2-338/11 о признании незаконным бездействия по не обеспечению котельных школ



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

« 15 » июня 2011 года \ с. Ермаковское

Ермаковский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Питецкого К.В.,

при секретаре Анашкиной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора

Ермаковского района, поданного в интересах неопределенного круга лиц, о признании

незаконным бездействия <адрес> по не обеспечению

котельных школ <адрес> и <адрес>

резервными источниками электроснабжения и обязании устранить выявленные

нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ермаковского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления образования администрации Ермаковского района по не обеспечению резервными источниками электроснабжения школ и детских садов Ермаковского района и обязании устранить выявленные нарушения. Требования мотивировал тем, что прокуратурой Ермаковского района проведена проверка исполнения действующего законодательства в части обеспечения социально-значимых объектов жизнедеятельности резервными источниками энергообеспечения. В ходе проверки установлено, что согласно перечню теплоисточников Ермаковского района указанными объектами отапливаются сельские дома культуры, детские сады, школы, фельдшерско-акушерские пункты, больницы, жилые дома. Согласно информации представленной ДД.ММ.ГГГГ Минусинским территориальным отделом Енисейского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, резервное питание на указанных объектах отсутствует. Котельные, водозаборы, скважины водоснабжения, очистные сооружения, школы и детские сады, являются социально-значимыми объектами и относятся к 1-й и к 2-й категории надёжности электроснабжения. Согласно информации представленной Ермаковским РЭС ДД.ММ.ГГГГ, за период 2009-2011 г. имели место факты отключения детских садов, школ на срок более 3 часов. Таким образом, из-за отсутствия резервных источников питания на котельных, водозаборах, скважинах водоснабжения и очистных сооружениях, детских садах и школах, расположенных на территории района, в случае наступления аварийной или чрезвычайной ситуации могут быть нарушены конституционные права граждан, в том числе права на благоприятные жизненные условия, пользование тепло-водоснабжением в полном объёме и создана угроза их жизни, здоровью, имуществу и причинен значительный материальный ущерб населению. В связи с чем, первоначально просил признать незаконным бездействие Управления образования администрации Ермаковского района по не обеспечению резервными источниками электроснабжения школ и детских садов Ермаковского района и обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить школы и детские сады Ермаковского района резервными источниками энергоснабжения.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Администрация Ермаковского района, ОАО «МРСК Сибири» в лице Ермаковского РЭС и Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Минусинского территориального отдела.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ помощник прокурора Ермаковского района Гринь О.И. изменила заявленные требования, просила привлечь в качестве ответчика администрацию Ермаковского района, а в качестве соответчиков привлечь <данные изъяты> обеспечить свои учреждения электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Кроме того отказалась от заявленных требований к Управлению образования администрации Ермаковского района. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в отношении Управления образования администрации Ермаковского района прекращено, судебное заседание отложено на ДД.ММ.ГГГГ для предоставления прокурору времени для правового обоснования возможности изменения заявленных в рамках гл. 25 ГПК РФ, на исковые требования и привлечения детских садов и школ в качестве соответчиков.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ помощник прокурора Ермаковского района Гринь О.И. заявила устное ходатайство об изменении заявленных требований и просила признать бездействие администрации Ермаковского района незаконными и обязать обеспечить котельные школ в <адрес> <данные изъяты>, электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ помощник прокурора Ермаковского района Гринь О.И. поддержала заявленные требования с учетом их уточнения и просила признать бездействие администрации Ермаковского района незаконными и обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить котельные школ в <адрес> <данные изъяты>, электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. ,

