Об обязании устранить нарушения пожарной безопасности



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Усть-Ордынский.               ***

Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе судьи Альхеева Г.Д., при секретаре Курохтиной Л.А., с участием помощника прокурора Эхирит-Булагатского района Кузубова С.А., главы администрации МО «Алужинское» Ихинырова О.А., представителя третьего лица отдела надзорной деятельности по УОБО по пожарному надзору Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области Печерского А.О. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Эхирит-Булагатского района к администрации МО «Алужинское» обязать устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Эхирит-Булагатского района Хулханова Л.М. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указала, что прокуратурой района с привлечением отдела надзорной деятельности по УОБО по пожарному надзору Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в муниципальном образовании «Алужинское», в состав которой входят с. Алужино, д. Большая Кура, с.Харануты. По результатам которой выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности. А именно, в населенном пункте с. Большая Кура, с. Харануты отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения населения в случае возникновения пожара.

На подъезде к водонапорной башне в с. Алужино отсутствует твердое грунтовой покрытие.

Водонапорная башня в с. Большая Кура находится в нерабочем состоянии.

В с. Харануты отсутствует водонапорная башня.

В с. Алужино, с. Большая Кура у водоисточников (водонапорных башен) и по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели, а именно - объемные со светильниками или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий.

В с. Алужино, с. Большая Кура, с. Харануты отсутствуют переносные

пожарные мотопомпы.

Приспособленная для целей пожаротушения техника не укомплектована пожарно-техническим вооружением.

          В ходе организации обучения населения мерам пожарной безопасности, пропаганды в области пожарной безопасности администрацией муниципального образования в 2011 году охвачено 103 человека, при общей численности населения 1015 человек.

Ссылаясь на положения ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правила пожарной безопасности в РФ (далее ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313, а также указывая, что нарушение требований пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения пожара, прокурор просит суд обязать администрацию МО «Алужинское» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в муниципальном образовании «Алужинское». В населенных пунктах с. Большая Кура, с. Харануты установить средства звуковой сигнализации для оповещения населения в случае возникновения пожара;

- на подъезде к водонапорной башне в с. Алужино установить твердое грунтовое покрытие;

- водонапорную башню в с. Большая Кура привести в рабочее состояние.

- в с. Харануты установить водонапорную башю;

         - в с. Алужино, с. Большая Кура у водоисточников (водонапорных башен) и по направлению движения к ним установить соответствующие указатели, а именно - объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий;

         - в с. Алужино, с. Большая Кура, с. Харануты установить переносные пожарные мотопомпы ;

          -укомплектовать приспособленную для целей пожаротушения технику пожарно-техническим вооружением.

В судебном заседании помощник прокурора Кузубов С.А. изменил исковые требования, исключив из исковых требований требование установить на подъездах к водонапорным башням в с. Алужино твердое грунтовое покрытие и привести в рабочее состояние водонапорную башню в с. Большая Кура. Указав на то, что в с. Алужино две водонапорные башни приспособленные для пожаротушения, хотя достаточно одной и к одной из них ведет дорога с асфальтовым покрытием. Водонапорная башня в с. Большая кура приведена в рабочее состояние, то есть, требование прокурора в этой части удовлетворено добровольно. Просил суд установить срок для исполнения решения суда в 2 месяца, указывая на то, что с наступлением осеннего периода наступает обострение пожароопасной ситуации, в связи с чем, промедление с исполнением решения суда, является недопустимым.

Представитель ответчика Ихиныров О.А. исковые требования не признал в полном объеме, пояснив следующее. Согласно договору от *** администрация МО «Алужинское» приобрела 3 комплекта звукового оповещения о пожаре. В настоящее время комплекты еще не поставлены. В с. Харануты завезли пиломатериал для строительства водонапорной башни, емкость для воды. В ближайшее время администрация приступает к строительству. Необходимости в установке указателей по направлению водонапорных башен в с. Алужино и Большая Кура нет, так как эти объекты видны издалека со всех сторон. В селе Алужино всего 140 дворов, в с. Большая Кура и того меньше. Водонапорные башни освещены, населенные пункты освещены, поэтому, что в ночное, что в дневное время не заметить башни не возможно. Также приобретена одна переносная пожарная мотопомпа. После проверки её на пригодность будет решен вопрос о приобретении еще 2-х мотопомп. Также пояснил, что в МО «Алужинское» нет техники приспособленной для пожаротушения, в связи с чем, нечего укомплектовывать. В обоснование своих возражений представив соответствующие фотографии водонапорных башен, договор и платежное поручение на приобретение систем оповещения о пожаре, кассовый и товарный чек на приобретение мотопомпы.

Представитель 3-го лица отдела надзорной деятельности по УОБО по пожарному надзору Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области Печерский А.О. исковые требования прокурора поддержал. Пояснил, что в с. Алужино действительно две водонапорные башни, обе из них приспособлены для пожаротушения. По нормативам достаточно одной башни на населенный пункт. Относительно приспособленной техники, пояснил, что в ходе проверки ему были предъявлены трактора, имеющиеся в личном пользовании у жителей МО «Алужинское», с установленными емкостями для воды. По нормативам на данной технике должны постоянно находиться багры, ведра, что и является пожарно-техническим вооружением.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 128-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

В соответствии с п.9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного самоуправления поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Это же положение закреплено и п. 9 ч. 1 ст. 9 Устава муниципального образования «Алужинское» «Вопросы местного значения Поселения».

