Об обязании устранить нарушения пожарной безопасности



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Усть-Ордынский.                ***

Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе судьи Альхеева Г.Д., при секретаре Курохтиной Л.А., с участием помощника прокурора Эхирит-Булагатского района Педрановой И.А., представителя администрации МО «Капсальское» по доверенности Хатуева Б.Г., представителя третьего лица отдела надзорной деятельности по УОБО по пожарному надзору Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области Печерского А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Эхирит-Булагатского района к администрации МО «Капсальское» обязать устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Эхирит-Булагатского района Хулханова Л.М. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указала, что прокуратурой района с привлечением отдела надзорной деятельности по УОБО по пожарному надзору Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в муниципальном образовании «Капсальское» в состав которого входят с. Капсал, д. Батхай, д. Зады. По результатам проверки выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности. А именно:

В населенных пунктах с. Капсал, д. Батхай, д. Зады отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения населения в случае возникновения пожара (п. 114 ППБ 01-03)

        Водонапорные башни расположенные в с. Капсал, д. Зады не приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. (ст. 19 ФЗ от 21.12.1994 № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности», п. 95 ППБ 01-03)

       На подъездах к водонапорным башням в с. Капсал, д. Зады отсутствует твердое грунтовое покрытие (п. 89 ППБ 01-03)           

       У водонапорной башни в с. Капсал, д. Зады отсутствует наружное освещение ( п. 27 ППБ 01-03)

       В д. Батхай отсутствует водонапорная башня (ст. 62 ФЗ от 22.07.2008 № 123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п. 114 ППБ 01-03)

        В с. Капсал, д. Батхай, д. Зады отсутствуют переносные пожарные мотопомпы ( п. 31 ППБ 01-03)

         В с. Капсал, д. Зады у водоисточников (водонапорных башен) и по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели. а именно - объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий ( п. 89 ППБ 01-03)

В ходе организации обучения населения мерам пожарной безопасности, пропаганды в области пожарной безопасности администрацией муниципального образования в 2011 году охвачено 150 человека, при общей численности населения 880 человека (п. 8 ст. 63 ФЗ от 22.07.2008 123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 25 ФЗ от 21.12.1994 № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности»)

Приспособленная для целей пожаротушения техника не укомплектована пожарно-техническим вооружением (п. 106 ППБ 01-03)

Не разработана целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

         Ссылаясь на положения ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правила пожарной безопасности в РФ (далее ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313, а также указывая, что нарушение требований пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения пожара, прокурор просит суд обязать администрацию МО «Капсальское» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в муниципальном образовании «Капсальское». В населенных пунктах с. Капсал, д. Батхай, д. Зады установить средства звуковой сигнализации для оповещения населения в случае возникновения пожара;

          - провести работы по приспособлению водонапорных башен в с. Капсал, д. Зады для отбора воды пожарной техникой в любое время года;

          - на подъездах к водонапорным башням в с. Кпсал, д. Зады установить твердое грунтовое покрытие;

         - у водонапорных башен в с Капсал, д. Зады установить наружное освещение;

         - в д. Батхай установить водонапорную башню;

         - в с. Капсал, д. Батхай, д. Зады установить переносные пожарные мотопомпы;

         - в с. Капсал, д. Зады у водоисточников ( водонапорных башен) и по направлению движения к ним установить соответствующие указатели, а именно - объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий;

          - укомплектовать приспособленную для целей пожаротушения технику пожарно - техническим вооружением;

          - разработать целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Установить срок для исполнения решения суда.

В судебном заседании помощник прокурора Педранова И.А. исковые требования, с учетом позиции представителя ответчика и представленных доказательств уточнила, и просила обязать администрацию МО «Капсальское» обеспечить д. Батхай запасами воды для целей пожаротушения, отказавшись от требования установить водонапорную башню в указанном населенном пункте. Срок для исполнения решения суда просила установить в 3 месяца.

Представитель ответчика Хатуев Б.Г. исковые требования признал частично, признав все уточненные требования прокурора, но не согласившись с установлением конкретных сроков для исполнения решения суда. При этом, указал, что устранение выявленных нарушений является затратным мероприятием, требующим заложения средств в бюджет. Поскольку текущий год заканчивается, эти средства необходимо предусмотреть в бюджете на 2012 год.

Представитель 3-го лица отдела надзорной деятельности по УОБО по пожарному надзору Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области Печерский А.О. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме. Пояснил, что водонапорные башни в с. Капсал и в с. Зады не имеют водоналивной трубы, в связи с чем, невозможно заправить водой пожарную машину.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 128-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

В соответствии с п.9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного самоуправления поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Это же положение закреплено и п. 10 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Капсальское» «Вопросы местного значения Поселения».

В соответствии со ст. 24, 32 Устава, вопросы определения целей и задач, порядка создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядка ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны отнесены к полномочиям Думы поселения, работу которой организует глава поселения.

В соответствии со ст. 63 ФЗ от 22.07.2008 г. № 128-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

ППБ 01-03 утвержденные приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов, должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Согласно п. 95 ППБ 01-03 водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года.

