Об обязании убрать землянные отвалы



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Усть-Ордынский.       ***

Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе судьи Альхеева Г.Д., при секретаре Курохтиной Л.А., с участием представителя МО «Усть-Ордынское» по доверенности Гавриловой Т.Е., представителя ответчика по доверенности Матвеева А.В., представителя 3-го лица Службы по охране природы и озера Байкал Волошиной В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации МО «Усть-Ордынское» к Асалханову А.С. об обязании убрать земляные отвалы из поймы ручья Ата-Нур,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО «Усть-Ордынское» обратилась с исковым заявлением к Асалханову А.С., в котором указала, что в соответствии со ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация благоустройства территории поселения.

Ответчик Асалханов А.С. не имея разрешительной документации на строительство своими действиями в пойме ручья Ата-Нур на перекрестке *** создал несанкционированную свалку, путем отсыпки земельного участка. Отсыпал одну площадку длиной 25 метров, шириной 18 метров, высотой 1,3 метра и вторую площадку длиной 30 метров, шириной 20 метров, высотой 1 метр. Тем самым нарушил федеральное законодательство об охране окружающей среды в части охраны водных объектов, а именно, размещение отвалов размываемых грунтов в границах прибрежных защитных полос (п.2. ч.17 ст. 65 Водного кодекса РФ). Пойма ручья Ата-Нур играет роль накопителя дождевых вод и не дает затопить дома на близлежащих улицах ***, а также ***. В соответствии с Водным кодексом РФ данная пойма не может быть предметом какой-либо деятельности не ближе 50 метров.

*** муниципального образования «Усть-Ордынское» *** *** утверждены «Правила содержания территории муниципального образования «Усть-Ордынское». В соответствии с п.4.8.3 правил запрещается выбрасывать отходы и мусор на территории поселка вне контейнеров, мусоросборников, создавать несанкционированные свалки отходов и мусора.

В связи с изложенным просят обязать Асалханову А.С. убрать землянные отвалы из поймы ручья Ата-Нур на перекрестке улиц *** размерами: длина 25 метров, ширина 18 метров, высота 1,3 метра и вторую площадку размерами длина 30 метров, ширина 20 метров, высота 1 метр до ***

В судебном заседании представитель истца Гаврилова Т.Е. исковые требования поддержала, просив установить срок для исполнения судебного решения в один месяц с момента вступления в силу решения суда. Дополнительно пояснила, что созданные ответчиком земляные отвалы сузили пойму ручья Ата-Нур, в связи с чем, возросла угроза подтопления указанных в заявлении улиц и объектов, кроме того, наносится урон водным объектам.

Представитель 3-го лица - Службы по охране природы и озеру Байкал Волошина В.П., исковые требования поддержала, пояснив, что специалистом Службы в *** по поручению прокуратуры *** была проведена проверка соблюдения водного законодательства в пойме ручья Ата-Нур. В результате проверки было установлено нарушение водоохранного законодательства. Возведенные земляные отвалы не только сузили пойму ручья Ата-Нур, но и представляют собой угрозу загрязнения ручья. Ручей Ата-Нур является временным водотоком, впадает в р. Куда, которая в свою очередь является притоком р. Ангара. При создании отвалов использованы твердые бытовые отходы и размываемые грунты. В весенне-летний паводковый период, с потоком воды мусор будет доставлен в р. Куда, с водами реки в р. Ангара. Представив свои доводы, также в письменном виде.

Ответчик Асалханову А.С. в судебное заседание не явился, направив своего представителя по доверенности.

Представитель ответчика Матвеев А.В. исковые требования не признал по мотивам непричастности его доверителя к отсыпке земляных отвалов. По существу иска, также указав, что истец не представил доказательств создания угрозы подтопления земляными отвалами.

Третье лицо Асалханова С.С., направила ходатайство о рассмотрении дела без её участия, направив свой отзыв на исковые требования, согласно которым исковые требования находит не обоснованными, по тем же мотивам, что и ответчик.

