гр.дело №2-11/12 о восстановлении на работе



дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ермаковский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего – судьи Питецкого К.В.,

при секретаре Анашкиной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усовой Ирины Сергеевны к Муниципальному бюджетному учреждению «Народный дом» Администрации Танзыбейского сельсовета о признании факта дискриминации в сфере труда, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Усова И.С. обратилась в суд с иском к МБУ «Народный дом» Администрации Танзыбейского сельсовета о признании факта дискриминации в сфере труда, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. Свои требования мотивировала тем, что с ДД.ММ.ГГГГ она работала в МБУ «Народный дом» Администрации Танзыбейского сельсовета в должности организатора художественного дела. Уволена ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию в соответствии со ст. 80 ТК РФ. Считает увольнение незаконным, поскольку увольнение было вынужденным, заявление об увольнении написала в связи с оказанием на нее давления со стороны руководителя. В связи с этим просила признать в отношении нее факт дискриминации в сфере труда со стороны директора МБУ «Народный дом» Крючковой А.М., восстановить её на работе в прежней должности, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула, в счет компенсации морального вреда взыскать 20000 рублей.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истица Усова И.С. уточнила заявленные исковые требования, просила признать в отношении нее факт дискриминации в сфере труда со стороны работодателя, восстановить на работе в прежней должности с набавкой 50 % к заработной плате как молодому специалисту, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула в сумме 52245,43 рубля, в счет компенсации морального вреда взыскать 20000 рублей, о чем предоставила письменное уточнение своих исковых требований (л.д. 76). Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ уточненные исковые требования Усовой И.С. приняты к производству суда, дело рассматривается с учетом уточненных исковых требований.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Усова И.С., её представитель – адвокат Феклушин А.А., действующий на основании ордера, поддержали заявленные исковые требования, предоставили письменные дополнения к исковому заявлению (л.д. 77, 78). Также истица просила восстановить ей срок для обращения в суд с иском. В качестве обоснования уважительности причин пропуска срока для обращения в суд истица ссылалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ у неё родился ребенок. В связи с этим выезд в суд в состоянии беременности не представился возможным из-за трудного материального положения (л.д. 10). Кроме того пояснила, что в период со дня увольнения в течение месяца находилась дома, искала работу. Пропустила срок для обращения в суд с настоящим иском в силу своей правовой неграмотности. Узнала о том, что может обратиться в суд лишь в августе 2011 года из телепередачи.

В судебном заседании представитель ответчика МБУ «Народный дом» Администрации Танзыбейского сельсовета – Бовкун О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 90), возражала против удовлетворения заявленных требований, предоставила письменные возражения по существу требований, в которых просила отказать в иске, в том числе, в связи с пропуском истицей установленного законом срока для обращения работника в суд за защитой своих трудовых прав и отсутствием уважительных причин пропуска установленного законом месячного срока (л.д. 99-109).

Заслушав стороны, свидетелей, заключение помощника прокурора, полагавшего исковые требования обоснованными, исследовав материалы дела, дав им юридическую оценку с учетом фактических обстоятельств дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1, 3 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

В соответствии с п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В силу ч. 6 ст. 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств дела.

Согласно разъяснениям, содержащимся п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 2 от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ», в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

В соответствии со ст. 12, 56 ГПК РФ гражданское производство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Усова И.С. была принята на работу в МБУ «Народный дом» Администрации Танзыбейского сельсовета на должность технички, приказом от ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность культорганизатора, приказом от ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность художественного руководителя, что подтверждается выписками из приказов (л.д. 32), копией трудовой книжки Усовой И.С. (л.д. 4-6), трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 91).

