РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2011 года с. Ермаковское
Ермаковский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего – судьи Питецкого К.В.,
при секретаре Анашкиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ермаковского района, поданного в интересах Терляева Иллариона Викторовича, к Министерству образования и науки Красноярского края, Администрации Ермаковского района о признании незаконным бездействия по не обеспечению Терляева И.В. жилым помещением по договору социального найма по окончанию им образовательного учреждения и об обязании обеспечить его жилым помещением по договору социального найма вне очереди не ниже установленных социальных норм,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ермаковского района, в интересах Терляева И.В., обратился в суд с заявлением к Министерству образования и науки Красноярского края, Администрации Ермаковского района о признании незаконным бездействия по не обеспечению Терляева И.В. жилым помещением по договору социального найма по окончанию им образовательного учреждения и об обязании обеспечить его жилым помещением по договору социального найма вне очереди не ниже установленных социальных норм. Требования мотивирует тем, что прокуратурой Ермаковского района проведена проверка соблюдения жилищных прав Терляева И.В. В ходе проверки установлено, что Терляев И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Ермаковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ его мать - ФИО2 была признана безвестно отсутствующей, а отец - ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ Терляев И.В. был поставлен на учет в жилищную комиссию для внеочередного получения жилого помещения. Терляев И.В. не имеет закрепленного за ним жилого помещения. В 2010 году окончил Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение начального образования «Профессиональное училище №». Орган опеки и попечительства администрации Ермаковского района не принял мер по направлению документов на Терляева И.В. в Министерство образования и науки края для постановки указанного лица на учет, как не имеющего закрепленного жилого помещения. В связи с чем, просит суд признать бездействие Министерства образования и науки Красноярского края, Администрации Ермаковского района незаконными и обязать обеспечить Терляева И.В. жилым помещением по договору социального найма вне очереди не ниже установленных социальных норм.
Согласно заявлению, к участию в деле привлечено Управление образования администрации <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Ермаковского района Чернецкий Р.Н. уточнил заявленные требования и просил признать бездействие Министерства образования и науки Красноярского края, Администрации Ермаковского района незаконными и обязать их обеспечить Терляева И.В. жилым помещением по договору социального найма вне очереди не ниже установленных социальных норм в срок до 01 января 2013 года. Дело рассматривается с учетом уточненных требований.
В судебном заседании Терляев И.В. поддержал требования прокурора и пояснил, что в июне 2010 года он окончил КГБ образовательное учреждение начального образования «Профессиональное училище №». Через две недели после окончания училища приехал в <адрес> и обратился в Управление образования администрации района к специалисту органа опеки и попечительства Барановой Н.Ф. с просьбой предоставить ему жилое помещение для проживания, так как по месту прописки <адрес> он никогда не проживал, дома там в настоящее время нет. Специалист органа опеки и попечительства Баранова Н.Ф. выдала ему ключ от комнаты в общежитии, расположенном по адресу: <адрес> Через две недели Терляев вновь обратился к Барановой Н.Ф. с просьбой решить вопрос о предоставлении жилья, так как в предоставленном ему общежитии плохие условия для проживания. Баранова Н.Ф. пояснила, что для получения жилого помещения необходимо подождать, когда ему исполнится 23 года. Договор на проживание в комнате в общежитии он ни с кем не заключал. О том, что ему необходимо собрать документы для постановки на учет для получения жилого помещения ему никто не разъяснял. В настоящее время он выехал из предоставленной ему комнаты в общежитии и проживает у родственников по адресу: <адрес>, так как в комнату в общежитии по <адрес>.
В судебном заседании представитель Администрации Ермаковского района Бутенко К.А. пояснила, что с заявленными требованиями не согласна по следующим основаниям. После того, как необходимые для постановки на учет для внеочередного получения жилого помещения документы собраны, ответственное за данное направление работы лицо – ведущий специалист органа опеки и попечительства Баранова Н.Ф. направляет их в Министерство образования и науки Красноярского края. Министерство рассматривает документы. При положительном решении из бюджета Красноярского края выделяются денежные средства на приобретение жилья, после чего администрацией Ермаковского района объявляется аукцион на приобретение жилого помещения. Считает, что бездействие со стороны администрации Ермаковского района отсутствует, так как Терляев И.В. не собрал документы, необходимые для постановки его на учет для внеочередного получения жилого помещения, не предоставил их в администрацию, предельного возраста 23 лет не достиг. Кроме того, Терляеву И.В. было предоставлено временное жилое помещение из маневренного фонда.