В судебном заседании по ходатайству представителя истца были допрошены свидетели Х1, А, М, которые пояснили, о том, что ответчик Асалханову А.С. был застигнут на месте при совершении отсыпки земляных отвалов.

Так, свидетель Х1, суду показал, что работает *** В *** поступил сигнал, что в пойме ручья Ата-Нур, он же в просторечье ***, на перекрестке *** ведется отсыпка земляных отвалов. Выехав на место, обнаружил. что на месте ведется отсыпка с помощью грузовых автомобилей, трактора. На месте отсыпкой руководил ответчик - Асалханову А.С. , которого он ранее знал. Остановив отсыпку, вызвали участкового уполномоченного милиции С, комиссией составили акт обследования земельного участка. Асалханову А.С. при этом активно кричал, что земля его. Но документов на месте никаких не предоставил. Позднее представил акт выбора земельного участка.

Отсыпка в пойме ручья началась раньше, но администрация не могла «поймать за руку», лицо, производящее отсыпку. Поэтому, принимались меры, чтобы застигнуть лицо при производстве отсыпки. В пойме ручья на пересечении улиц *** созданы две искусственные дамбы высотой 1,8 метра. Дамбы не позволяют паводковым водам, которые собираются в пойме, как в бассейне, разливаться по территории прилегающих улиц и Областной больницы с медицинскими складами. Накопление воды происходит из-за низкой пропускной способности лотков и труб водоотводной системы. Накапливаясь, вода постепенно спадает, уходя в ***. Созданные отвалы существенно уменьшают объем бассейна, поэтому угроза подтопления в паводковый период значительно возросла. Всего, отсыпано около 50 грузовых автомобилей бытового и строительного мусора.

Свидетель М, суду, показал, что работает помощником главы МО «Усть-Ордынское», при поступлении сигнала, вместе с другими работниками администрации выехал на перекресток улиц ***. На месте обнаружил, что Асалханову А.С. осуществлял отсыпку земляных отвалов. Работникам администрации Асалханову А.С. говорил, что земля принадлежит ему, и он собирается строить там магазин.

Отсыпка в пойме ручья недопустима, так как ежегодно в данном месте создается угроза чрезвычайной ситуации в виде угрозы подтопления прилегающих домов и областной больницы.

Свидетель А, суду показал, что работает главным ****** он вместе с другими работниками администрации Б1 Х1 выезжал на перекресток улиц *** где Асалханову А.С. руководил отсыпкой. Отсыпка на данном участке влечет за собой уменьшение бассейна поймы ручья. Ежегодно, на протяжении ряда лет, в период паводков осуществляется замер уровня воды, чтобы избежать подтопления.

В судебном заседании, кроме допроса свидетелей были исследованы письменные доказательства.

Из отказного материалу ***, истребованного судом в ходе подготовки к судебному заседанию следует, что *** *** администрации МО «Усть-Ордынское» обратился к начальнику *** ***, сообщив, что на перекрестке *** производится незаконная отсыпка земли гр. Асалханову А.С. .

В ходе проверки в порядке ст. 144 УПК РФ у Асалханову А.С. было получено письменное объяснение, согласно которому, Асалханову А.С. *** пояснил, что имеет в собственности земельный участок по адресу: ***. На данном участке собирается возводить дом, так как участок выделен администрацией *** для индивидуального жилищного строительства. Но документы оформлены на жену Асалханова С.С. Сегодня, *** он выравнивал земельный участок гравием и кирпичом. Но около *** приехали представители администрации МО «Усть-Ордынское» и запретили производить отсыпку.

В материалах проверки содержится копия акта обследования земельного участка, из которого следует, что *** администрации МО «Усть-ордынское» Х1, *** Х, *** М, *** Б1, *** Б составили *** акт о том, что Асалханов А.С., *** организовал подвоз и произвел выгрузку строительного мусора и речного гравия в пойме *** для отсыпки площадки под строительство магазина. Своими действиями Асалханову А.С. захламил указанную территорию и создал препятствия для безопасного прохождения талых вод в паводковый период, тем самым создавая угрозу затопления близлежащий жилых домов.

