№2-263/12 Обязать устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды



                                                                                                                     

Решение

Именем Российской Федерации

13 августа 2012 г.                                                                                  с. Ермекеево

Ермекеевский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Багаутдинова М.А.,

с участием прокурора Ермекеевского района РБ Идрисова Д.А.,

при секретаре Халиуллиной Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории <адрес> РБ к ООО <адрес> об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей природной среды,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с вышеназванным заявлением.

В суде прокурор заявленные требования в части установления срока исполнения решения изменили пояснил, что прокуратурой <адрес> <адрес> проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на территории <адрес> <адрес>

В ходе проверки установлено, что ООО <адрес> <адрес> <адрес> занимается сельскохозяйственной деятельностью и в наличии хозяйства имеются трактора, комбайны, автомашины и скот. При осуществлении деятельности предприятия образуются отходы 1-4 классов опасности: мусор от бытовых помещений несортированный; отходы от уборки территорий и помещений; отработанные аккумуляторы; дизельные, автомобильные масла; электрические лампы и автомобильные шины; навоз от крупно-рогатого скота, конский.

Однако в нарушение требований Федерального закона «Об охране окружающей среды», п.п. 2,3 ст. 14, ст. 19 ФЗ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» администрацией ООО <адрес> <адрес> не составлен паспорт на отходы 1-4 кл. опасности, не разработан и не согласован с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами; учет образовавшихся и переданных другим лицам, а также размещенных отходов не ведется.

В соответствии со ст.4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы, в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: чрезвычайно опасные отходы (1 кл.); высокоопасные (2 кл.); умеренно опасные отходы (3 кл.); малоопасные отходы (4 кл.); практически неопасные отходы (5 кл.)

Согласно п.п. 2,3 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальное предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов мусор от бытовых помещений несортированный; отходы от уборки территорий и помещений; отработанные аккумуляторы; дизельные, автомобильные масла; электрические лампы и автомобильные шины; навоз от крупно-рогатого скота, конский являются отходами 4 класса опасности.

Паспорт опасных отходов является документом, который должен не только удостоверять принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, но и содержать сведения об их составе. Паспортизация опасных отходов является одним из обязательных требований обращения с ними, установленных положениями ст. 14 ФЗ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Отсутствие паспорта опасных отходов служит препятствием к их транспортированию. Порядок паспортизации опасных отходов в настоящее время устанавливается Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 г. №818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов».

В соответствии со ст. 19 ФЗ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Таким образом, проверкой установлено, что деятельность ООО <адрес> <адрес> осуществляется с грубыми нарушениями действующего природоохранного законодательства Российской Федерации, что может привести к загрязнению окружающей природной среды, иным негативным последствиям, и как вследствие повлечь нарушение прав граждан - неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду.

В соответствии со ст. 22 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст.ст. 42,58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Права граждан на благоприятную среду обитания и окружающую среду обеспечиваются, в том числе и неукоснительным соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, включая гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке отходов производства и потребления.

По условиям ст. 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Невыполнение требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства затрагивает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории <адрес> на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Ответчик обязан устранить нарушения требований нормативных документов в области безопасного обращения с отходами производства и потребления.

В связи с изложенным, прокурор <адрес> <адрес> просит суд:

Обязать администрацию ООО <адрес> <адрес> при осуществлении сельскохозяйственной деятельности, устранить нарушения федерального законодательства об охране окружающей природной среды: разработать и согласовать с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами; вести учет образовавшихся и переданных другим лицам, а также размещенных отходов, составить паспорт опасного отхода.

Установить срок исполнения решения - 4 месяца со дня принятия решения.

В суде представитель ответчика - директор ООО <адрес> И.Н. Мурзаков заявление признал в полном объеме, показал также, что выявленные нарушения будут устранены.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.

Согласно ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных заявителем требований.

Суд, разъяснив сторонам последствия признания иска, принимает признание иска ответчиком, так как это не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст.193, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию ООО <адрес> <адрес> при осуществлении сельскохозяйственной деятельности, устранить нарушения федерального законодательства об охране окружающей природной среды: разработать и согласовать с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами; вести учет образовавшихся и переданных другим лицам, а также размещенных отходов, составить паспорт опасного отхода.

Установить срок исполнения решения - 4 месяца со дня принятия решения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья Ермекеевского районного суда

           Республики Башкортостан:                                                            М.А. Багаутдинов