гражданское дело об обязании обеспечить доступ к информации о деятельности в сети Интернет



                                                    Р Е Ш Е Н И Е

                             ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        ***                                                                               п.Усть-Ордынский

        Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе:

Судьи Асаевой Л.А.,

При секретаре Романовой А.В.,

С участием помошника прокурора Эхирит-Булагатского района Балабановой М.А. представителя администрации МО «Олойское» Хатуева Б.Г.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Эхирит-Булагатского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Олойское» об обеспечения доступа к информации о деятельности администрации МО «Олойское» путем создания официального сайта в сети Интернет либо размещения информации о своей деятельности на сайте Иркутской области или МО «Олойское»,

                                                         У с т а н о в и л :

          Прокуратурой Эхирит-Булагатского района проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления Эхирит-Булагатского района.

          Согласно ФЗ № 8 от 09.02.09г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления» принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, достоверность информации о деятельности органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления любым законным способом.

          В соответствии с п.6 указанного закона, доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления может обеспечиваться путем размещения органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет созданием официального сайта с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информации может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, когда орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

         В нарушение указанных требований федерального закона администрацией МО «Олойское» официальный сайт в сети Интернет не создан, информацию о своей деятельности на иных сайтах в сети Интернет администрация МО не размещает, что нарушает права граждан на доступ к информации о деятельности муниципального образования.

         Поскольку круг лиц, права которых нарушаются и могут быть нарушены, и определить точное число невозможно, прокурор Эхирит-Булагатского района, которым в соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляется надзор за исполнением органами местного самоуправления, их должностными лицами федерального законодательства, обратился в суд с настоящим иском в защиту неопределенного круга лиц.

         Прокурор просит обязать администрацию МО «Олойское» в установленный судом срок обеспечить доступ к информации о своей деятельности путем создания официального сайта в сети Интернет либо размещения информации о своей деятельности на сайте Иркутской области или МО «Олойское».

          В судебном заседании помошник прокурора района исковые требования поддержала в полном объеме, заявив о необходимости обязания администрацию МО, как исполнительный орган местного самоуправления, обеспечить доступ к информации о его деятельности путем создания официального сайта в сети Интернет в срок 2 месяца, до которого обязать размещать информацию о своей деятельности на сайте администрации Иркутской области.

          При этом Балабанова М.А. суду пояснила, что при проверке исполнения ФЗ № 8 было установлено, что официальный сайт муниципального образования в сети Интернет не создан. При этом установлено, что и на сайте администрации <адрес> информация о деятельности МО не размещается.

           Представитель администрации муниципального образования признал, что МО официального сайта не имеет, будут приниматься меры к созданию. Информация о деятельности МО только публикуется в местной газете и на информационных стендах. Информация о деятельности МО на сайте администрации Иркутской области не размещается.

           Суд, выслушав участников процесса, изучив обосновывающие исковое заявление нормативные документы, находит исковое заявление прокурора законным и обоснованным и потому подлежащим удовлетворению.

           Из ответа и.о. главы МО «Олойское» Тыкешкиной Р.И. от *** прокурору Эхирит-Булагатского района следует, что информация о деятельности муниципального образования осуществляется через газету « Вестник Олоя», а также через информационные стенды.

          Согласно ФЗ № 8 от 09.02.09г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления» принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, достоверность информации о деятельности органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления любым законным способом.

          Официальный сайт органа местного самоуправления согласно ст.1 п.5 вышеуказанного закона, это сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о деятельности органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежит органу местного самоуправления.

           Информация о деятельности органов местного самоуправления согласно ст.1 п.1 вышеуказанного закона это информация / в т.ч. документированная /, созданная в пределах своих полномочий органами местного самоуправления или организациями, подведомственными органам местного самоуправления, поступившая в указанные органы и организации.

           ФЗ № 149 от 27.07.06г. « Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим ФЗ и другими федеральными законами. Не может быть ограничен доступ к информации о деятельности органов муниципального самоуправления, а также об использовании бюджетных средств / за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну/. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ, в т.ч. с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в т.ч. сети Интернет, к информации о своей деятельности на русском языке, на государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

            Тем самым, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Признание, соблюдение и защиты прав и свобод гражданина, обязанность государства, т.к. согласно ст.29 Конституции Российской Федерации человек, его права и законные интересы являются высшей ценностью.

            Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами,-законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и /или/ через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

            Таким образом, суд находит установленным и доказанным, что с отсутствием официального сайта МО «Олойское» в сети Интернет администрацией муниципального образования не обеспечивается исполнение ФЗ № 8 и соответственно нарушаются права граждан на доступ к информации о его деятельности, в связи с чем исковое заявление прокурора является законным и обоснованным. Ст.23 закона регламентировано, что действия органов местного самоуправления, нарушающие право на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в суд.

            На администрацию МО «Олойское», как на исполнительный орган местного самоуправления, следует возложить обязанность обеспечить доступ к информации о его деятельности путем создания в сети Интернет официального сайта МО «Олойское», а до этого обязать администрацию муниципального образования размещать информацию о своей деятельности на сайте Иркутской области.

            Срок для исполнения возложенной обязанности следует установить в 2 месяца, как попросил помошник прокурора, с чем согласился представитель администрации МО.

             На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                     Р е ш и л :

             Исковое заявление прокурора Эхирит-Булагатского района в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

             Обязать администрацию МО «Олойское» обеспечить доступ к информации о своей деятельности путем создания официального сайта МО «Олойское» в сети Интернет в срок до ***, до которого обязать размещать информацию о своей деятельности на сайте Иркутской области.

             Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней.

             Судья