Представитель Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Представитель Управления образования администрации Ермаковского района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения сторон, изучив судебные извещения, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Министерства образования и науки Красноярского края и управления образования администрации Ермаковского района, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, поскольку их неявка в соответствии со ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела по существу.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, дав им юридическую оценку с учетом фактических обстоятельств дела, находит требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу абз. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Пункт 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка» устанавливает, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края
Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года № 25-уг утвержден «Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения». С 5 марта 2010 года пункт 2 изложен в следующей редакции: «Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма».
Статья 1 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 года «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», предусматривает наделение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».
В силу п. 2 ст. 1 вышеуказанного Закона государственные полномочия, передаваемые в соответствие с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя: а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года № 25-уг «Об обеспечении жилым помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения»; в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Перечень муниципальных образований, исполнительные органы которых наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, содержится в приложении Закону края от 24 декабря 2009 года № 9-4225.
Муниципальное образование «Ермаковский район» входит в указанный перечень.
На основании ст. 2 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции наряду с иными обязанностями, должны своевременно предоставлять бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
В силу п. 1, 2 «Порядка учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», утвержденного Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 N 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты представления документов.
Для постановки на учет законными представителями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, или лицами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет не ранее чем за год до окончания ими общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения ими воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, но не позднее чем за год до достижения 23-летия представляется определенный пакет документов.
В соответствии с п. 1, п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Терляев И.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Ермаковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ мать Терляева И.В. - ФИО2 признана безвестно отсутствующей с ДД.ММ.ГГГГ. Отец Терляева И.В. - ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти I-БА №. На основании постановления администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетний Терляев И.В. был определен на воспитание в МОУ для детей-сирот и детей оставшихся, без попечения родителей, «Детский дом» (смешанный) «Аистенок» Ермаковского района, на полное государственное обеспечение.
Постановлением Администрации Ермаковского района №-п от ДД.ММ.ГГГГ, жилищной комиссии при администрации Ермаковского района поставить Терляева И.В. на регистрационный учет, для внеочередного получения жилого помещения.
В июне 2010 года Терляев И.В. окончил Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение начального образования «Профессиональное училище №». Таким образом, Терляев И.В. имеет право на внеочередное получение жилья как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания бездействия администрации Ермаковского района незаконными и возлагая на администрацию обязанность обеспечить Терляева И.В. жилым помещением по договору социального найма вне очереди площадью не ниже установленных социальных норм, суд исходит из того, что имея право на получение жилья вне очереди, Терляев после окончания учебного заведения в июне 2010 года обратился в администрацию Ермаковского района к ведущему специалисту отдела опеки и попечительства Барановой Н.Ф. с просьбой решить его жилищный вопрос. Ведущий специалист Баранова Н.Ф. выдала Терляеву ключ от комнаты в общежитии по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты>., являющейся жилым помещением маневренного фонда муниципального образования. Каких-либо доказательств правомерности и обоснованности предоставления Терляеву указанного жилого помещения суд не предоставлено. Через две недели Терляев вновь обратился к Барановой Н.Ф. с просьбой решить вопрос о предоставлении жилья, на что Баранова Н.Ф. пояснила, что для получения жилого помещения необходимо подождать, когда ему исполнится 23 года. О том, что ему необходимо собрать документы для постановки на учет для получения жилого помещения ему никто не разъяснил. Доказательств обратного суду не представлено. Представитель органа опеки и попечительства вручила Терляеву перечень необходимых для постановки на учет документов только на стадии подготовки настоящего дела к судебному разбирательству.
Вместе с тем, нормы, закрепленные в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, в ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» от ДД.ММ.ГГГГ № связываю момент возникновения у соответствующих органов исполнительной власти обязанности обеспечить указанные в них категории граждан жильем не ниже установленных норм с наступлением определенных событий, как то: окончание их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в учреждениях всех видов профессионального образования, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм, у лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет возникает право на получение жилых помещений не ранее чем за год до окончания ими общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения ими воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, но не позднее чем за год до достижения 23-летия. Возникновение права у вышеуказанных лиц на получение жилья корреспондирует с возникновением у соответствующих государственных органов обязанности предоставить таким лицам жилые помещения. Следовательно, у Терляева И.В. право на получение жилого помещения возникло за год до окончания им учебного заведения, то есть в июне 2009 года и прекратится по достижении им 23-летия, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что Терляев И.В. с заявлением о постановке на учет в краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, не обращался.
В соответствии со статьями 15.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделяются правом на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.
