Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *** Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе: Судьи Асаевой Л.А., При секретаре Романовой А.В., С участием ст.помошника прокурора Эхирит-Булагатского района Протасовой А.А., представителя главы и Думы Мо «<данные изъяты>» Х, Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Эхирит-Булагатского района о признании бездействия администрации МО «<данные изъяты>», думы МО «<данные изъяты>» по вопросу включения автомобильных дорог общего и необщего пользования в черте границ поселения в реестр муниципальной собственности незаконным и обязании включить их в реестр муниципальной собственности, У с т а н о в и л : Прокуратурой Эхирит-Булагатского района на территории района проведена проверка соблюдения требований законодательства о местном самоуправлении в части содержания и строительства автомобильных дорог общего и необщего пользования в черте границ поселений. При этом проверкой установлено, что автомобильные дороги общего и необщего пользования в черте границ МО «<данные изъяты>» в качестве муниципальной собственности не оформлены и соответственно не включены в реестр муниципальной собственности, который является документом, подтверждающим право собственности МО «<данные изъяты>» на отдельные объекты. Думой же муниципального образования не приняты меры к определению порядка управления и распоряжения автомобильными дорогами. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения поселения согласно ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом ст.50 ч.2 п.1 указанного закона устанавливается, что в собственности поселений могут находится автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог. 05.12.01г. Правительством РФ за № 848 была утверждена Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России на 2001-2005г.г. Согласно приложению № 5 подпрограммы «Автомобильные дороги» предоставление средств федерального бюджета на осуществление строительства и реконструкции объектов, находящихся в муниципальной собственности, предусматривается в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных в подпрограмме, в т.ч. в 2010г. на основании нормативного акта Правительства, а в период 2011-2015г.г.-в соответствии с методикой расчета размера межбюджетных субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования, предусмотренных подпрограммой, условиями и порядком их предоставления и она приведена в приложении № 4 к настоящей программе. В составе указанных субсидий предусмотрено выделение средств на софинансирование объектов, направленных на прирост количества населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием. Отсутствие правового основания на право собственности на автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах поселения не позволяет органу местного самоуправления принимать участие в реализации федеральных целевых программ, в т.ч. по предоставлению средств федерального бюджета на осуществление строительства и реконструкции объектов, находящихся в муниципальной собственности, решению вопросов по использованию автомобильных дорог и осуществлении дорожной деятельности, что в свою очередь, может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения. Поэтому прокурор района в целях в защиты прав, свобод и законных интересов граждан, муниципальных образований, обратившись в суд с заявлением, просит признать бездействие администрации МО «<данные изъяты>», Думы МО «<данные изъяты>» по решению вопроса о включении автомобильных дорог общего и необщего пользования в черте границ поселения в реестр муниципальной собственности незаконным и обязать администрацию и Думу МО «<данные изъяты>» включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего и необщего пользования в черте границ поселения. В судебном заседании ст.помошник прокурора Протасова А.А. поддержала требование прокурора, указав, что по ФЗ № 131 дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в т.ч. привлеченных в порядке и условиях, которые предусмотрены законом. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год на содержание дорог местного значения осуществляется и утверждается органом местного самоуправления, что свидетельствует о бездействии МО по исполнению своих полномочий, тем самым не соблюдаются интересы населения. Представитель главы и председателя Думы Х заявленным требованием прокурора согласился, признав их обоснованными и потому подлежащими удовлетворению. При этом он суду пояснил, что на данное время администрацией утвержден перечень дорог в населенных пунктах поселения, которых 6, протяженность их 32 км, содержание их осуществляется засчет спонсорской помощи, проведением субботников, средства в бюджет на содержание дорог не выделяются, т.к. дороги не стоят на балансе. Суд, выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, приходит к следующему. Как следует из Устава МО «<данные изъяты>» оно с *** имеет статус сельского поселения, в пределах территории которого осуществляется местное самоуправление. Согласно ст.6 п.5 Устава к вопросам местного значения Поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, а также осуществление иных полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществлении дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, что закреплено п.5 ч.1 ст.14 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии со ст.ст. 6 п.4, 10 ФЗ № 196 О «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления обязаны самостоятельно решать вопросы обеспечения безопасности дорожного движения на территории муниципального образования, полномочия органов местного самоуправления в указанной области являются расходными обязательствами муниципальных образований. Содержание автомобильных дорог согласно ст.17 ФЗ об автомобильных дорогах осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организация дорожного движения, в т.ч. посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Согласно ст.34 указанного закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в т.ч. средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год в т.ч. на ремонт и содержание дорог местного значения должно осуществляться в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствии с требованиями технических регламентов. Нормативы финансовых затрат на капремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждается органом местного самоуправления. Ст.ст.50-51 ФЗ № 131, в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов, а также имущество, предназначенного для обслуживания таких автомобильных дорог, органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в установленном порядке. Согласно сообщения главы МО от *** прокурору района, автомобильные дороги общего и необщего пользования в черте границ поселения в муниципальную собственность не оформлены, в реестр муниципальной собственности не включены, порядок управления и распоряжения автомобильными дорогами Думой не утвержден, а постановлением № от *** МО «<данные изъяты>» утвержден перечень внутрипоселенческих дорог населенных пунктов муниципального образования и согласно приложения в перечень включены улицы <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес>, <адрес>, протяженностью 32 км. Поэтому суд находит установленным бездействие со стороны администрации и Думы МО « <данные изъяты>», как неисполнение органом местного самоуправления полномочий, определенных нормативно-правовыми актами, установленным. Автомобильные дороги в границах населенных пунктов сельского поселения не приняты на баланс муниципального образования, они не включены в реестр муниципальной собственности, тем самым отсутствие правового регулирования решения вопросов обеспечения безопасного дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог в границах населенных пунктов поселения нарушает права граждан на безопасные условия дорожного движения, влечет нарушение прав и интересов лиц в будущем. Таким образом, суд находит заявление прокурора законным и обоснованным, оно направлено на соблюдение органом местного самоуправления своих полномочий по осуществлению дорожной деятельности, по использованию автомобильных дорог в соответствии с законодательством, на защиту интересов неопределенного круга лиц на безопасные условия дорожного движения, права которых нарушаются и могут быть нарушены. Администрацию и Думу МО «<данные изъяты>» на основании ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует обязать включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего и необщего пользования в черте границ населенных пунктов, перечень которых администрацией МО утвержден. Руководствуясь ст.68 ч.2, 258 Гражданского процессуального закона Российской Федерации, суд Р е ш и л : Заявление прокурора Эхирит-Булагатского района удовлетворить. Признать бездействие администрации МО «<данные изъяты>», Думы МО «<данные изъяты>» по решению вопроса включения автомобильных дорог общего и необщего пользования в черте границ населенных пунктов поселения в реестр муниципальной собственности незаконным. Обязать администрацию и Думу МО «<данные изъяты>» включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего и необщего пользования в черте границ населенных пунктов поселения. Решение может быть обжаловано в 10дн. срок в Иркутский областной суд. Судья