гражданское дело о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления



                                                          Р Е Ш Е Н И Е

                                   ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

         ***

         Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе:

Судьи Асаевой Л.А.,

При секретаре Романовой А.В.,

С участием ст.помошника прокурора Эхирит-Булагатского района Протасовой А.А., представителя главы администрации и Думы МО «<данные изъяты>» Х.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Эхирит-Булагатского района о признании бездействия администрации МО «<данные изъяты>», Думы МО «<данные изъяты>» по вопросу включения автомобильных дорог общего и необщего пользования в черте границ поселения в реестр муниципальной собственности незаконным и обязании включить их в реестр муниципальной собственности,

                                                     У с т а н о в и л :

          Прокуратурой Эхирит-Булагатского района на территории района проведена проверка соблюдения требований законодательства о местном самоуправлении в части содержания и строительства автомобильных дорог общего и необщего пользования в черте границ поселений.

          При этом проверкой установлено, что автомобильные дороги общего и необщего пользования в черте границ МО «<данные изъяты>» в качестве муниципальной собственности не оформлены и соответственно не включены в реестр муниципальной собственности, который является документом, подтверждающим право собственности муниципального образования на отдельные объекты. Думой же МО не приняты меры к определению порядка управления и распоряжения автомобильными дорогами. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения поселения согласно ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом ст.50 ч.2 п.1 указанного закона устанавливается, что в собственности поселений могут находится автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог. 05.12.01г. Правительством РФ за № 848 была утверждена Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России на 2001-2005г.г. Согласно приложению № 5 подпрограммы «Автомобильные дороги» предоставление средств федерального бюджета на осуществление строительства и реконструкции объектов, находящихся в муниципальной собственности, предусматривается в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных в подпрограмме, в т.ч. в 2010г. на основании нормативного акта Правительства, а в период 2011-2015г.г.-в соответствии с методикой расчета размера межбюджетных субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования, предусмотренных подпрограммой, условиями и порядком их предоставления и она приведена в приложении № 4 к настоящей программе. В составе указанных субсидий предусмотрено выделение средств на софинансирование объектов, направленных на прирост количества населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием. Отсутствие правового основания на право собственности на автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах поселения не позволяет органу местного самоуправления принимать участие в реализации федеральных целевых программ, в т.ч. по предоставлению средств федерального бюджета на осуществление строительства и реконструкции объектов, находящихся в муниципальной собственности, решении вопросов по использованию автомобильных дорог и осуществлении дорожной деятельности, что в свою очередь, может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения. Поэтому прокурор района в целях в защиты прав, свобод и законных интересов граждан, проживающих на территории МО «<данные изъяты>», права которых нарушены и могут быть нарушены, в целях устранения нарушений закона, уже допущенного, обратившись в суд с настоящим заявлением, просит признать бездействие администрации и Думы МО «<данные изъяты>» по решению вопроса о включении автомобильных дорог общего и необщего пользования в черте границ поселения в реестр муниципальной собственности незаконным и обязать администрацию и Думу МО «<данные изъяты>» включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего и необщего пользования в черте границ поселения.

           В судебном заседании ст.помошник прокурора Протасова А.А. поддержала требование прокурора, указав, что по ФЗ № 131 дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в т.ч. привлеченных в порядке и условиях, которые предусмотрены законом. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год на содержание дорог местного значения осуществляется и утверждается органом местного самоуправления, что свидетельствует о бездействии МО по исполнению своих полномочий, тем самым не соблюдаются интересы населения. Принятие перечня до рог недостаточно, на основании его невозможно формировать расходы на содержание дорог, обеспечивать тем самым безопасные условия дорожного движения.

