2-340/2011 о признании бездействия незаконным и обязании организовать проведение противопожарных мероприятий



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 05 » мая 2011 года с. Ермаковское

Ермаковский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судьи Питецкого К.В.,

при секретаре Анашкиной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ермаковского района, поданного в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия администрации муниципального образования «Жеблахтинский сельсовет» незаконным и обязании организовать проведение противопожарных мероприятий в границах МО «Жеблахтинский сельсовет»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ермаковского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации МО «Жеблахтинский сельсовет» незаконным и обязании организовать проведение противопожарных мероприятий в границах МО «Жеблахтинский сельсовет». Требования мотивирует тем, что с наступлением пожароопасного периода, вызванного аномально высокой температурой воздуха на территории отдельных субъектов Российской Федерации, летом 2010г. резко возросло число природных пожаров, повлекших человеческие жертвы и значительный материальный и экологический ущерб. По поручению прокуратуры Ермаковского района ДД.ММ.ГГГГ ОГПН по Ермаковскому району была проведена проверка в <адрес> с целью соблюдения обязательных требований пожарной безопасности по организации защиты населенных пунктов от лесных пожаров при подготовке к весенне-летнему пожароопасному периоду. В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований п. 112 ППБ администрацией Жеблахтинского сельсовета не приняты все меры, направленные, на исключение возможности переброса огня при лесных пожарах па территориях, прилегающих к границам муниципального образования, а именно не выполнены минерализованные полосы (опашка) на всей протяженности участка границы населенного пункта <адрес> с лесным участком; добровольная дружина не обеспечена боевой одеждой пожарного, спец.масками, крагами, баграми, топорами; к естественному водоисточнику (р. Оя) отсутствуют подъезды с площадками (пирсами) твердым покрытием размерами не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; искусственные водоисточники - 2 пожарных водоема V-25м. куб расположенные по адресу: <адрес>, находятся в неисправном состоянии, отсутствует переносная пожарная мотопомпа. Администрация Жеблахтинского сельсовета не организует проведение противопожарных мероприятий в границах муниципального образования, нарушая своим бездействием права граждан <адрес> па безопасность жизни и здоровья и сохранность принадлежащего им имущества. В связи с чем, просит признать бездействие администрации МО «Жеблахтинский сельский совет» в части непринятия мер по организации проведения противопожарных мероприятий в границах муниципального образования и обязать устранить выявленные нарушения.

В судебном заседании помощник прокурора Ермаковского района Гринь О.И. уточнила заявленные требования и просила суд обязать администрацию МО «Жеблахтинский сельсовет» в срок до 01 июля 2011 года выполнить минерализованные полосы на всей протяженности участка границы населенного пункта <адрес> с лесным массивом между лесным массивом и дорогой; обустроить не менее одного подъезда к р. Оя с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; наполнить водой имеющиеся на территории <адрес> искусственные источники водоснабжения – два пожарных водоема V-25м. куб, расположенные по адресу: <адрес> и заменить на них крышки; приобрести переносную пожарную мотопомпу.

В судебном заседании Глава администрации МО «Жеблахтинский сельсовет» Маркелов А.В. требования, заявленные прокурором, признал, однако пояснил, что на устранение всех нарушений необходимы значительные суммы денежных средств, однако их в настоящее время в распоряжении сельсовета не имеется.

В судебном заседании представители ОГПН по Ермаковскому району Кадуцкая О.Н. и КГБУ «Ермаковское лесничество» Коноваленко А.В. поддержали требования прокурора.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, считает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 20 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь.

Статьей 2 Конституции РФ предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 14 Федерального закона 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 3 Федерального Закона «О противопожарной безопасности» № 69-ФЗ т 24.12.1994 года, основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ

Согласно ст. 19 Федерального закона «О противопожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе по средствам организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствие с пунктами 31, 94, 112 «Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03)», сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп. При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие меры).

В соответствие с Уставом МО «Жеблахтинский сельсовет» администрация муниципального образования является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления, деятельностью которого руководит на принципах единоначалия глава администрации муниципального образования. Пунктами 8, 9, 23 Устава сельсовета, к вопросам местного значения отнесены: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельсовета, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельсовета, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, по поручению прокуратуры Ермаковского района ДД.ММ.ГГГГ ОГПН по Ермаковскому району была проведена проверка в <адрес> по организации защиты населенных пунктов от лесных пожаров при подготовке к весенне-летнему пожароопасному периоду, с целью соблюдения обязательных требований пожарной безопасности. В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения требования правил пожарной безопасности, которые зафиксированы в Акте проверки органа местного самоуправления № от ДД.ММ.ГГГГ. Глава сельсовета не оспаривал наличие указанных нарушений, вместе с тем пояснил, что на их устранение необходимы значительные денежные средства. Вместе с тем доводы главы сельсовета не являются основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по осуществлению мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности с их финансовыми возможностями.

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, обязание администрации Жеблахтинского сельсовета исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства по обеспечению первичных мер пожарной безопасности может быть обеспечено судебным решением.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение его в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

Дав анализ фактическим обстоятельствам дела в их взаимосвязи с нормами права, регулирующими спорные правоотношения, суд приходит к выводу, что необходимость в устранении выявленных нарушений правил пожарной безопасности в судебном заседании установлена, обязанность по устранению должна быть возложена на администрацию муниципального образования «Жеблахтинский сельсовет». Требования прокурора законны и направлены на обеспечение реализации органом местного самоуправления в решении вопросов местного значения, возложенных на него федеральным законом и на защиту жизни и здоровья людей.

При определении сроков исполнения решения суд учитывает принцип разумности, то есть устанавливает такой срок, в который обязанное лицо по решению суда имеет реальную возможность исполнить решение суда. В связи с этим, учитывая требования прокурора, характер спорного правоотношения, необходимость изыскания денежных средств на устранение выявленных нарушений, наличие достаточного времени для выполнения определенного объема работ, суд приходит к выводу, что разумный срок по настоящему делу для устранения допущенных нарушений следует установить не позднее 01 июля 2011 года.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора Ермаковского района удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Жеблахтинский сельсовет» <адрес> в срок до 01 июля 2011 года выполнить минерализованные полосы на всей протяженности участка границы населенного пункта <адрес> с лесным массивом между лесным массивом и дорогой; обустроить не менее одного подъезда к р. Оя с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; наполнить водой имеющиеся на территории <адрес> искусственные источники водоснабжения – два пожарных водоема V-25 м куб., расположенные по адресу: <адрес> и заменить на них крышки; приобрести переносную пожарную мотопомпу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда через Ермаковский районный суд Красноярского края.

Председательствующий Питецкий К.В.

Мотивированное решение изготовлено 10.05.2011 года

На 12.05.2011 года решение не вступило в законную силу.