Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 1 августа 2011 года с. Ермаковское Ермаковский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего – судьи Лукьяновой Т.М., при секретаре – Гордеевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ермаковского района, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Ермаковского сельского совета о признании незаконным бездействия в части необеспечения доступа граждан к информации о деятельности органа местного самоуправления и об обязании устранении нарушения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ермаковского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Администрации Ермаковского сельсовета о признании незаконным бездействия в части необеспечения доступа граждан к информации в сети «Интернет» о деятельности органа местного самоуправления и об обязании устранения нарушения. Свои требования прокурор мотивирует тем, что в ходе проверки установлено, что администрацией Ермаковского сельсовета Ермаковского района Красноярского края в нарушение норм закона мер к созданию официального сайта поселения в сети «Интернет» не принято. Прокурор, указывая на то, что у администрации Ермаковского сельсовета отсутствует сайт, который бы обеспечил доступ всех граждан к информации об органе местного самоуправления, информации, позволяющей гражданам получать социально значимую информацию о действующих муниципальные правовых актах, просит признать незаконным бездействие администрации Ермаковского сельсовета в части необеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления в сети «Интернет» и обязать администрацию Ермаковского сельсовета в срок до 1 августа 2011 года разместить информацию о деятельности органов местного самоуправления в соответствии с требованиями Федерального Закона №8-ФЗ от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», либо на официальном сайте субъекта Российской Федерации, либо на сайте администрации Ермаковского района, либо на созданном официальном сайте поселения. В судебном заседании помощник прокурора Ермаковского района Гринь О.И. поддержала исковые требования, указала на то, что у органа местного самоуправления имеется обязанность, предусмотренная законом, о размещении информации о его деятельности в сети «Интернет». От требований в части обязания ответчика размещения информации на каком-либо конкретном сайте отказалась. Представитель администрации Ермаковского сельсовета Хованский В.В. исковые требования не признал, в судебном заседании пояснил, что в соответствии с Федеральным законом №8-ФЗ от 9 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» определены способы доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. Все указанные способы, в том числе размещение информации в сети «Интернет» используется администрацией Ермаковского сельсовета. Закон не устанавливает преимущество какого либо одного способа обеспечения информацией над другим. В соответствии с Решением Ермаковского сельского совета депутатов №11-60р от 10 мая 2006 года нормативно правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц администрации МО «Ермаковский сельсовет», затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина публикуются в «Ведомостях органов местного самоуправления МО «Ермаковский сельсовет». Тираж периодического печатного издания «Ведомости органов местного самоуправления МО Ермаковский сельсовет» установлен в количестве 1000 экземпляров. Распространяется бесплатно в коллективах учреждений, предприятий, организаций на территории муниципального образования в других местах массового скопления. На территории Ермаковского сельсовета установлены специальные места для размещения печатных изданий на информационных стендах. Перечень мест установлен постановлением администрации Ермаковского сельсовета №28-п от 14.03. 2007 года. К другим способам доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления можно отнести проведение сходов граждан, дней вопросов и ответов и т.д. Ч. 5 ст. 8 Закона №149-ФЗ от 27.07.2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» указано, что «... государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети ««Интернет»»». Администрация Ермаковского сельсовета в своей деятельности использует все возможные способы обеспечения доступа к информации, в том числе и с использованием сети «Интернет». В судебном заседании представитель ответчика, указывая на то, что законодательством предусмотрено право органа местного самоуправления обеспечения доступа граждан к информации о деятельности через сеть «Интернет», не обязанность, в связи с этим обязание с помощью судебного решения является незаконным, говорил о том, что Администрация Ермаковского сельсовета планирует в ближайшее время создать свой сайт для размещения к информации о деятельности органа местного самоуправления. Суд, выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.29 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Федеральным законом № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», вступившим в силу с 1 января 2010 года, задекларированы основные принципы обеспечения доступа к информации - это открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, достоверность информации и свобода поиска, получения, передачи и распространения информации. В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет». Положениями статьи 13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлено, что информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "«Интернет»", в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления содержит: общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе: а) наименование и структуру государственного органа, органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб государственного органа, органа местного самоуправления; б) сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; в) перечень территориальных органов и представительств государственного органа за рубежом (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб указанных органов и представительств; г) перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций; д) сведения о руководителях государственного органа, его структурных подразделений, территориальных органов и представительств за рубежом (при наличии), руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них); е) перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций; ж) сведения о средствах массовой информации, учрежденных государственным органом, органом местного самоуправления (при наличии); 2) информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе а) нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; б) тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; в) информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; г) административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг; д) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами; е) порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов; 3) информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления; 4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; 5) информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях; 6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления; 7) статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе: а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления; б) сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; 8) информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе: а) порядок поступления граждан на государственную службу, муниципальную службу; б) сведения о вакантных должностях государственной службы, имеющихся в государственном органе, его территориальных