*** по результатам проверки было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления, предусмотренного ст. 330 ч.1 УК РФ.

Таким образом, несмотря на отрицание своей причастности ответчиком, суд находит установленным, что именно Асалханову А.С. была произведена отсыпка земляных отвалов в пойме ручья Ата-Нур, как указано в исковом заявлении.

Обсуждая заявленные требования об обязании ответчика убрать созданные им земляные отвалы, суд приходит к следующему.

Согласно ответу на запрос за подписью мэра района У, администрация *** сообщила, что земельный участок по *** физическим и юридическим лицам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или иных целей не предоставлялся.

В отказном материале *** содержится копия постановления мэра района от 26 апреля 2010 г. № 505 «Об утверждении схемы расположения земельного участка», согласно которому, мэр района постановил утвердить схему расположения земельного участка по адресу: *** А, площадью *** кв.м., для индивидуального жилищного строительства, из земель населенных пунктов, Асалханова С.С. Также в материалах имеется заверенная копия кадастрового паспорта земельного участка, технический паспорт здания магазина, расположенного по этому адресу, акт согласования месторасположения границы земельного участка, составленный кадастровым инженером *** с межевым планом.

Однако, эти документы не являются правоустанавливающими, представителем ответчика отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, также не оспаривалось.

Распоряжением главы администрации МО «Усть-Ордынское» *** от *** была создана комиссия из числа работников администрации МО «Усть-Ордынское», под председательством заместителя главы администрации Х1 для оценки ущерба от хозяйственной деятельности в русле ручья Ата-Нур на территории муниципального образования «Усть-ордынское».

*** указанной комиссией было обследовано русло ручья Ата-Нур, по итогам которого составлен Акт обследования от ***

По результатам обследования установлено следующее:

На территории *** протекает ручей Ата-Нур. Ручей берет свое начало в пади Улябарт, пересекает автодорогу Усть-Орда-Усть-Уда, протекает по ***, далее через трассу Усть-Орда-Иркутск, впадает в ***. Протяженность ручья от истока до устья составляет 14 км. В соответствии с п.п. 4 ст. 65 Водного кодекса РФ от 03 июня 2006 г. № 74-ФЗ установлено, что для ручья протяженностью от 10 км. до 50 км. ширина водоохраной зоны составляет 100 метров.

На пересечении улиц *** в *** расположены пойма ручья, ширина поймы составляет примерно ***. В пойме ручья при прохождении весеннего и летнего паводка скапливаются талые воды, что создает угрозу подтопления для жилых домов по *** по причине низкой пропускной способности железобетонных лотков и труб водоотводной системы в ***. Талые воды в паводковый период скапливаются в пойме ручья, уровень воды иногда достигает уровня автодороги, впоследствии вода постепенно уходит в реку Куда. Например, в период весеннего паводка *** уровень воды в пойме ручья был выше автодороги *** подверглись жилые дома и магазины, расположенные по ***. В летний и осенний период (период межени) ручей пересыхает. Является временным водотоком.

Протяженность ручья в пределах *** составляет ***. На пересечении улиц ***, между улиц *** слева ложбины отсыпана защитная дамба высотой 1,8 метра.

От русла ручья на расстоянии 35 метров в сторону *** размещены отвалы размываемых грунтов, а именно, около 10 сваленных куч строительных и твердых бытовых отходов.

В сторону *** на расстоянии 8 метров от русла ручья размещены отвалы с использованием бытового мусора, разровнена площадка размерами: длина 25 метров, ширина 18 метров, высота 1,3 метра. НА площадке на расстоянии 14 метров от русла ручья располагается строящееся здание из гипсовых блоков. С правой стороны от строящегося магазина вдоль *** также отсыпаны отвалы размерами: длина 30 метров, ширина 20 метров, высота 1 метр.

На основании чего сделан вывод о том, что обследованная зона ручья Ата-Нур является зоной чрезвычайных ситуаций на водном объекте в пределах ***. В данной зоне в результате техногенного воздействия произошли изменения, а именно размещение в пойме ручья отвалов размываемых грунтов, вследствие чего пойма сужена, что усугубляет и без того низкую пропускную способность паводковых вод и представляет собой угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира.