ДД.ММ.ГГГГ Усова И.С. на основании её заявления об увольнении по собственному желанию приказом а от ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию на основании ст. 80 ТК РФ (л.д. 47, 48). В судебном заседании установлено, что Усова И.С. получила трудовую книжку ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается её подписью в журнале движения трудовых книжек, актом от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ Усовой И.С. была выдана трудовая книжка, а также объявлен приказ о её увольнении по собственному желанию, от подписи об ознакомлении с которым Усова И.С. отказалась (л.д. 93, 94), а также показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей Крючковой А.М. и Уранова Р.С., которые пояснили, что действительно ДД.ММ.ГГГГ Усовой И.С. была выдана трудовая книжка и объявлен приказ о её увольнении по собственному желанию, от подписи об ознакомлении с которым Усова И.С. отказалась. В судебном заседании Усова И.С. не оспаривала получение своей трудовой книжки в указанную дату.

С настоящим иском Усова И.С. обратилась в суд лишь ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается датой поступления искового заявления, то есть по истечении более 9 месяцев со дня увольнения (л.д. 2).

В качестве обоснования уважительности причин пропуска установленного законом срока для обращения в суд с настоящим иском истица, её представитель ссылаются на состояние беременности Усовой И.С., рождение у нее ребенка ДД.ММ.ГГГГ, затруднительное материальное положение, удаленность места проживания Усовой И.С. от <адрес>.

Согласно ст. 14 ТК РФ, течение сроков, с которыми ТК РФ связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.

По смыслу ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ, начало течения срока обращения в суд определяется не только безусловной осведомленностью работника о нарушении его трудовых прав, но и предполагаемым знанием такого нарушения.

При разрешении спора суд исходит из презумпции «знания закона», согласно которой граждане и организации должны знать действующее законодательство. Для реализации указанной презумпции права предусмотрено обязательное опубликование федеральных законов, а также нормативных правовых актов, затрагивающих права и обязанности граждан.

Трудовой кодекс РФ, закрепляющий порядок в том числе, прекращения трудовых отношений и срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, является официально опубликованным документом, находящимся в открытом доступе, следовательно, препятствий для ознакомления с данным нормативно-правовым актом у истицы не было.

Таким образом, применительно к установленному ст. 392 Трудового кодекса РФ сроку обращения в суд, его течение началось на следующий день со дня вручения Усовой И.С. трудовой книжки и объявления ей приказа об увольнении, то есть с ДД.ММ.ГГГГ и закончилось ДД.ММ.ГГГГ. С настоящим иском Усова И.С. обратилась в суд лишь ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 2), то есть за пределами установленного трудовым законодательством срока.

То обстоятельство, что Усова И.С. находилась в состоянии беременности, ДД.ММ.ГГГГ у неё родился сын, ссылка истицы и её представителя на затруднительное материальное положение, удаленность места проживания Усовой И.С. от <адрес>, с учетом разъяснений Постановления Пленума Верховного суда РФ N 2 от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ», не могут быть расценены в качестве уважительных причин пропуска установленного срока, поскольку не являются препятствием для работника своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Обращение работника в суд с исковыми требованиями о защите нарушенных трудовых прав не требует от заявителя каких-либо существенных материальных затрат, в то время как истцы по данной категории дел освобождены от уплаты государственной пошлины, вести свои дела они могут в том числе, через представителя, услугами которого она впоследствии воспользовалась, а обязанность предоставить доказательства соблюдения требований трудового законодательства возлагается на работодателя. В то же время в судебном заседании Усова И.С. пояснила, что со дня увольнения ДД.ММ.ГГГГ в течение месяца она находилась дома, искала работу. Указанное обстоятельство также свидетельствует об отсутствии каких-либо препятствий для обращения Усовой И.С. в суд с иском о защите своих прав в установленный законом месячный срок, как лично, в том числе посредством почтовой связи, так и через представителя.

Каких-либо доказательств наличия уважительных причин пропуска установленного законом срока для обращения в суд за защитой нарушенного права, наличия оснований для восстановления срока, суду не предоставлено.

Принимая во внимание, что пропуск срока исковой давности для обращения в суд за защитой нарушенного права, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к отказу в иске, суд установив факт пропуска истицей без уважительных причин срока обращения в суд, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, ст. 392 ТК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Усовой Ирины Сергеевны, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ермаковский районный суд <адрес>.

Председательствующий Питецкий К.В.

На ДД.ММ.ГГГГ решение не вступило в законную силу.