В судебном заседании представитель Администрации Ермаковского района ФИО3, выступающий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, требования, заявленные прокурором, не признал. В обоснование своего несогласия пояснил, что котельные школ в <адрес> <данные изъяты> находятся в собственности <адрес>. Котельная школы в <адрес> передана в аренду ООО «Квант», котельная школы в <адрес> передана в аренду ООО «Тепловик - 2». Между администрацией <адрес> и ООО «Квант», ООО «Тепловик-2» заключены соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о взаимодействии, в силу которых при отключении электрической энергии, в том числе в котельных школ в <адрес> <данные изъяты> <данные изъяты> по распоряжению главы <адрес> работники, входящие в состав мобильных подразделений указанных организаций обязаны в течение 2 часов прибыть к месту выполнения работ по снабжению электрической энергией от передвижных дизельных электростанций, которые находящихся на хранении у указанных организаций. Кроме того, до ДД.ММ.ГГГГ при вводе в эксплуатацию социально-значимых объектов, имеющих электроприемники второй категории, в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ, обеспечение электроэнергией электроприемников второй категории от двух независимых источников электроснабжения носило рекомендательный характер.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица - Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, не явился, о дате месте и времени извещен надлежащим образом. Предоставил письменные пояснения, относительно заявленных прокурором требований.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица - ОАО «МPCK Сибири» в лице Ермаковского РЭС начальник РЭС <данные изъяты> пояснил, что котельные школ в <адрес> и в <адрес> не обеспечены электроэнергией от двух независимых взаимно резервируемых источников питания. В случае аварии котельные школ остаются без электроэнергии. Возможность подключения дизельной электростанции имеется. Но при нормальном режиме работы, когда подключен основной источник питания, должно подходить 2 линии, независимо друг от друга от разных независимых источников, которые в случае отключения могут быть переключены дежурной бригадой. Два независимых источника питания должны быть в любой момент времени.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, считает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 7 п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, содействуют устойчивому ^функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.

Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ. Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 204 «Об утверждении глав Правил устройства электроустановок» (далее - «ПУЭ»), 7-е издание, действующее с ДД.ММ.ГГГГ, категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта., ..

В силу п. 5.1 «Свод правил по проектированию и строительству» СП 31-110-2003 учреждения образования, воспитания относятся ко второй категории надежности электроснабжения.

Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ, электроприемники второй категорий в нормальных режимах работы должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

В силу п. 1.2.9. ПУЭ, нормальный режим потребителя электрической энергии -режим, при котором обеспечиваются заданные значения параметров его работы.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, котельные школ, расположенные в <адрес> и <адрес> принадлежат на праве собственности <адрес>. Котельная школы в <адрес> передана по договору аренды муниципального имущества района от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Квант», котельная в <адрес> передана по договору аренды муниципального имущества района от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Тепловик-2». Прокуратурой Ермаковского района проведена проверка исполнения действующего законодательства в части обеспечения социально-значимых объектов жизнедеятельности резервными источниками энергообеспечения. В ходе проверки установлено, что резервное питание на указанных объектах отсутствует, что подтверждается информацией от ДД.ММ.ГГГГ, представленной Минусинским территориальным отделом Енисейского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Ермаковского района и ООО «Квант» и ООО «Тепловик-2» заключены соглашения о взаимодействии в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с возможным отключением электрической энергии (л.д.38-43). Согласно 1.2. соглашения между <адрес> и ООО «Тепловик - 2», передвижные дизельные электростанции в количестве 2-х штук, находящиеся на хранении в ООО «Тепловик-2», размещаются: АД-200-Т400-1Р - в <адрес>, котельная «Центральная», АД-60-Т400-1Р - в <адрес>, котельная. Согласно 1.2. соглашения между <адрес> и ООО «Квант», передвижные дизельные электростанции в количестве 3-х штук, находящиеся на хранении в ООО «Квант», размешаются: АД-100-Т400-1Р - в <адрес>, <данные изъяты> <адрес>, АД-30-Т400-1Р в количестве 2-х штук - в <адрес>, промбаза. В силу п.2.2. вышеуказанных соглашений, при отключении электрической энергии, по распоряжению главы <адрес> работники, входящие в состав мобильных подразделений обязаны в течении 2 часов выдвинуться к месту выполнения работ по снабжению электрической энергией от передвижных дизельных электростанций.

