2-341/2011 об оспаривании решения органа местного самоуправления



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

« 05 » мая 2011 года с. Ермаковское

Ермаковский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судьи Питецкого К.В.,

при секретаре Анашкиной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федулкиной Александры Николаевны об оспаривании решения органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Федулкина А.Н. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Администрации Ермаковского сельсовета об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма. Требования мотивирует тем, что она является вдовой участника ВОВ, проживает со своей невесткой ФИО3 в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Невестка является собственником вышеуказанного дома, в котором не имеется благоустройства. В <адрес> ее сын построил дом и попросил ее оформить его на нее, для того чтобы не делить его с первой женой. В период строительства дома она проживала во дворе дома во времянке без какого-либо благоустройства. В 2004 году ее сын умер. В июле 2007 года она продала жилой дом адресу <адрес>, так как он был не достроен и в силу своего преклонного возраста и состояния здоровья, она не могла его обслуживать. В апреле 2011 года она подала заявление о постановке на учет, в качестве нуждающейся для улучшения жилищных условий в связи с выходом указа Президента РФ об обеспечении ветеранов жильем. В постановке на учёт ей было отказано, так как право постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении наступает не ранее чем через пять лет после продажи жилья. Но она намеренно не ухудшала жилищные условия в целях приобретения или сохранения права состоять на учете. Кроме того, она не имела при продаже дома намеренно ухудшать свои жилищные условия, так как дом был продан в 2007 года, а закон <адрес> № «О порядке обеспечения жильём в <адрес> ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» вышел в 2010 году. В связи с чем, просит суд признать отказ в постановке на учет для получения жилья от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать устранить допущенные нарушения.

В судебном заседании Федулкина А.Н. поддержала заявленные требования.

В судебном заседании представитель администрации Ермаковского сельсовета Хаванский В.В. пояснил, что не согласен с заявленными требованиями, так как со дня продажи заявителем дома в 2007 году прошло менее 5 лет. Также пояснил, что каких-либо доказательств того, что Федулкина А.Н. продала дом с намерением приобрести право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, не имеется.

В судебное заседание представитель администрации Ермаковского района не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения сторон, изучив судебные извещения, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Ермаковского района, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, поскольку его неявка в соответствии со ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела по существу.

Выслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года,. которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Положения Федерального закона от 21 декабря 2009 г. N 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» определяют, что вдовы инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета вне зависимости от времени постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, при полном их соответствии критериям, установленным статьей 21 Федерального закона «О ветеранах».

В силу ст. 1 Закона Красноярского края от 18.02.2010 N 10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», данный закон распространяется, в том числе, на членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда (из числа лиц, указанных в статье 21 Федерального закона «О ветеранах»).

Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и относятся к категории ветеранов, указанных в статье 1 настоящего Закона (ст. 2 указанного Закона Красноярского края).

Статьей 51 ЖК РФ установлен перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Указанной нормой закона предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения, осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленный документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

В соответствии со ст. 3 Закона Красноярского края № 10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», принятие ветеранов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учета осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства ветерана в порядке, установленном Законом Красноярского края от 23 мая 2006 года N 18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края».

В силу со ст. 4 Закона Красноярского края от 23 мая 2006 года № 18-4751, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет по истечении пяти лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Если в течение пяти лет перед получением жилого помещения по договору социального найма гражданин, состоящий на учете, произвел отчуждение принадлежащих ему на праве собственности жилых помещений или произвел действия, приведшие к уменьшению размера занимаемых жилых помещений, ему предоставляется жилое помещение с учетом размера жилых помещений, находившихся у него до отчуждения или до совершения действий, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений. При этом общая площадь предоставляемого гражданину жилого помещения в указанных случаях не может быть менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления.

