РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П. Усть-Ордынский ДД.ММ.ГГГГ Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе судьи Покровской Е.С., при секретаре Борисовой Т.П., с участием ст. помощника прокурора Эхирит-Булагатского района Протасовой А.А., представителя администрации МО «Усть-Ордынское» Г.., представителя государственной инспекции труда в Иркутской области А.., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление и.о. прокурора Эхирит-Булагатского района Х. в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации МО «Усть-Ордынское» по решению вопроса о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией рабочих мест по охране труда, УСТАНОВИЛ: И.о. прокурора района, обратившись в суд с вышеозначенными требованиями, указала, что территориальным отделом в Усть-Ордынском Бурятском округе Государственной инспекции труда в Иркутской области за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в администрации МО «Усть-Ордынское». По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ главе администрации МО «Усть-Ордынское» Б. вручено предписание № об устранении установленных нарушений закона. Пунктом 5 предписания администрации МО «Усть-Ордынское» предписывалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в соответствии с требованиями ч.2.8 ст.212 ТК РФ. Постановлением государственного инспектора труда А. № от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации МО «Усть-Ордынское» Б. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ за допущенные нарушения законодательства о труде и об охране труда в виде штрафа в размере 3000 рублей. Ст.212 ТК РФ установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В соответствии со ст.209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 31 августа 2007 года №569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест». Согласно п.5 Порядка сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место аттестовывается не реже одного раза в пять лет. И.о. прокурора ссылается в заявлении на ст.219 ТК РФ, закрепляющую право работника на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; ст.37 Конституции РФ, провозглашающей право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; ст.2 ТК РФ, закрепившую одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений На основании изложенного прокурор указывает на нарушение прав неопределенного круга лиц непроведением аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, просит признать бездействие администрации МО «Усть-Ордынское» в части незаконным и обязать провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В ходе судебного заседания старший помощник прокурора Протасова А.А. поддержала заявленные требования, изложив доводы, указанные в заявлении, дополнительно указала, что администрация МО «Усть-Ордынское» в качестве самостоятельного юридического лица зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии в п.7 Порядка вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию. Представитель заинтересованного лица Государственной инспекции труда по Иркутской области по доверенности А. поддержала доводы прокурора, считая заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению. Представитель администрации муниципального образования «Усть-Ордынское» по доверенности Г. требования прокурора не признала, указав, что законом не предусмотрен срок проведения аттестации, лишь предписано, что аттестация рабочих мест проводится не реже, чем один раз в пять лет. Кроме того, указала, что Государственная инспекция труда проверяла администрацию МО «Усть-Ордынское» на предмет соблюдения требований трудового законодательства неоднократно, однако указаний о необходимости провести аттестацию рабочих мест по условиям труда ранее не поступало. В настоящее время создана аттестационная комиссия, администрацией принимаются меры для проведения аттестации рабочих мест с последующей сертификацией, таким образом, полагала, что бездействия администрацией МО «Усть-Ордынское» не допускается. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Согласно представленным материалам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ государственной инспекцией труда по Иркутской области была проведена проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в отношении администрации МО «Усть-Ордынское». Согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ б/н были выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами: 1) В нарушение ст. 212 Трудового кодекса РФ нет перечня действующих инструкций по охране труда, не заведен журнал учета инструкций в соответствии с требованиями п. 5.10, прил. 9 Постановления Минтруда РФ от 17 декабря 2002 года № 80. 2) В нарушение ст. 212 Трудового кодекса РФ, постановления Минтруда РФ от 17 декабря 2002 года № 80 действующие инструкции по охране труда не утверждены с учетом изложенного в письменном виде мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа. 3) Не разработаны инструкции по охране труда по профессиям и видам работ: сторожа, уборщика помещения, при работе на ПЭВМ, оказания доврачебной помощи. 4) В нарушение требования ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. 7.3.1. Гост 12.004-90 «Организация обучения безопасности труда» не соблюдается периодичность проведения повторного инструктажа на рабочем месте. 5) Не проводится аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в соответствии с требованиями ч. 2.8 ст. 212 ТК РФ, приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569. 6) В нарушение п. 2 Постановления Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 не применяет при проведении кадрового делопроизводства унифицированные формы: № Т-1 «Приказ ( распоряжение) о приеме на работу», № Т-2 «приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу», № Т-6 «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику», № Т-8 «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении), № Т-9 «Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку». 