На основании п. 14.2 СНиП П-35-76 электроустановки котельных Ермаковского района относятся ко второй категории надежности электроснабжения. Следовательно, в силу требований п. ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ, в нормальных режимах работы они должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады. Указанное требование предполагает постоянное наличие в котельных двух независимых взаимно резервирующих источников питания, переключение между которыми осуществляется при выходе из строя основного источника силами обслуживающего персонала, либо выездной бригады.

Вместе с тем, судом установлено, что в котельных школ в <адрес> и <адрес> второй резервный источник электропитания отсутствует. Отсутствие резервных источников электропитания в случае прекращения подачи электроэнергии на котельные может повлечь за собой остановку оборудования. В отопительный период размораживание систем тепло-водоснабжения может привести к чрезвычайным ситуациям, массовому нарушению прав граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества неопределенного круга лиц потребителей коммунальных услуг, в том числе учащихся и персонала школ. В этой связи довод представителя администрации района о том, что на случай возникновения чрезвычайных ситуаций в районе разработан механизм взаимодействия между администрацией района и арендаторами ООО «Квант» и 000 «Тепловик-2» и заключены соответствующие соглашения, которые предполагают обязанность указанных организаций в течение двух часов с момента получения распоряжения Главы района дежурным бригадам выехать на место ЧС, установить и подключить передвижные дизельные электростанции в качестве резервных источников электропитания, является несостоятельным, поскольку исходя из смысла вышеуказанной нормы, в котельных, относящихся ко второй категории надежности электроснабжения, постоянно должны быть в наличии резервные источники электропитания, что также подтвердил в судебном заседании представитель Ермаковского РЭС.

Довод представителя администрации о том, что до ДД.ММ.ГГГГ требование о необходимости наличия в котельных резервных источников электропитания носило рекомендательный характер, в то время как обе котельные были введены в эксплуатацию ранее указанного срока, не имеет правового значения для данного ^дела, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ требование -.©—необходимости наличия резервных источников электропитания в социально-значимых объектах, относящихся ко второй категории надежности электроснабжения, стало носить обязательный характер.

В соответствии со ст.210 ГК РФ бремя содержания имущества возлагается на собственника. Поскольку котельные являются муниципальной собственностью, то на администрацию района, как на исполнительный орган собственника имущества, возлагается обязанность по его содержанию, в то время как исходя из условий договоров аренды муниципального имущества района, на арендаторов «Квант» и ООО «Тепловик-2» обязанность по оборудованию котельных резервными источниками электропитания не возложена. Кроме того, администрация Ермаковского района в силу ст.ст.7, 11, 14 Федерального Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» как орган местного"4самоуправления, обязана осуществлять подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

На основании изложенного, обязание Администрации Ермаковского района исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства может быть обеспечено судебным решением.

Дав анализ фактическим обстоятельствам дела в их взаимосвязи с нормами права. регулирующими спорные правоотношения, суд приходит к выводу, что необходимость обеспечения котельные школ в <адрес> иве. <адрес> электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания в судебном заседании установлена, обязанность по их обеспечению должна быть возложена на <адрес>.

При определении сроков исполнения решения суд учитывает принцип разумности, то есть устанавливает такой срок, в который обязанное лицо по решению суда имеет реальную возможность его исполнить. В связи с этим, учитывая требования

оснащения котельных резервными источниками электропитания, принимая во внимание дату начала отопительного сезона - ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что разумный срок по настоящему делу для устранения допущенных нарушений следует установить не позднее -ДД.ММ.ГГГГ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Ермаковского района удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Ермаковского района Красноярского края по не обеспечению котельных школ в <адрес> <данные изъяты> <адрес> резервными источниками электроснабжения незаконным.

Обязать Администрацию Ермаковского района Красноярского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить котельные школ в <адрес> и в <адрес> электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Ермаковский районный суд Красноярского края.

Председательствующий Питецкий К.В.