           Представитель Главы и председателя Думы МО «<данные изъяты>» Х признал заявление прокурора, пояснив, что дороги в черте границ населенных пунктов поселения на баланс МО не приняты, решения о порядке управления и распоряжения ими Думой не принималось и поэтому администрацией МО в рамках полномочий осуществляет организацию ремонта дорог путем проведения субботников. В настоящее время МО начала заниматься решением вопроса о включении дорог населенных пунктов в реестр муниципальной собственности, для чего составлен перечень дорог, который утвержден решением Думы. Глава обязуется продолжить работу в этом направлении, завершить ее, т.к. дорожная деятельность относится к вопросам местного значения, к полномочиям МО, принятие на баланс дорог населенных пунктов тем самым включение их в реестр муниципальной собственности позволяет планировать дорожную деятельность, дает возможность получения субсидий из областного, федерального бюджета на содержание дорог, тем самым обеспечение безопасных условий дорожного движения для жителей поселения.

            Суд, выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.

            Как следует из Устава МО «<данные изъяты>» оно с *** имеет статус сельского поселения, в пределах территории которого осуществляется местное самоуправление, состоит из исторически сложившихся земель населенных пунктов, прилегающих к ним земель общего пользования, территории традиционного природопользования населения МО, рекреационные земли, земли для развития поселения.

            Согласно ст.6 Устава к вопросам местного значения Поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, а также осуществление иных полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществлении дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, что закреплено п.5 ч.1 ст.14 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

             В соответствии со ст.ст. 6 п.4, 10 ФЗ № 196 О «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления обязаны самостоятельно решать вопросы обеспечения безопасности дорожного движения на территории муниципального образования, полномочия органов местного самоуправления в указанной области являются расходными обязательствами муниципальных образований.

             Содержание автомобильных дорог согласно ст.17 ФЗ об автомобильных дорогах осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организация дорожного движения, в т.ч. посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

            Согласно ст.34 указанного закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в т.ч. средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

             Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год в т.ч. на ремонт и содержание дорог местного значения должно осуществляться в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствии с требованиями технических регламентов. Нормативы финансовых затрат на капремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждается органом местного самоуправления.

             Ст.ст.50-51 ФЗ № 131, в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов, а также имущество, предназначенного для обслуживания таких автомобильных дорог, органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в установленном порядке.

             Согласно сообщения главы МО «<данные изъяты>» от *** за автомобильные дороги общего и необщего пользования в черте границ поселения в муниципальную собственность не оформлены, в реестр муниципальной собственности не включены, что подтверждается реерстром объектов недвижимого имущества, порядок управления и распоряжения автомобильными дорогами Думой не утвержден.

           Поэтому суд находит установленным бездействие со стороны администрации и Думы МО «<данные изъяты>», как неисполнение органом местного самоуправления полномочий, определенных нормативно-правовыми актами, установленным. Автомобильные дороги в границах населенных пунктов сельского поселения не приняты на баланс муниципального образования, они не включены в реестр муниципальной собственности, тем самым отсутствие правового регулирования решения вопросов обеспечения безопасного дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог в границах населенных пунктов поселения нарушает права граждан на безопасные условия дорожного движения, влечет нарушение прав и интересов лиц в будущем.

           Таким образом, суд находит заявление прокурора законным и обоснованным, оно направлено на соблюдение органом местного самоуправления своих полномочий по осуществлению дорожной деятельности, по использованию автомобильных дорог в соответствии с законодательством, на защиту интересов неопределенного круга лиц на безопасные условия дорожного движения, права которых нарушаются и могут быть нарушены.

          Администрацию и Думу МО «<данные изъяты>» на основании ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует обязать включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего и необщего пользования в черте границ населенных пунктов, перечень которых утвержден решением Думы.

           Руководствуясь ст.68 ч.2, 258 Гражданского процессуального закона Российской Федерации, суд

                                                     Р е ш и л :

          Заявление прокурора Эхирит-Булагатского района удовлетворить.

          Признать бездействие администрации МО «<данные изъяты>», Думы МО «<данные изъяты>» по решению вопроса включения автомобильных дорог общего и необщего пользования в черте границ населенных пунктов поселения в реестр муниципальной собственности незаконным.

           Обязать администрацию и Думу МО «<данные изъяты>» включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего и необщего пользования в черте границ населенных пунктов поселения.

           Решение может быть обжаловано в 10дн. срок в Иркутский областной суд.

           Судья