Не считаются действиями, совершенными гражданином с намерением приобретения права состоять на учете: 1) вселение по месту жительства супруга, детей, родителей, а также нетрудоспособных иждивенцев в качестве членов своей семьи, ведущих с ним общее хозяйство, объединенных признаками родства или свойства, если до вселения данные лица:

а) не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением;

б) обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, но не были обеспечены по норме предоставления;

в) обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для проживания;

г) безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства органам государственной власти или органам местного самоуправления;

2) расторжение договора пожизненной ренты или пожизненного содержания с иждивением по инициативе получателя ренты;

3) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения.

К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, могут быть отнесены:

- изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;

- обмен жилыми помещениями;

- невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;

- изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;

- вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);

- выдел доли собственниками жилых помещений;

- отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу указанной нормы Закона ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. В связи с этим, по настоящему делу суд устанавливает следующие имеющие значение для дела обстоятельства: привели ли действия заявителя к искусственному ухудшению жилищных условий, были ли совершены они умышленно и требуется ли в связи с этими действиями заявителя участие администрации Ермаковского сельсовета в обеспечении ее другим жильем.

В судебном заседании установлено, что заявитель Федулкина А.Н., являясь вдовой участника Великой Отечественной войны, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Ермаковского сельсовета с заявлением о постановке учет в качестве нуждающейся в получении жилья. Однако, постановлением администрации Ермаковского сельсовета № ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ заявительнице было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилья, на том основании, что в 2007 году она продала свой жилой дом в <адрес>. В связи с тем, что со дня совершения указанной сделки прошло менее 5 лет, на основании ст. 53 ЖК РФ, администрацией было принято решение об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся.

Судом также установлено, что Федулкина А.Н. вместе с ФИО3, внуком ФИО5 и внучкой Федулкиной А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ проживают вчетвером по адресу: <адрес>, в жилом помещении, общей площадью <данные изъяты> Занимаемое жилое помещение принадлежит на праве собственности невестке заявителя – ФИО3

В судебном заседании представителем администрации Ермаковского сельсовета не предоставлено каких-либо доказательств того, что заключив сделку по отчуждению жилого помещения в 2007 году, Федулкина А.Н. осуществила умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения своих жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия администрации в обеспечении ее другим жильем. Напротив, в судебном заседании Федулкина А.Н. пояснила, что в своем прежнем жилом помещении по адресу <адрес> она проживать не могла в связи с тем, что он был не достроен и в силу своего преклонного возраста и состояния здоровья, она не могла его содержать. Продала дом, так как не могла самостоятельно его обслуживать и переехала жить к невестке, никакой иной цели при продаже дома не преследовала. Указанные обстоятельства в судебном заседании подтвердила также свидетель ФИО6

Из материалов дела усматривается, что Федулкина А.Н. ранее не предоставлялись меры государственной поддержки по обеспечению жильем.

Давая оценку доводам и мотивам заявителя, суд приходит к выводу, что Федулкина А.Н. распорядилась своим жилым домом в 2007 году, не имея намерения ухудшить свои жилищные условия, с целью получения постороннего ухода в семье своей невестки в связи с преклонным возрастом и состоянием здоровья. Доказательств недобросовестности действий Федулкиной А.Н. суду не представлено.

Исходя из положений ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, предусматривающей несение бремени доказывания по делам, возникающим из публичных правоотношений, что доказывание обстоятельств, послуживших основанием законности оспариваемого решения органа местного самоуправления, возлагается на орган, который принял оспариваемое решение, отсутствие в материалах дела доказательств того, что заявитель намеренно ухудшила свои жилищные условия, суд приходит к выводу, что заявление Федулкиной А.Н. следует удовлетворить.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Федулкиной Александры Николаевны удовлетворить.

Обязать Администрацию Ермаковского сельсовета поставить Федулкину Александру Николаевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, с даты подачи ею заявления о постановке на учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через Ермаковский районный суд Красноярского края.

Председательствующий Питецкий К.В.

Мотивированное решение изготовлено 10.05.2011 года

На 11.05.2011 года решение не вступило в законную силу.