Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *** п.Усть-Ордынский Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе: Судьи Асаевой Л.А., При секретаре Романовой А.В., С участием помошника прокурора Эхирит-Булагатского района Педрановой И.А., Главы администрации МО «Тугутуйское» Кривошеиной Т.Г., представителя администрации МО «Тугутуйское» Хатуева Б.Г., представителя отдела Роспотребнадзора в У-ОБО Чернакова С.А., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Эхирит-Булагатского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Тугутуйское» запретить эксплуатацию полигона для хранения твердых бытовых отходов, что в 300 м влево от дороги в направлении <адрес> к <адрес> и 500 м от въезда в <адрес>, очистить земельный участок, что влево 300 м от дороги в направлении <адрес>-<адрес> и 500 м от въезда в <адрес>, организовать на территории муниципального образования в установленном порядке полигон для временного хранения твердых бытовых отходов, У с т а н о в и л : Проверкой, проведенной прокуратурой Эхирит-Булагатского района по жалобы гр.Б жительницы <адрес>, установлено: В 500 м от въезда в <адрес> и в 300 м влево от дороги по направлению в <адрес>, территория которого составляет 2 га, администрацией Поселения без санэпидзаключения на устройство полигона на земельном участке организован полигон для хранения твердых бытовых отходов, который не имеет четко обозначенных границ и он планово-регулярной очистке не подвергается, отходы не буртуются и на утилизацию не вывозятся. В результате неконтролируемая свалка стихийно разрастается, оказывая неблагоприятное воздействие на окружающую среду и на проживающее на территории сельского поселения население, существует угроза распространению инфекционных заболеваний. Поэтому и.о. прокурора района в интересах неопределенного круга лиц, поскольку на территории муниципального образования количество проживающих постоянно меняется в силу миграционных процессов, просит администрацию МО «Тугутуйское», к полномочиям которого отнесена организация сбора, вывоза бытовых отходов и мусора, и которой не принимаются меры по законному оформлению полигона, использованию занимаемого под полигоном земельного участка, не соблюдается законодательство об охране окружающей среды, отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, тем самым грубо нарушаются права граждан Поселения на реализацию конституционных прав на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, запретить эксплуатацию этого полигона для хранения твердых бытовых отходов, очистить земельный участок, организовать на территории Поселения полигон для временного хранения твердых бытовых отходов в установленном порядке. При этом прокурор указывает, что право на обращения его в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, регламентировано ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентировано, что защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих права или создающих угрозу нарушения. В судебном заседании помошник прокурора исковые требования поддержала, указав о необходимости вменения обязанности, как осуществлять полномочия по организации сбор и вывоза бытовых отходов, а не организовать полигон для временного хранения бытовых отходов. Представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в УО БО Чернаков С.А. исковое заявление и.о. прокурора, поддержал, указав, что полигон хранения ТБО означает соответствие санитарным правилам, таковой полигон на территории района отсутствует, тем самым не согласен с тем, что прокурор обозначил свалку полигоном доя хранения ТБО. При этом он подтвердил, что земельный участок под свалку используется без заключения на соответствие участка санитарным правилам, территория свалки не обвалована, не проводятся работы по перемещению отходов, вывоз отходов не организован, неорганизованная свалка нарушает условие проживания жителей <адрес>. Представитель ОГУ Эхирит-Булагатская станция по борьбе с болезнями животных, надлежаще извещенный, в судебное заседание, не явился. Глава администрации МО «Тугутуйское» Кривошеина Т.Г. доводы искового заявления признала, пояснив, что свалка действительно стихийная, образовалась в *** в связи с чем значительно расширилась, территория ее составляет около 2 га, отходы не буртуются, т.к. средства для найма техники отсутствуют, расходы на эти цели в бюджете не предусматривались. Использование земельного участка под свалку было узаконено районной администрацией, но в настоящее время постановление № отменено, т.к. размещение ее на сельхозземлях незаконно и поэтому еще в ходе проверки жалобы администрацией приняты меры к запрещению эксплуатации свалки путем вынесения распоряжения о запрете размещения бытовых отходов и мусора, которое опубликовано в местной газете, распоряжение размещено в местах общего скопления жителей селения, проведена обваловка территории по периметру, контролируется эксплуатация свалки. Очищение земельного участка от мусора и бытовых отходов затруднительно из-за отсутствия полигона на территории района, но будут приняты меры к очищению до конца текущего квартала с помощью техники Тугутуйского СХПК. Согласна, что организация сбора, вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям местного самоуправления и для надлежащего исполнения полномочий будут предусмотрены бюджетные средства на следующий год. Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы настоящего дела, приходит к следующему. Согласно ст.14 п.18 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения Поселения относится вопрос организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора. ФЗ № 52 от 30.09.99г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. При этом закон указывает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом ФЗ № 89 от 24.06.98г. «Об отходах производства и потребления» определено, что размещение отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, собственники объектов размещения отходов с учетом воздействия на окружающую среду обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды, сами объекты подлежат внесению в государственный реестр объектов размещения отходов, в противном случае размещение их запрещается, отходы в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями подлежат регулярной очистке. Согласно п.2.2 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для ТБО», выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. Поэтому, территория, используемая под размещение бытовых отходов и мусора, на сельскохозяйственных землях МО «Тугутуйское», не является полигоном, как считает и.о. прокурора района, а является стихийно организованной свалкой. На нее нет санэпидзаключения на устройство на конкретном земельном участке, выдаваемого Роспотребнадзором, соответственно она, как объект размещения бытовых отходов, в государственный реестр, не занесена, мониторинг окружающей среды не проводится. Установлено, что не оспаривается, что с момента образования свалки, как с *** использование которой на конкретном земельном участке было разрешено постановлением главы администрации Эхирит-Булагатского района № от ***, не проводятся работы по перемещению отходов, вывоз отходов и мусора не организован, для этого бюджетные средства не выделялись, и при этом размещение отходов и мусора не контролируется. Указанное подтверждается тем, что *** ОГУ « Эхирит-Булагатская станция по борьбе и болезнями животных» выявила, что на этой свалке размещены останки 2 голов КРС. Согласно п.п.1.5,1.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ № 13-7-2/469 от 04.12.95г, биологические отходы утилизируются путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах /цехах/ в соответствии с действующими правилами, обезвреживаются в биотермических ямах, уничтожаются сжиганием или в исключительных случаях захоронением в специально отведенных местах. Категорически запрещается сброс биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры и вывоз их в свалки и полигоны для захоронения. Отсюда, наличие стихийной свалки представляет угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения муниципального образования, существует угроза распространения инфекционных заболеваний. Распоряжение и.о. главы администрации МО «Тугутуйское» за № от *** о закрытии ранее отведенного полигона для хранения твердых бытовых отходов и другого мусора, установление на въезде в <адрес> указателя «свалка мусора запрещена», что следует из акта выполненных работ от ***, тем самым о запрещении эксплуатации в дальнейшем указанной свалки, свидетельствует о ее незаконности. Также принятием *** мэром Эхирит-Булагатского района постановления №, которым отменено постановление № от *** «Об утверждении схемы расположения земельного участка», подтверждается незаконность использования конкретного земельного участка под размещение бытовых отходов и мусора. Отсюда, указанное и.о. прокурора района в исковом заявлении, как не исполнение администрацией МО «Тугутуйское» своих полномочий по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора, которое влечет к нарушению конституционных прав граждан, проживающих на территории Поселения, на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, суд находит установленным. Поэтому исковые требования прокурора, как законные и обоснованные, суд находит подлежащими удовлетворению. Несмотря на то, что администрацией сельского поселения приняты меры к запрещению эксплуатации свалки путем вынесения распоряжения, которое доведено до жителей Поселения, проведены работы по обваловке территории свалки по периметру, что не вызывает сомнений, размещение бытовых отходов и мусора продолжается, как признала Кривошеина Т.Г., и будет продолжаться. Поэтому на основании ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей способы защиты гражданских прав, на администрацию МО «Тугутуйское» следует возложить обязанности по принятию мер по запрещению использования свалки на конкретном земельном участке, по очищению этого земельного участка от бытовых отходов и мусора. Оснований для освобождения администрацию Поселения от исполнения обязанностей не имеется. Что касается срока исполнения возложенной обязанности, как до конца текущего года, о чем попросила глава Поселения, с чем согласился помощник прокурора, то суд соглашается с этим сроком, т.к. находит его реальным. Ходатайство помошника прокурора о возложении на администрацию Поселения обязанности по включению в бюджет Поселения на *** средств для организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора, суд находит обоснованным. Возложение указанной обязанности направлено на обеспечение исполнения администрацией сельского поселения своих полномочий по решению вопроса местного значения. При этом сама Кривошеина Т.Г. в судебном заседании согласилась предусмотреть средства на эти расходы в бюджете Поселения на будущий год, т.к. ранее бюджетные средства на эти расходы не предусматривались, соответственно, не принимались меры к исполнению своих полномочий. На основании изложенного, руководствуясь. Ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р е ш и л : Исковые требования и.о. прокурора Эхирит-Булагатского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать администрацию МО «Тугутуйское» запретить использование земельного участка, расположенного влево в 300 м от дороги в направлении <адрес>-<адрес> и в 500 м от въезда в <адрес>, под размещение бытовых отходов и мусора. Обязать администрацию очистить земельный участок, расположенный влево в 300 м от дороги в направлении <адрес>-<адрес> и в 500 м от въезда в <адрес>, от бытовых отходов и мусора до конца текущего *** Обязать администрацию МО «Тугутуйское» принять меры к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора путем включения в бюджет на *** средств на исполнение полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дн. Судья