7) Получение работниками экземпляра трудового договора не подтверждены подписями работников в трудовых договорах, хранящихся у работодателя в нарушении ч. 1 ст. 67 ТК РФ. 8) В трудовых договорах работников Ш., О., Б.1 и других не прописаны условия рабочего времени и отдыха в нарушение ст. 57 ТК РФ. 9) В трудовом договоре, заключенным со С. не указана дата заключения трудового договора в нарушение ст. 57 ТК РФ. 10) В нарушение требований ч. 1 ст. 67 ТК РФ не заключен трудовой договор в письменной форме со сторожем И. На основании указанного акта главе администрации МО «Усть-Ордынское» Б. выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об обязании устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в частности, предписано в п.5 «в соответствии с требованиями ч.2.8 ст.212 ТК РФ, приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 №569 провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением государственного инспектора труда А. № от ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № за неисполнение предписания глава администрации МО «Усть-Ордынское» Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере трех тысяч пятисот рублей. Из ответа заместителя главы администрации МО «Усть-Ордынское» Х.1 от ДД.ММ.ГГГГ на запрос и.о. прокурора от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сведений о принятых мерах по выполнению предписания № от ДД.ММ.ГГГГ аттестация рабочих мест по условиям труда будет проводиться после выхода из отпуска А.1, главного специалиста социального сектора, ответственного за охрану труда ДД.ММ.ГГГГ. Статьей 37 Конституции РФ установлено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. На основании ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Согласно ст. 219 Трудового кодекса РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов; обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда; запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда; выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки; В соответствии со ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда". Согласно п.1 Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Согласно п. 2 аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. В соответствии с п.7 Порядка вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию. Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица серии № администрация муниципального образования «Усть-Ордынское» зарегистрирована в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ. Установлено и не оспаривается представителем администрации муниципального образования «Усть-Ордынское», что аттестация рабочих мест по условиям труда в МО «Усть-Ордынское» не проводилась в течение всего периода существования администрации МО «Усть-Ордынское», начиная с момента регистрации в качестве юридического лица. Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно ст.254 ч.1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно требованиям ст.45 ч.1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц. Суд соглашается с доводами прокурора о том, что круг лиц, права которых нарушаются непроведением аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, не является постоянным и, в силу различных причин, меняется, в силу чего конкретные лица не могут быть определены. Кроме того, заявление прокурора направлено не только на устранение нарушений закона, уже допущенных администрацией МО «Усть-Ордынское», но также и на защиту прав и интересов лиц, у которых в будущем возникнет право на обеспечение безопасных условий труда, круг которых точно определен быть не может. В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина. В судебное заседание представителем администрации МО «Усть-Ордынское» было представлено распоряжение главы администрации Б. от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда», которым создана аттестационная комиссии в составе: Б. - главы, председателя комиссии; членов комиссии С.1, Д., А.1 Предписано обеспечить заключение договора с аттестующей организацией для проведения аттестации; по результатам заключения договора определить сроки и графики проведения работ по аттестации. Анализ указанного распоряжения позволяет суду прийти к выводу о том, что фактически меры к проведению аттестации заинтересованным лицом не приняты, поскольку согласно раздела II Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, п.9, 10, для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав, и при необходимости состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Таким образом, сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда не определены; аттестующая организация не определена, ее работники не вошли в число членов аттестационной комиссии, тем самым, суд приходит к убеждению, что представленное распоряжение носит формальный характер и не служит доказательством отсутствия бездействия со стороны администрации муниципального образования «Усть-Ордынское» по рассматриваемому вопросу. Неисполнение обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда в администрации муниципального образования «Усть-Ордынское», выразившееся в непроведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в течение длительного времени, в непринятии мер по исполнению предписания государственной инспекции труда № в установленный срок, нарушает права работников администрации на безопасные условия труда, поэтому является незаконным. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, РЕШИЛ: Заявление и.о.прокурора района удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Усть-Ордынское» по решению вопроса о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Обязать администрацию муниципального образования «Усть-Ордынское» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Мотивированное решение будет составлено ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Эхирит-Булагатский районный суд. Судья Покровская Е.С.
- обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.