Пунктами 89, 90, 27, 31, 106 ППБ 01-03 установлено:

дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.

Территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения.

Сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу,

Пожарные автомобили и мотопомпы, приспособленная и переоборудованная техника для тушения пожаров должны быть укомплектованы пожарно-техническим вооружением, заправлены топливом, огнетушащими веществами и находиться в исправном состоянии. Порядок привлечения техники для тушения пожаров определяется расписанием выезда и планом привлечения сил и средств для тушения пожаров, утвержденным органом местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что на основании поручения заместителя прокурора района от *** отделом надзорной деятельности по УОБО по пожарному надзору Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области в муниципальном образовании «Усть - Ордынское» *** проведена проверка на предмет обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования.

По результатам проверки составлена информация по проверке от *** Согласно результатам проверки, содержащимся в информации, было выявлено 11 видов нарушения требований пожарной безопасности. А именно:

        1) В населенных пунктах с. Капсал, д. Батхай, д. Зады отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения населения в случае возникновения пожара (имеется механическое оповещение в виде «рельсы со шпалой») (п. 114 ППБ 01-03)

        2) Водонапорная башня в с. Капсал, д. Зады не приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года (ст. 19 ФЗ от 21.12.1994 № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности», п. 95 ППБ 01-03)

        3) На подъездах к водонапорным башням в с. Капсал, д. Зады отсутствует твердое грунтовое покрытие (п. 89 ППБ 01-03)           

        4) У водонапорной башни в с. Капсал, д. Зады отсутствует наружное освещение ( п. 27 ППБ 01-03)

        5) В д. Батхай отсутствует водонапорная башня (ст. 62 ФЗ от 22.07.2008 № 123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п. 114 ППБ 01-03)

        6) В населенных пунктах с. Капсал, д. Батхай, д. Зады отсутствуют переносные пожарные мотопомпы ( п. 31 ППБ 01-03)

         7) отсутствует пожарное депо для подразделений пожарной охраны (для техники добровольной пожарной дружины) (ФЗ 123 ст. 76)

         8) В с. Капсал, д. Зады у водоисточников (водонапорных башен) и по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий ( п. 89 ППБ 01-03)

9) В ходе организации обучения населения мерам пожарной безопасности, пропаганды в области пожарной безопасности администрацией муниципального образования в 2011 году охвачено 150 человека, при общей численности населения 880 человека (п. 8 ст. 63 ФЗ от 22.07.2008 123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 25 ФЗ от 21.12.1994 № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности»)

10) Приспособленная для целей пожаротушения техника не укомплектована пожарно-техническим вооружением (п. 106 ППБ 01-03)

11) Не разработана целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Таким образом, суд находит, что вышеперечисленные требования пожарной безопасности вытекают нормативно-правовых актов, а их соблюдение является обязанностью муниципального поселения.

Суд соглашается с доводами прокурора о том, что нарушение требований пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как жителей муниципального образования «Капсальское», так и граждан, случайно оказавшихся на территории муниципального образования в случае возникновения пожара.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования в части обязать ответчика установить водонапорную башню в д. Батхай, и просил обязать ответчика обеспечить д. Батхай запасами воды для целей пожаротушения

Суд находит эти уточнение требований обоснованным, поскольку соглашается с доводами ответчика о том, что допускается наружное противопожарное водоснабжение в населенном пункте с количеством жителей до 50 жителей при застройке зданиями высотой до 2 этажей. Так как данный довод вытекает из примечания к п. 4.1. Свод правил СП 8.13130.2009
"Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности"
(утв. приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. N 178)
(с изменениями от 9 декабря 2010 г.) Что, однако, не освобождает ответчика от выполнения п. 114 ППБ 01-03.

Обсуждая требование прокурора установить срок для исполнения решения суда, суд находит, что указанное требование ничем не мотивировано. Доводов в обоснование данного требования не приведено ни в исковом заявлении, ни в судебном заседании.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Эхирит-Булагатского района к администрации муниципального образования «Капсальское» удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципальное образование «Капсальское» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в муниципальном образовании «Капсальское»:

- в населенных пунктах с. Капсал, д. Батхай, д. Зады установить средства звуковой сигнализации для оповещения населения в случае возникновения пожара;

          - провести работы по приспособлению водонапорных башен в с. Капсал, д. Зады для отбора воды пожарной техникой в любое время года;

          - на подъездах к водонапорным башням в с. Кпсал, д. Зады установить твердое грунтовое покрытие;

         - у водонапорных башен в с Капсал, д. Зады установить наружное освещение;

         - обеспечить д. Батхай запасами воды для целей пожаротушения.

         - в с. Капсал, д. Батхай, д. Зады установить переносные пожарные мотопомпы;

         - в с. Капсал, д. Зады у водоисточников ( водонапорных башен) и по направлению движения к ним установить соответствующие указатели, а именно - объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий;

          - укомплектовать приспособленную для целей пожаротушения технику пожарно-техническим вооружением;

          - разработать целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности

В установлении срока исполнения решения суда отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения через Эхирит-Булагатский районный суд.

Судья           Г.Д.Альхеев