РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации п. Усть-Ордынский. *** Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе судьи Альхеева Г.Д., при секретаре Курохтиной Л.А., с участием заместителя прокурора Эхирит-Булагатского района Михайлова Е.В., представителя администрации МО «Олойское» Хатуева Б.Г., представителя третьего лица отдела надзорной деятельности по УОБО Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области Гатунка А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Эхирит-Булагатского района к администрации МО «Олойское» обязать устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Эхирит-Булагатского района Хулханова Л.М. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указала, что прокуратурой района с привлечением отдела надзорной деятельности по УОБО Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в муниципальном образовании «Олойское», в состав которого входят с. Олой, д. Баянгазуй, д. Отонхой. По результатам проверки выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: В населенных пунктах с. Олой, д. Баянгазуй, д. Отонхой (Зун - Булук, Бурун - Булук) отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения населения в случае возникновение пожара. Водонапорные башни в с. Олой, д. Баянгазуй, д. Отонхой (Зун - Булук, Бурун - Булук) не приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. На подъездах к водонапорным башням в д. Баянгазуй, д. Отонхой (Зун - Булук, Бурун - Булук) отсутствует твердое грунтовое покрытие. У водонапорной башни в д. Баянгазуй отсутствует наружное освещение. В д. Отонхой (Зун - Булук, Бурун - Булук) отсутствует водонапорная башня. В с. Олой, д. Баянгазуй, д. Отонхой (Зун - Булук, Бурун - Булук) отсутствуют переносные пожарные мотопомпы. В с. Олой, д. Баянгазуй, д. Отонхой (Зун - Булук, Бурун - Булук) у водоисточников (водонапорных башен) и по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели, а именно - объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий. В ходе организации обучения населения мерам пожарной безопасности, пропаганды в области пожарной безопасности администрацией муниципального образования в 2011 году охвачено 124 человека, при общей численности населения 1134 человека. Не разработана целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Приспособленная для целей пожаротушения техника не укомплектована пожарно-техническим вооружением. Ссылаясь на положения ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правила пожарной безопасности в РФ (далее ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313, а также указывая, что нарушение требований пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения пожара, прокурор просит суд обязать администрацию МО «Олойское» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в муниципальном образовании «Олойское». В населенных пунктах с. Олой, д. Баянгазуй, д. Отонхой (Зун - Булук, Бурун - Булук) установить средства звуковой сигнализации для оповещения населения в случае возникновения пожара; - провести работы по приспособлению водонапорных башен в с. Олой, д. Баянгазуй, д. Отонхой (Зун-Булук, Бурун-Булук) для отбора воды пожарной техникой в любое время года; - на подъездах к водонапорным башням в д. Баянгазуй, д. Отонхой (Зун - Булук, Бурун - Булук) установить твердое грунтовое покрытие; - у водонапорных башен в д. Баянгазуй установить наружное освещение; - в д. Отонхой (Зун - Булук, Бурун - Булук) установить водонапорную башню; - в с. Олой, д. Баянгазуй, д. Отонхой (Зун - Булук, Бурун - Булук) у водоисточников (водонапорных башен) и по направлению движения к ним установить соответствующие указатели, а именно - объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий; - укомплектовать приспособленную для целей пожаротушения технику пожарно-техническим вооружением; - разработать целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности. В судебном заседании заместитель прокурора района Михайлов Е.В. исковые требования, с учетом пояснений представителя третьего лица уточнил и просил суд обязать администрацию МО «Олойское» установить дополнительную водонапорную башню в с. Отонхой. Установить общий срок для исполнения решения суда, согласно законодательству об исполнительном производстве. Представитель ответчика Хатуев Б.