2-506/11 о признании права собственности на квартиру



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2011 года с. Ермаковское

Ермаковский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Лукьяновой Т.М.,

при секретаре – Гордеевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Танзыбейского сельского совета к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае о признании права собственности, о признании имущества выморочным и об обязании нотариуса выдать свидетельство о праве на наследство,

у с т а н о в и л:

В суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае обратилась Администрация Танзыбейского сельсовета о признании права собственности, о признании имущества выморочным и об обязании нотариуса выдать свидетельство о праве на наследство. Свои требования истец мотивирует тем, что на территории муниципального образования «Танзыбейский сельсовет» имеется квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Собственница Житникова Ульяна Аксентьевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, то есть более 15 лет назад. Истец, указывая, что никто из наследников не принял наследства, просит признать право муниципальной собственности за администрацией Танзыбейского сельсовета на указанную квартиру с надворными постройками и дворовыми сооружениями.

В ходе производства по делу истец уточнил исковые требования, согласно которым, просит признать имущество Житникова Макара Аксентьевича в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с надворными постройками и сооружениями выморочным и обязать нотариуса выдать свидетельство о праве на наследство, удостоверяющее право на выморочное наследственное имущество за муниципальным образованием «Танзыбейский сельсовет».

В судебном заседании глава администрации Танзыбейского сельсовета Бовкун О.В. исковые требования в части признания квартиры с надворными постройками и дворовыми сооружениями выморочным имуществом поддержала, в остальной части от исковых требований отказалась.

Загайнов А.А., привлеченный к участию в рассмотрение дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, возразил против удовлетворения исковых требований, суду пояснил, что с февраля 2003 года он проживает в квартире по адресу: <адрес>. Даная квартира была предоставлена Администрацией Танзыбейского сельсовета его жене, как преподавателю английского языка. На момент вселения, квартира находилась в полуразрушенном состоянии, требовался ремонт. За время проживания он вложил в указанную квартиру много собственных денежных средств, построил надворные постройки, обработал и удобрил земельный участок.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Управления Росреестра по Красноярскому краю и нотариуса округа Ермаковский, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Согласно представленного в материалы письменного отзыва нотариуса Ермаковского нотариального округа наследники умершей Житниковой Ульяны Аксентьевны к нотариусу с заявлениями в установленный законом срок не обращались, по сведениям сельской администрации фактически наследство было принято, так как брат умершей Житников Макар Аксентьевич, наследник второй очереди проживал в доме, принадлежащем наследодателю с 21.10.1996 года по день своей смерти, ДД.ММ.ГГГГ. Его наследники к нотариусу не обращались и сведений о них не имеется.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

Согласно ст.1152 ГК РФ для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется.

В судебном заседании установлено, что Житникова У.А. на день смерти проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Квартира Житниковой У.А. принадлежала на праве собственности на основании договора на передачу и продажу квартиры (дома) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании свидетельства о праве собственности на землю Житниковой Ульяне Аксентьевне ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен в собственность земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Житникова У.А. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти II-БА .

Поскольку фактически наследство, оставшееся после смерти Житниковой У.А. было принято ее братом Житников Макар Аксентьевич, наследником второй очереди, после его смерти, наступившей ДД.ММ.ГГГГ, наследники Житникова М.А. как по закону, так и по завещанию отсутствуют, никто не вступил в наследство и фактически его не принял, что подтверждается материалами дела, суд с учетом положений ст. 552 ГК РСФСР, ст. 1151 ГК РФ установил, что оставшаяся после смерти Житникова М.А. имущество в виде квартиры является выморочным и наследником к имуществу умершего является муниципальное образование, на территории которого расположено жилое помещение, то есть истец по настоящему делу.

Доводы Загайнова А.А. не являются основанием для отказа в удовлетворении законных требований истца, поскольку Администрация Танзыбейского сельского совета в силу закона при установленных в судебном заседании обстоятельствах со дня смерти Житникова М.А., с 9 февраля 2003 года, обладает правом собственности в отношении квартиры в порядке наследования.

Определением суда от 24 августа 2011 года производство по делу прекращено в части отказа истца от заявленных требований.

Учитывая, что выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения, свидетельство о праве на наследство на которое не выдано до дня вступления в силу Федерального закона от 29.11.2007 N 281-ФЗ, оно переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать трехкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 49,9 кв.м., в том числе жилой 37,0 кв.м., с надворными постройками и дворовыми сооружениями, - выморочным имуществом после смерти Житникова Макара Аксентьевича, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда о признании квартиры выморочным имуществом является основанием для выдачи Администрации Танзыбейского сельского совета свидетельства о праве на наследство по закону.

На решение могут быть поданы жалобы в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения суда в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда, через Ермаковский районный суд.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено 29 августа 2011 года.