Согласно информации заместителя начальника ***, сведения по ручью Ата-Нур (приток р. Куда) отсутствуют в Гидрологической изученности, том 16, Ангаро-Енисейский район, выпл. 2, Ангара, Л., 1965.

На основании картографического материала определено, что длина ручья около 10 км. и площадь водосбора примерно 50 км.2. Стационарных гидрологических постов на ручье нет, поэтому сведениями о его водном режиме не располагают.

С учетом изложенного, а также исходя из показаний свидетелей, суд соглашается с доводами истца о том, что сужение поймы ручья Ата-Нур влечет за собой угрозу подтопления близлежащих улиц и *** в паводковый период.

Доводы представителя ответчика о том, что утверждения истца в этой части являются не мотивированными, поскольку для таких выводов требуется заключение специальной комиссии, суд находит не состоятельными, не основанными на каких-либо нормативных актах. Выводы комиссии о том, что сужение поймы ручья влечет за собой угрозу подтопления паводковыми водами, являются очевидными, не требуют специальных познаний. Кроме того, эти же выводы независимо от выводов комиссии МО «Усть-Ордынское» были сделаны главным специалистом-экспертом *** отдела государственного экологического контроля службы по охране природы и озера *** З и которые содержаться в акте проверки соблюдения требований природоохранного законодательства ***

Проверка проводилась по поручению прокурора *** в отношении *** но специалистом, также были выявлены нарушения, имеющие отношение к рассмотрению настоящего гражданского дела. А именно, указано, что вследствие создания отвалов с использованием строительного мусора и твердых бытовых отходов, пойма ручья значительно сужена, что будет осложнять прохождение талых вод и создает угрозу затопления жителей *** в период весенне-летнего паводка.

Кроме того, суд находит, что создание земляных отвалов с использованием размываемых грунтов и твердых бытовых отходов влечет за собой угрозу загрязнения водных объектов: р. Куда и Ангара.

В соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью до десяти километров - в размере пятидесяти метров.

В соответствии с п. 11 ст. 65 ВК РФ ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

В соответствии с п. 17 этой же статьи вграницах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются размещение отвалов размываемых грунтов.

Как указано в приведенном акте проверки, и следует из пояснений представителя Службы по охране природы и озера Байкал Волошина В.П., мусор и отходы, находящиеся в пойме ручья с талыми водами будут попадать и загрязнять р. Куда и далее р. Ангара.

Суд, не может согласиться с доводами представителя ответчика о том. что твердые бытовые отходы не относятся к размываемым грунтам, а потому не представляют угрозу для указанных водных объектов. Как пояснила представитель Службы по охране природы и озера Байкал, твердые бытовые отходы не только размываются талыми водами, но и под воздействием воды подвержены гниению, что только усиливает негативное воздействие. Эти пояснения суд находит разумными. Законодательное установление водоохранных зон имеет своей целью защиту водных объектов от негативного воздействия человеческого фактора. Согласно п. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Поэтому, действия ответчика по отсыпке земляных отвалов в пойме ручья Ата-Нур в отсутствие каких-либо разрешительных документов являются нарушениями требований указанных положений Водного кодекса РФ и влекут за собой угрозу загрязнения и засорения вод.

В связи с изложенным, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, с обязанием ответчика убрать созданные им земляные отвалы из поймы ручья Ата-Нур.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации муниципального образования «Усть-Ордынское» удовлетворить.

Обязать Асалханова А.С. убрать земляные отвалы из поймы ручья Ата-Нур на перекрестке *** размерами первой площадки: длина 25 метров, ширина 18 метров, высота 1,3 метра, и размерами второй площадки: длина 30 метров, ширина 20 метров, высота 1 метр.

Мотивированное решение будет изготовлено ***. Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме в Иркутский областной суд через Эхирит-Булагатский районный суд.

Судья           Г.Д.Альхеев