Г. исковые требования признал частично, не согласившись с необходимостью установления дополнительной водокачки в с. Отонхой. При этом, пояснил, что административно-территориального деления с. Отонхой на два населенных пункта Зун-Булун и Бурун-Булук нее имеется. Названия Зун-Булук и Бурун-Булук пошли от наименований родовых улусов. В связи с этим, требование прокурора установить дополнительную водонапорную башню не основано на каких-либо нормативных документах. Также, просил суд отказать в установлении срока исполнения решения суда, указывая на то, что данное требование не мотивировано и не конкретизировано. Представитель 3-го лица отдела надзорной деятельности по УОБО Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области Гатунок А.В. исковые требования прокурора, поддержал в полном объеме. Пояснил, что с. Отонхой состоит из двух околотков, расстояние между которыми составляет не менее 1,5 километров. В Зун-Булуке имеется водонапорная башня, в Бурун-Булуке водонапорной башни не имеется. В случае возникновения пожара, боевая пожарная машина будет вынуждена ехать в Зун-Булук для заправки водой. На что с учетом расстояния, времени на заправку уйдет значительное время, необходимое для тушения пожара. В с. Олой у водонапорной башни водоналивная труба (гусак) короткая и расположена ниже высоты боевой пожарной машины, что не позволяет набирать воду в емкость. Так как автомобиль не может подъехать по трубу. В с. Баянгазуй, гусак, также ниже высоты боевой пожарной машины. В с. Зун-Булук вообще нет гусака. Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. В силу ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 128-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара. В соответствии с п.9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного самоуправления поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Это же положение закреплено и п. 9 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Олойское» «Вопросы местного значения Поселения». В соответствии со ст.ст. 32, 39 Устава, вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности относятся к полномочиям Администрации Поселения. В соответствии со ст. 63 ФЗ от 22.07.2008 г. № 128-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. ППБ 01-03 утвержденные приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Согласно п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов, должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. Согласно п. 95 ППБ 01-03 водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Пунктами 90, 89, 27, 31, 106 ППБ 01-03 установлено: дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. Территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, Пожарные автомобили и мотопомпы, приспособленная и переоборудованная техника для тушения пожаров должны быть укомплектованы пожарно-техническим вооружением, заправлены топливом, огнетушащими веществами и находиться в исправном состоянии. Порядок привлечения техники для тушения пожаров определяется расписанием выезда и планом привлечения сил и средств для тушения пожаров, утвержденным органом местного самоуправления. В судебном заседании установлено, что на основании поручения заместителя прокурора района от *** отделом надзорной деятельности по УОБО Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области в муниципальном образовании «Олойское» *** проведена проверка на предмет обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования. По результатам проверки составлена информация по проверке от *** Согласно результатам проверки, содержащимся в информации, было выявлено 11 видов нарушения требований пожарной безопасности. А именно: 1) В населенных пунктах с. Олой, д. Баянгазуй, д. Отонхой (Зун - Булук, Бурун - Булук) отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения населения в случае возникновение пожара (п. 114 ППБ 01-03), 2) Водонапорная башня в с. Олой, д. Баянгазуй, д. Отонхой (Зун - Булук) не приспособлена для отбора воды пожарной техникой в любое время года (ст. 19 ФЗ от 21.12.1994 № 69 -ФЗ «О пожарной безопасности», п. 95 ППБ 01-03) 3) На подъездах к водонапорным башням в д.Баянгазуй, д. Отонхой (Зун - Булук) отсутствует твердое грунтовое покрытие ( п. 89 ППБ 01-03) 4) У водонапорной башни в д. Баянгазуй отсутствует наружное освещение (п. 27 ППБ 01-03) 5) В д. Отонхой (Бурун - Булук) отсутствует водонапорная башня (ст. 62 ФЗ от 22.07.2008 № 123 п. 114 ППБ 01-03) 6) В населенных пунктах с. Олой, д. Баянгазуй, д. Отонхой отсутствуют переносные пожарные мотопомпы ( п. 31 ППБ 01-03) 7) Отсутствует пожарное депо для подразделений пожарной охраны (для техники добровольной пожарной дружины 8) В с. Олой, д. Баянгазуй, д. Отонхой у водоисточников (водонапорных башен) и по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий (п. 89 ППБ 01-03) 9) В ходе организации обучения населения мерам пожарной безопасности, пропаганды в области пожарной безопасности администрацией муниципального образования в 2011 году охвачено 124 человека, при общей