органах, о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы; г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы; д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления; е) перечень образовательных учреждений, подведомственных государственному органу, органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях; 9) информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе: а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах. Органы местного самоуправления могут размещать в сети "«Интернет»" иную информацию о своей деятельности с учетом требований настоящего Федерального закона. Состав информации, размещаемой органами местного самоуправления в сети "«Интернет»", определяется соответствующими перечнями информации о деятельности указанных органов. Положениями статьи 14 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлено, что перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети "«Интернет»", сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации. Указанные положения Закона реализуют положения Федеральной целевой программы "Электронная Россия", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года N 65, целями которой является создание условий для развития демократии, повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по информационным коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователе. «Интернет» является средством массовой коммуникации, он открыт любому пользователю, имеющему доступ к нему, вне зависимости от каких бы то ни было условий. Согласно ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке установленном законодательством Российской Федерации, информации непосредственно затрагивающей его права и свободы. Государственные органы и органы местного самоуправления обязан обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационной телекоммуникационных сетей, в том числе сети "«Интернет»", к информации своей деятельности. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения. Не может быть ограничен доступ к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органе местного самоуправления; информации о деятельности государственных органов и органе местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств; иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. В соответствии со статьей 38 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц. Органы местного самоуправления и их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации. Системное толкование вышеприведенных положений действующего законодательства позволяет прийти к выводу, что конкретные сведения из перечня, приведенного в ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», являются обязательными для размещения в сети «Интернет», если они применимы к деятельности данного органа местного самоуправления. Законом предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по созданию официального сайта в сети «Интернет» для размещения информации о деятельности органа местного самоуправления с 1 января 2010 года. Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, в ходе проведенной прокуратурой Ермаковского района проверки установлено, что администрацией Ермаковского сельсовета Ермаковского района Красноярского края мер к созданию официального сайта поселения в сети «Интернет» не принято. Администрация Ермаковского сельсовета не обеспечивает через сеть «Интернет» доступ граждан к информации о деятельности органа местного самоуправления, отсутствуют: общая информация об органе местного самоуправления, наименование и структура органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб органа местного самоуправления, о нормотворческой деятельности, об участии в целевых и иных программах, о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принятых мерах по обеспечению их безопасности и т.д. Указанное обстоятельство в судебном заседании представитель ответчика по существу не оспаривал. Доводы представителя ответчика о том, что создание сайта в сети «Интернет» для размещения информации о деятельности Администрации является правом, не обязанностью органа местного самоуправления, суд признает несостоятельными, поскольку явно противоречат действующему законодательству, положениям Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Доводы представителя ответчика, что Администрация Ермаковского сельсовета обеспечивает доступ граждан к информации путем публикаций нормативно-правовых актов в печатном издании, путем размещения информации в специальных местах на информационных стендах, путем проведения сходов граждан, дней вопросов и ответов и т.д., размещение в сети ««Интернет»» сведений о размещении заказов на поставки товаров, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд, что проводится размещение административных регламентов муниципальных услуг в сети ««Интернет»» на едином портале государственных и муниципальных услуг, суд признает несостоятельными, не являются основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора, поскольку в судебном заседании установлено, что ответчик не выполняет требования Закона об обеспечении доступа граждан к информации о деятельности органа местного самоуправления в соответствие с требованиями, предусмотренными положениями Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Указанные представителем ответчика сведения не являются надлежащими способами обеспечения доступа граждан к информации с использованием сети «Интернет», поскольку в них отсутствуют сведения, необходимые для размещения в сети ««Интернет»», предусмотренные в ст.ст. 13, 14 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Доводы администрации Ермаковского района о том, что Администрация Ермаковского сельсовета в своей деятельности использует все возможные способы обеспечения доступа к информации о деятельности Ермаковского сельского совета, в том числе и с использованием сети «Интернет», противоречат представленным материалам дела, поскольку в судебном заседании установлены основания для удовлетворения требований прокурора. На основании изложенного, обязание администрации Ермаковского сельсовета исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства может быть обеспечено судебным решением. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение его в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности. Таким образом, которому были разъяснены порследствия признания искаательств исковые требования прокурора Ермаковского района следует признать законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению. Обсуждая вопрос о разумном сроке исполнения обязанности, суд приходит к выводу, что срок следует установить до 1 декабря 2011 года, исходя из характера правоотношений и действий ответчика, которые следует совершить для исполнения решения суда. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать бездействие Администрации Ермаковского сельского совета Ермаковского района в части необеспечения доступа граждан к информации о деятельности органа местного самоуправления Администрации Ермаковского сельского совета в сети «Интернет» незаконным. Обязать Администрацию Ермаковского сельского совета Ермаковского района разместить информацию о деятельности Ермаковского сельского совета в сети «Интернет» в срок до 1 декабря 2011 года, включительно. На решение могут быть поданы жалобы и представления в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения суда в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда, через Ермаковский районный суд. Председательствующий: Мотивированное решение составлено 8 августа 2011 года. 2-436/11 о признании бездействия администрации Ермаковского сельсовета в части необеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления незаконным и об обязании устранить допущенные нарушения