РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П.Усть-Ордынский 12 февраля 2010 года Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе судьи Покровской Е.С., при секретаре Босхоловой Г.К., с участием помощника прокурора Эхирит-Булагатского района Шангиной И.Б., председателя Думы муниципального образования «Олойское» Синдыхеева В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Эхирит-Булагатского района Альхеева Г.Д. в интересах Российской Федерации о признании ст. 2, приложений №№2, 3, 4 к решению Думы МО «Олойское» от 24.12.09 года №21 «О бюджете муниципального образования «Олойское» на 2010 год» противоречащими федеральному законодательству, не действующими со дня вступления в силу решения суда, УСТАНОВИЛ: Прокурор района, обратившись в суд с вышеозначенным заявлением в интересах Российской Федерации, указал, что решением Думы МО «Олойское» от 24.12.09 года №21 «О бюджете муниципального образования «Олойское» на 2010 год» утвержден бюджет поселения. Данное решение Думы было опубликовано в официальном издании - газете «Вестник Олоя» от 28.12.09 №12 В нарушение требований ст.ст.41 ч.1, 62 БК РФ приложения №№2, 3 к решению Думы о бюджете на 2010 год не предусматривают поступление средств от дохода, полученного от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и которые расположены в границах поселений, а также от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков. А приложение №3 «Администраторы доходов МО «Олойское» на 2010 год устанавливает КБК (код бюджетной классификации) такого вида доходов, как доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности поселений (за исключением земельных участков муниципальных автономных учреждений). Поступление средств от арендной платы и от продажи земельных участков, находящихся в собственности поселений, невозможно, ввиду того, что государственная собственность на земли не разграничена, соответственно закрепление администраторов доходов и КБК не требуется. В соответствии с ч.2 ст.61 БК РФ в доход бюджета поселения подлежат зачислению доходы от единого сельскохозяйственного налога по нормативу 30%. Вместе с тем, в приложениях №№2, 3 данный вид дохода не предусмотрен. Прокурор полагает, что приложения №№ 2, 3 следует дополнить таким видом дохода, как единый сельскохозяйственный налог, установив норматив отчисления в местный бюджет 30%. Вышеизложенное, по мнению прокурора, свидетельствует о нарушении принципов полноты отражения всех источников доходов и достоверности бюджета (ст.ст.32. 37 БК РФ), что в свою очередь, может повлечь не выполнение органом местного самоуправления поселения полномочий, предусмотренных ФЗ №131. В ходе судебного заседания помощник прокурора Шангина И.Б. заявленные требования поддержала, уточнив, что в исковом заявлении допущена опечатка, а именно, указание на приложение №3 вместо приложения №4 «Администраторы доходов МО «Олойское» на 2010 год», которое устанавливает КБК (код бюджетной классификации) такого вида доходов, как доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности поселений (за исключением земельных участков муниципальных автономных учреждений). Кроме того, указала, что решением Думы МО «Олойское» №2 от 28 января 2010 года внесены изменения в бюджет МО «Олойское» на 2010 год, выразившиеся во включении в приложение №3 и №4 к решению Думы такого вида доходов как единый сельскохозяйственный налог с нормативном отчисления 30%, однако остальные противоречия федеральному законодательству не устранены. Допущенные нарушения при составлении и утверждении бюджета МО «Олойское» нарушают принципы полноты отражения всех источников доходов, достоверности бюджета и его прозрачности. Представитель заинтересованного лица - председатель Думы МО «Олойское» Синдыхеев В.Г. признал правомерность доводов прокурора, указав, что все имеющиеся противоречия федеральному законодательству будут устранены путем изменения решения Думы о бюджете. В судебном заседании в качестве специалиста была допрошена начальник финансового отдела администрации МО «Олойское» Борокшинова Э.Л., которая показала, что составлением бюджета МО «Олойское» занималась она. Полагала, что отсутствие договоров аренды земельных участков влечет не включение в бюджет такого источника дохода, как поступления от передачи в аренду земли. Также пояснила, что в бюджет не были включены неналоговые поступления, поскольку фактически они отсутствуют. В настоящее время с доводами прокурора она полностью согласна. Все замечания будут учтены при внесении изменений в бюджет. Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.5 ст.46 Конституции Российской Федерации, ст.78 Федерального закона от 06.10.03 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с п.1 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения. В силу ч.2 ст.18 указанного закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и в порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.2 ч.10 ст.35 ФЗ №131 утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении отнесено к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления. Согласно Уставу МО «Олойское» в исключительной компетенции Думы МО «Олойское» находится утверждение местного бюджета по представлению главы поселения и отчета о его исполнении (п.