Об оспаривании бздействия муниципального образования



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Усть-Ордынский               ***

Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе судьи Альхеева Г.Д., при секретаре Курохтиной Л.А., с участием заместителя прокурора Эхирит-Булагатского района Михайлова Е.В., заинтересованного лица главы муниципального образования «Капсальское» Шадрина В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Эхирит-Булагатского района об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Эхирит-Булагатского района в интересах муниципального образования «Капсальское» обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, в качестве заинтересованных лиц указав главу муниципального образования Шадрина В.И., администрацию и Думу муниципального образования «Капсальское». Основанием обращения указав следующее. Прокуратурой района проверено исполнение земельного законодательства в муниципальных образованиях района.

Согласно ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления или уполномоченные ими органы должны осуществлять муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу п. 20 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» земельный контроль за использованием земель поселения является вопросом местного значения поселения.

Как установлено в ходе проверки, администрация сельского поселения «Капсальское» муниципальный земельный контроль за использованием земель территории муниципального образования не осуществляет. При этом соответствующие полномочия другим органам не переданы и порядок их осуществления Думой поселения не определен.

В целях устранения выявленных нарушений земельного законодательства 04 марта 2011 г. главе МО «Капсальское» Шадрину В.И. вносилось представление. По результатам его рассмотрения прокурору дан ответ о том, что администрацией поселения разработан проект Положения о земельном контроле, которое планируется принять на ближайшем заседании Думы. Однако, до настоящего времени этот нормативно-правовой акт не принят.

*** Шадрину В.И. направлено предложение рассмотреть разработанные прокуратурой проекты Положения о муниципальном земельном контроле и соглашения о передаче полномочий на осуществление муниципального земельного контроля администрации района. Однако, эти предложения также остались не принятыми.

В соответствии с ч. 6, 6.1 и 6.2 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» орган муниципального контроля обязан в срок до 01 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направить в прокуратуру для рассмотрения и внесения предложений о совместных проверках. После чего, утвержденный органом муниципального контроля план проверок должен быть представлен в прокуратуру не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, и до 1 декабря этого года направлен в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

Несоблюдение вышеуказанного порядка планирования проверок в *** году повлечет за собой невозможность проведения в *** году плановых проверок соблюдения земельного законодательства в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, распорложенных на территории муниципального образования «Капсальское». Тем самым будут нарушены интересы этого муниципального образования, поскольку земельный контроль является важнейшим инструментом выявления правонарушений в сфере землепользования.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований.

В связи с чем. просит признать бездействие главы и администрации муниципального образования «Капсальское», выразившееся в неосуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель на территории сельского поселения, незаконным.

Возложить на главу и администрацию муниципального образования «Капсальское» обязанность организовать работу по осуществлению земельного контроля за использованием земель на территории сельского поселения, в том числе разработать, утвердить и представить в прокуратуру района план проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства на ***.

В судебном заседании прокурор Михайлов Е.В.представил уточненное заявление прокурора, в котором просил обязать главу Поселения организовать работу по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории сельского поселения, в том числе разработать, утвердить и представить до 01 ноября текущего года в прокуратуру района план проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства на 2012 го. Ссылаясь при этом на положения ч.6.2 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Глава поселения Шадрин В.И. признал факт незаконности бездействия по неосуществлению муниципального земельного контроля, согласился с требованием прокурора устранить нарушения закона в срок до ***

Суд, выслушав объяснения участвующих лиц, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с разъяснениями данными в Постановлении Пленума Верховного Суда от 10 февраля 2009 г. N 2
"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В силу п. 20 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» земельный контроль за использованием земель поселения является вопросом местного значения поселения.

В соответствии с п. 1 ч.7 ст. 36 Устава муниципального образования «Капсальское» к полномочиям администрации поселения относятся обеспечение исполнительно-распорядительных и контрольных функций по решению вопросов местного значения. В связи с чем, вопросы осуществления муниципального земельного контроля отнесены к компетенции администрации муниципального поселения

В соответствии со ст. 31 Устава муниципального образования Глава Поселения является высшим должностным лицом поселения, в соответствии со ст. 32 Устава глава поселения как глава администрации поселения руководит деятельностью администрации поселения, организует и обеспечивает исполнение полномочий администрации поселения по решению вопросов местного значения. Одновременно с этим, глава поселения выполняет и функции председателя Думы поселения. Поэтому, указание на бездействие главы муниципального образования, наряду с бездействием администрации поселения, является правильным.

В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления или уполномоченные ими органы должны осуществлять муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании администрацией МО «Капсальское» муниципальный земельный контроль не осуществляется, нормативно-правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального земельного контроля Думой не принят.

Поскольку земельный контроль является одним из основных инструментов выявления правонарушений в сфере землепользования, не выполнение этой функции и не принятие мер к организации осуществления земельного контроля главой и администрацией местного самоуправления противоречит целям, вытекающим из факта наделения органы местного самоуправления функцией земельного контроля. По этим основаниям, суд находит бездействие главы и администрации муниципального образования «Капсальское», выразившееся в неосуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель на территории сельского поселения, незаконным.

С принятием Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. муниципальный земельный контроль в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц должен осуществляться, в том числе и в соответствии с правилами установленными данным законом. Ч.6, 6.1. и 6.2 ст. 9 которого установлено, что орган муниципального контроля обязан в срок до 01 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направить в прокуратуру для рассмотрения и внесения предложений о совместных проверках. После чего, утвержденный органом муниципального контроля план проверок должен быть представлен в прокуратуру не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, и до 1 декабря этого года направлен в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

При указанных обстоятельствах, суд соглашается с доводами прокурора о невозможности осуществления проверок соблюдения земельного законодательства в отношении субъектов малого предпринимательства в ***

Поскольку установленные федеральным законом № 294-ФЗ сроки по направлению проекта ежегодного плана уже имеют место, с учетом установленной судом незаконности бездействия, суд находит установленным нарушение прав муниципального образования «Капсальское». Поскольку в результате незаконного бездействия главы и администрации МО муниципальное образование «Капсальское» лишено возможности в полной мере решать вопросы местного значения, к коим относится и осуществление муниципального земельного контроля.

Согласно письменным доказательствам, представленным прокурором, главам сельских поселений, в том числе и главе МО «Капсальское» прокуратурой района *** было направлено письмо, из содержания которого следует, что главам предлагалось рассмотреть и принять Положения о муниципальном земельном контроле. Напоминалось, что они обязаны в срок до *** представить в прокуратуру района проект плана проведения проверок на 2012 год. О принятых мерах, предлагалось сообщить в прокуратуру района не позднее *** С заявлением прокурор обратился *** в связи с чем, суд не находит нарушения установленных сроков обращения в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие главы и администрации муниципального образования «Капсальское», выразившееся в неосуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель на территории сельского поселения незаконным.

Обязать главу и администрацию муниципального образования «Капсальское» организовать работу по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории сельского поселения, в том числе разработать, утвердить и представить до *** в прокуратуру Эхирит-Булагатского района план проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства на ***

Настоящее решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения.

Судья           Г.Д.Альхеев