                                                                                                                     № 2-276/11

Решение

Именем Российской Федерации

11 июля 2011 г.                                                                                            с. Ермекеево

Ермекеевский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Багаутдинова М.А.,

с участием прокурора Ермекеевского района РБ Идрисова Д.А.,

при секретаре Платициной Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры <адрес> РБ в защиту интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории <адрес> РБ к ООО «Байрак» об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением.

В суде прокурор свой иск поддержал и пояснил, что прокуратурой <адрес> РБ проведена проверка исполнения природоохранного законодательства на территории <адрес>.

Проведенной проверкой установлено, что ООО «Байрак» <адрес> РБ занимается сельскохозяйственной деятельностью и в наличии хозяйства имеются трактора, комбайны, автомашины и скот. При осуществлении деятельности предприятия образуются отходы 1-4 классов опасности: мусор от бытовых помещений несортированный; отходы от уборки территорий и помещений; отработанные аккумуляторы; дизельные, автомобильные масла; электрические лампы и автомобильные шины; навоз от крупно-рогатого скота и конский.

Однако, в нарушение требований ст.14 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.14 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», администрацией ООО «Байрак» лимит на размещение отходов производства и потребления не установлен, паспорт опасного отхода не составлен.

В соответствии со ст. 4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы, в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей сред, на пять классов опасности: чрезвычайно опасные классы (1 кл.); высокоопасные (2 кл.); умеренно опасные отходы (3 кл.); малоопасные отходы (4 кл.); практически неопасные отходы ( 5 кл.),

Согласно п.п. 2, 3 ст. 14 ФЗ « Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области окружающей среды.

На отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки опасности. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов мусор от бытовых помещений несортированный; отходы от уборки территорий и помещений; отработанные аккумуляторы; дизельные и автомобильные масла; электрические лампы и автомобильные шины; навоз от крупно-рогатого скота и конский являются отходами 4 класса опасности.

Установление лимитов на размещение отходов производства и потребления в соответствии с положениями ст. 14 ФЗ закона «Об охране окружающей среды» является одним из методов экономического регулирования в данной сфере. Лимиты на размещение отходов разрабатываются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения и устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

Паспорт опасных отходов является документом, который должен не только удостоверять принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, но и содержать сведения об их составе. Паспортизация опасных отходов является одним из обязательных требований обращения с ними, установленных положениями ст.14 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Отсутствие паспорта опасных отходов служит препятствием к их транспортированию. Порядок паспортизации опасных отходов в настоящее время устанавливается Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов».

В соответствии со ст. 19 ФЗ от 24.06. 1998 № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Таким образом, проверкой установлено, что деятельность ООО «Байрак» <адрес> РБ осуществляется с грубыми нарушениями действующего природоохранного законодательства Российской Федерации, что может привести к загрязнению окружающей природной среды, иным негативным последствиям, и как вследствие повлечь нарушение прав граждан - неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Права граждан на благоприятную среду обитания и окружающую среду обеспечиваются, в том числе и неукоснительным соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, включая гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке отходов производства и потребления.

По условиям статьи 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - это нормативно правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования ( в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы ), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Невыполнение требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства затрагивает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории <адрес> на благоприятную окружающую среду.

В связи с изложенным прокурор <адрес> РБ просит суд обязать ООО «Байрак» при осуществлении сельскохозяйственной деятельности устранить нарушения федерального законодательства об охране окружающей среды: установить лимит на размещение отходов производства и потребления, составить паспорт опасного отхода.

В суде представитель ответчика - ФИО3 иск признал, показал также, что выявленные нарушения законодательства будут устранены в четырехмесячный срок.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.

Согласно ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных заявителем требований.

Суд, разъяснив сторонам последствия признания иска, принимает признание иска ответчиком, так как это не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст.193, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ООО «Байрак» при осуществлении сельскохозяйственной деятельности устранить нарушения федерального законодательства об охране окружающей среды: установить лимит на размещение отходов производства и потребления, составить паспорт опасного отхода.

Установить срок исполнения решения - 4 месяца со дня принятия решения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня его оглашения через Ермекеевский районный суд Республики Башкортостан.

Решение вступает в законную силу ДД.ММ.ГГГГ

Судья: подпись

Копия верна:

Судья Ермекеевского районного суда

Республики Башкортостан                                                 М.А. Багаутдинов