п.2 п.1 ст.32 Устава). Статья 5 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете. Закон о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее пяти дней после его подписания в установленном порядке. Решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке. Решением Думы муниципального образования «Олойское» от 24.12.09 года №21 «О бюджете муниципального образования «Олойское» на 2010 год» утвержден бюджет поселения. Данное решение Думы было опубликовано в официальном издании - газете «Вестник Олоя» от 28.12.09 №12. В соответствии с частью 1 ст.41 Бюджетного кодекса Российской Федерациик доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. К неналоговым доходам бюджетов относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных; доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; средства самообложения граждан; иные неналоговые доходы. К безвозмездным поступлениям относятся: дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования. Статья 2 решения о бюджете МО «Олойское» предусматривает формирование доходов поселения только за счет налоговых доходов и безвозмездных поступлений. Таким образом, ст.2 решения Думы МО «Олойское» о бюджете поселения на 2010 год противоречит ст.41 БК РФ, поскольку не предусматривает поступление средств от неналоговых доходов. В судебном заседании установлено, что решением Думы МО «Олойское» №2 от 28 января 2010 года внесены изменения в бюджет МО «Олойское», в частности в приложениях №№2 и 3 к решению Думы предусмотрен такой вид дохода, как доход от единого сельскохозяйственного налога по нормативу 30%. Вместе с тем, приложение №3 к решению Думы противоречит ст.62 БК РФ, согласно которой в бюджеты поселений до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 50 процентов; доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, - по нормативу 50 процентов. Вопреки данной норме Бюджетного кодекса РФ приложения №№2 и 3 к решению Думы о бюджете на 2010 год не предусматривают поступление средств от указанного вида доходов. Приложение №4 «Администраторы доходов МО «Олойское» на 2010 год» устанавливает КБК (код бюджетной классификации) такого вида доходов, как доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды на земли, находящиеся в собственности поселений (за исключением земельных участков муниципальных автономных учреждений). Поскольку государственная собственность на земли не разграничена, поступление средств от арендной платы и от продажи земельных участков, находящихся в собственности поселений невозможно. В судебном заседании установлено, что решением Думы МО «Олойское» №2 от 28 января 2010 года внесены изменения в бюджет МО «Олойское», в частности из приложения №4 к решению Думы исключено указание на установление КБК от вышеуказанного вида доходов. Вместе с тем, согласно требованиям ст.246 ч.3 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Учитывая это, суд считает необходимым отменить, что несмотря на попытки привести решение Думы МО «Олойское» о бюджете на 2010 год в соответствие федеральному законодательству, все имеющиеся противоречия не устранены. Так, приложение №4 к решению Думы не устанавливает КБК такого вида доходов как доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 50 процентов; доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений. Тем самым, положение №4 противоречит Бюджетному кодексу РФ. Таким образом, в судебном заседании установлено, что при принятии и утверждении бюджета поселения на 2010 год, несмотря на внесение изменений в бюджет решением Думы №2 от 28 января 2010 года, нарушены принципы полноты отражения всех источников доходов и достоверности бюджета (ст.ст.32, 37 БК РФ), в связи с чем суд соглашается с доводами прокурора о том, что указанные нарушения могут повлечь невыполнение органом местного самоуправления поселения полномочий, возложенных на него Уставом и Федеральным законом №131. В соответствии с ч.2 ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Согласно ч.3 ст.253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. Таким образом, решение суда после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете «Вестник Олоя». В связи с тем, что главами 23 и 24 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, вопрос об этих расходах следует разрешать на основании правил, предусмотренных главой 7 ГПК РФ. В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины. Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При подаче заявления об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц размер государственной пошлины для организаций составляет 3000 рублей (пункт 6 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, с Думы МО «Олойское» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3000 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством РФ. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 253 ГПК РФ, РЕШИЛ: Заявление прокурора удовлетворить. Признать статью 2, приложения №№2, 3, 4 к решению Думы муниципального образования «Олойское» от 24.12.09 года №21 «О бюджете муниципального образования «Олойское» на 2010 год» противоречащими федеральному законодательству, не действующими со дня вступления в силу решения суда. Обязать Думу МО «Олойское» опубликовать решение суда по вступлении его в законную силу. Взыскать с Думы муниципального образования «Олойское» государственную пошлину в размере 3000 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством РФ. Мотивированное решение будет составлено 15 февраля 2010 года. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Эхирит-Булагатский районный суд. Судья Покровская Е.С.