численности населения 1134 человека (п. 8 ст. 63 ФЗ от 22.07.2008 123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 25 ФЗ от 21.12.1994 № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности») 10) Не разработана целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности (ФЗ 123 п. 3 ст. 63) 11) Приспособленная для целей пожаротушения техника не укомплектована пожарно-техническим вооружением (ППБ 01-03 п. 106) Таким образом, суд находит, что вышеперечисленные требования пожарной безопасности вытекают нормативно-правовых актов, а их соблюдение является обязанностью муниципального поселения. Суд соглашается с доводами прокурора о том, что нарушение требований пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как жителей муниципального образования «Олойское», так и граждан, случайно оказавшихся на территории муниципального образования в случае возникновения пожара. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В судебном заседании было установлено, что с. Отонхой не имеет какого-либо административно-территориального деления. Наименования двух околотков - Зун-Булук и Бурун-Булук, из которых состоит с. Отонхой являются не официальными. При этом, в с. Отонхой водонапорная башня имеется. В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования и просил администрацию МО «Олойское» установить дополнительную водонапорную башню в с. Отонхой. В обоснование своих требований, указав на то что, несмотря на отсутствие нормативного регулирования количества водонапорных башен в населенных пунктах, наличие еще одной водонапорной башни продиктовано удаленностью водонапорной башни от жилых домов и строений, расположенных в местности под названием Бурун-Булук. Обсуждая данное требование, суд считает следующим образом. Приведенными выше федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, регламентирующими требования пожарной безопасности, не регламентируется количество водонапорных башен в населенных пунктах. П. 114 ППБ 01-03 установлено требование, сформулированное как «в населенных пунктах должны иметься запасы воды для целей пожаротушения». Как пояснил начальник отдела надзорной деятельности Гатунок А.В., чей отдел проводил проверку соблюдения требований пожранной безопасности, единственным источником водоотбора для целей пожаротушения в с. Отонхой является водонапорная башня в Зун-Булуке. Представитель ответчика Хатуев Б.Г. не оспаривал наличие удаленности от водонапорной башни до жилых домов и иных строений, расположенных в местности Бурун-Булук, на которую указывал представитель третьего лица. При указанных обстоятельствах, с учетом пояснений представителя третьего лица, суд находит уточненное требование прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению. При этом, исходит из того, что эффективная борьба с огнем обеспечивается оперативностью принимаемых мер к пожаротушению. Оперативность в свою очередь обеспечивается нормативным требованием об обеспечении наличия запаса воды для целей пожаротушения. Обсуждая требование прокурора установить срок для исполнения решения суда, суд находит, что указанное требование ничем не мотивировано. Доводов в обоснование данного требования не приведено ни в исковом заявлении, ни в судебном заседании. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Эхирит-Булагатского района к администрации муниципального образования «Олойское» удовлетворить частично. Обязать администрацию муниципальное образование «Олойское» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в муниципальном образовании «Олойское»: - в населенных пунктах с. Олой, д. Баянгазуй, д. Отонхой установить средства звуковой сигнализации для оповещения населения в случае возникновение пожара; - провести работы по приспособлению водонапорных башен в с. Олой, д. Баянгазуй, д. Отонхой для отбора воды пожарной техникой в любое время года; - на подъездах к водонапорным башням в д. Баянгазуй, д. Отонхой установить твердое грунтовое покрытие; - у водонапорной башни в д. Баянгазуй установить наружное освещение; - в д. Отонхой установить дополнительную водонапорную башню; - в с. Олой, д. Баянгазуй, д. Отонхой у водоисточников (водонапорных башен) и по направлению движения к ним установить соответствующие указатели, а именно - объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий; - укомплектовать приспособленную для целей пожаротушения технику пожарно-техническим вооружением; - разработать целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности. В установлении срока исполнения решения суда отказать. Настоящее решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения через Эхирит-Булагатский районный суд. Судья Г.Д.Альхеев