Обратившись в июне 2010 года в администрацию Ермаковского района, в отдел опеки и попечительства с просьбой о предоставлении ему жилья, Терляев тем самым выразил свою волю воспользоваться предоставленными ему законом правами. Однако, представителем администрации Терляеву была дана неверная информация о сроках возникновения у него права на получение жилья, не была предоставлена необходимая информация о порядке и условиях постановки на учет для получения жилья в Министерстве образования и науки Красноярского края, не был озвучен перечень необходимых для этого документов. Вместо этого представитель органа опеки и попечительства ограничился временным предоставлением Терляеву жилого помещения в комнате площадью <данные изъяты>. в общежитии, относящегося к маневренному жилому фонду муниципального образования, без наличия каких-либо правовых оснований для заселения Терляева в указанное жилое помещение. В последующем Терляев был вынужден выехать из указанной комнаты и в настоящее время проживает временно у родственников. По мнению суда, указанные действия представителя администрации района, а равно бездействие со стороны администрации района являются незаконными, поскольку с июня-июля 2010 года, когда Терляев впервые обратился в орган опеки и попечительства администрации Ермаковского района с целью решения вопроса о предоставлении ему жилья, по настоящее время необходимые документы на Терляева не подготовлены и не направлены в Министерство образования и науки Красноярского края. Также Терляеву не был разъяснен порядок предоставления жилья и перечень необходимых для этого документов, что нарушает законные права и интересы лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В этой связи довод представителя администрации района о том, что Терляев И.В. должен был самостоятельно подготовить необходимый пакет документов для направления его в Министерство образования и науки и предоставить его в администрацию района, однако не сделал этого, суд признает несостоятельным, поскольку исходя из полномочий органов исполнительной власти муниципального образования, в том числе органов опеки и попечительства, выполняющих функции законных представителей детей, оставшихся без попечения родителей возложенных на них Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ N 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также Законом Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ в редакции Закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», уполномоченный орган администрации Ермаковского района, до исполнения Терляеву 18 лет и при возникновении у него права на получение жилого помещения вне очереди в июне 2009 года, а также при непосредственном обращении Терляева в 2010 году за помощью в решении жилищной проблемы, не предпринял необходимых мер по сбору и подготовке необходимых для этого документов и направлению их в Министерство образования и науки Красноярского края для решения принятия решения о выделении денежных средств на приобретение жилого помещения. Кроме того, в апреле 2010 года директор ПУ-44, в котором обучался Терляев, направил в адрес Управления образования администрации Ермаковского района запрос о том, как решается вопрос с предоставлением жилья Терляеву (л.д. 9), на что главный специалист управления по опеке и попечительству Баранова Н.Ф. ДД.ММ.ГГГГ направила ответ, согласно которому учет детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляет Министерство образования и науки Красноярского края (л.д. 10).
Отказывая в удовлетворении требований прокурора в части признания незаконным бездействия Министерства образования и науки Красноярского края и возложении на него обязанности обеспечить жильем Терляева И.В., суд учитывает, что Терляев И.В. непосредственно в Министерство с соответствующим ходатайством не обращался. Кроме того, на указанное министерство ни законом, ни иными правовыми актами не возложена обязанность обеспечить жилым помещением конкретного гражданина. Порядок рассмотрения документов и принятия решения министерством о выделении денежных средств из бюджета края на приобретение жилых помещений урегулирован Указом Губернатора Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», в то время как необходимый для рассмотрения вопроса о выделении денежных средств на приобретение жилья пакет документов на Терляева И.В. до настоящего времени в министерство не направлен. При таких обстоятельствах оснований для признания бездействия Министерства образования и науки Красноярского края незаконным, не имеется.
При определении сроков исполнения решения суд учитывает принцип разумности, то есть устанавливает такой срок, в который обязанное лицо по решению суда имеет реальную возможность его исполнить. В связи с этим, учитывая требования прокурора, характер спорного правоотношения, необходимость соблюдения установленного порядка принятия решения о выделении денежных средств, а также процедуры приобретения жилого помещения, суд приходит к выводу, что разумный срок по настоящему делу для исполнения решения следует установить до 01 января 2013 года.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора Ермаковского района удовлетворить частично.
Признать бездействие Администрации Ермаковского района Красноярского края по не обеспечению Терляева Иллариона Викторовича жилым помещением по договору социального найма незаконным.
Обязать Администрацию Ермаковского района Красноярского края в срок до 01 января 2013 года обеспечить Терляева Иллариона Викторовича вне очереди по месту жительства жилым помещением по договору социального найма размером не ниже установленных социальных норм.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Ермаковский районный суд Красноярского края.
Председательствующий Питецкий К.В.
Мотивированное решение изготовлено 18.04.2011 года
На 22.04.2011 года решение не вступило в законную силу