В соответствии со ст. 31, 50 Устава, вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности относятся к полномочиям Администрации Поселения.

В соответствии со ст. 63 ФЗ от 22.07.2008 г. № 128-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

ППБ 01-03 утвержденные приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов, должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Пунктами 89, 27, 31, 106 ППБ 01-03 установлено:

дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.

Территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения.

Сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу,

Пожарные автомобили и мотопомпы, приспособленная и переоборудованная техника для тушения пожаров должны быть укомплектованы пожарно-техническим вооружением, заправлены топливом, огнетушащими веществами и находиться в исправном состоянии. Порядок привлечения техники для тушения пожаров определяется расписанием выезда и планом привлечения сил и средств для тушения пожаров, утвержденным органом местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что на основании поручения заместителя прокурора района от *** отделом надзорной деятельности по УОБО по пожарному надзору Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области в муниципальном образовании «Алужинское» *** проведена проверка на предмет обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования.

По результатам проверки составлена информация по проверке от *** Согласно результатам проверки, содержащимся в информации, было выявлено 10 видов нарушения требований пожарной безопасности. А именно:

1) В населенных пунктах с. Большая Кура отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения населения в случае пожара (ППБ 01-03 п. 114)

2) В населенных пунктах с. Большая Кура с. Харануты отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения населения в случае пожара

(ППБ 01-03 п. 114)

         3) На подъезде к водонапорной башне в с. Алужино отсутствуют твердое грунтовое покрытие (ППБ 01-03 п.23)

         4) Водонапорная башня в с. Большая Кура находится в нерабочем состоянии (ППБ 01-03 п. 89)

         5) Отсутствуют водонапорная башня в с. Харануты (ППБ 01-03 п. 113)

         6) В с. Алужино, с. Большая Кура у водоисточников (водонапорных башен) и по направлению движения к ним, отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) (ППБ 01-03 п. 89)

          7) В населенных пунктах с. Алужино с. Большая Кура, Харатуны отсутствуют переносные пожарные мотопомпы (ППБ 01-03 п. 31)

          8) Приспособленная для целей пожаротушения техника не укомплектована пожарно-техническим вооружением (ППБ 01-03 п. 106)

          9) Отсутствует пожарное депо для подразделений пожарной охраны (для техники добровольной пожарной дружины) (ФЗ 123 ст. 76)

         10) В ходе организации обучения населения мерам пожарной безопасности, пропаганды в области пожарной безопасности администрацией муниципального образования в 2011 году охвачено 103 человека при общей численности населенных пунктов 1015 человек. Сельские сходы с населением по вопросам пожарной безопасности не проводились (ФЗ 123 ст. 63 )

Таким образом, суд находит, что вышеперечисленные требования пожарной безопасности вытекают нормативно-правовых актов, а их соблюдение является обязанностью муниципального поселения.

Суд соглашается с доводами прокурора о том, что нарушение требований пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как жителей муниципального образования «Алужинское», так и граждан, случайно оказавшихся на территории муниципального образования в случае возникновения пожара.

Доводы главы администрации Ихинырова О.А. о принимаемых мерах по устранению указанных нарушений пожарной безопасности не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора. Поскольку нарушения пожарной безопасности на момент рассмотрения гражданского дела в судебном заседании продолжают иметь место. Не может суд согласиться и с доводами о том, что требование об установке у водоисточников и по направлению движения к ним соответствующих указателей является излишним. Установление указателей по направлению к водонапорным башням является одним из условий обеспечения быстрого доступа к ним. Тот факт, что водонапорные башни находятся на виду, по мнению суда обеспечивает только правильное направление движения к ним, но не обозначает конкретные пути движения.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Обсуждая требование прокурора установить срок для исполнения решения суда, суд находит, что с учетом принимаемых ответчиком мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности, оснований для установления сроков исполнения решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Эхирит-Булагатского района к администрации муниципального образования «Алужинское» удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципальное образование «Алужинское» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в муниципальном образовании «Алужинское»:

- в населенных пунктах с. Большая Кура, с. Харануты установить средства звуковой сигнализации для оповещения населения в случае возникновения пожара;

- в с. Харануты установить водонапорную башю;

         - в с. Алужино, с. Большая Кура у водоисточников (водонапорных башен) и по направлению движения к ним установить соответствующие указатели, а именно - объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий;

         - в с. Алужино, с. Большая Кура, с. Харануты установить переносные пожарные мотопомпы ;

          - укомплектовать приспособленную для целей пожаротушения технику пожарно-техническим вооружением.

В установлении срока исполнения решения суда отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения через Эхирит-Булагатский районный суд.

Судья           Г.Д.Альхеев